История Беларуси Билет 1
Cодерджание билета: |
I. Жизнь и хозяйственная деятельность первобытных людей на территории Беларуси
1. Первобытный строй на территории Беларуси делится учеными на три периода (в зависимости от того, из каких материалов делались орудия труда): каменный, бронзовый, железный века. Первобытный человек попал на территорию Европы приблизительно 40—35 тыс. лет назад. Людей того времени называют кроманьонцами (останки человека данного типа обнаружили в пещере Кро-Маньон во Франции). По внешнему виду они похожи на современных. Люди приспособились к жизни в холодном климате, обусловленном нахождением на территории Беларуси ледника. Кроманьонцы начали расселяться на юге Беларуси. Древнейшие поселения людей (стоянки) найдены археологами на берегах рек Припять и Сож возле деревень Юровичи и Бердыж в Гомельской области. Они существовали примерно 24— 21 тыс. лет до н. э. Здесь обнаружены остатки очага, орудия труда ш кремня, а также кости и черепа мамонтов, использованные для строительства жилья.
2. Каменный век на территории Беларуси, по мнению ученых, закончился приблизительно в конце 3-го тысячелетия до н. э. За этот период произошло несколько наступлений ледника.
Наиболее важными достижениями первобытных людей были освоение огня, изобретение остроконечных секущих, режущих, колющих орудий. На территории, остававшейся свободной от ледяного покрова во время отступлений ледника, люди занимались собирательством корней и клубней. Для этого они использовали палки-копалки, острые камни. Занятием людей была также загонная охота на мамонтов, северных оленей и других животных с помощью каменных топоров, примитивных дид (копий). Люди использовали удочки, костяные гарпуны, сети, крючки для рыбной ловли.
Особенность занятий людей каменного века состояла в том, что они брали от природы все в готовом виде. Такое хозяйство называют присваивающим.
После отступления последнего ледника началось потепление. Бывшая ледяная пустыня покрылась реками и озерами, лесами, населенными дикими животными. Первобытные люди постепенно стали заниматься индивидуальной охотой. В этом им помогала собака — первое прирученное человеком животное. Люди переходили к оседлому образу жизни, изобрели лук и деревянные стрелы с кремневыми наконечниками, высверленные и шлифованные каменные топоры, каменную зернотерку, начали использовать при рыбной ловле выдолбленные из дерева челны (лодки). Зарождаются гончарство и ткачество. Люди стали изготавливать остродонную глиняную посуду, которую втыкали в земляной пол или в центр костра, поскольку в то время еще не знали, что такое стол.
Незаменимым материалом для производства орудий труда был кремень. Его добывали в первобытных шахтах — вертикальных колодцах глубиной 3—5 м, найденных археологами у поселка Красносельский Волковысского района.
Первым известным коллективом людей было первобытное человеческое стадо. Вероятно, кроманьонцы жили уже родовыми общинами, объединявшими 50—70 кровных родственников. Во главе общины стоял избранный старейшина. Постепенно роды объединялись в племена. Некоторые историки разделяют мнение о том, что родство первоначально велось по материнской линии, так как женщина играла определяющую роль в жизни первобытного общества. Такой порядок называют материнским родом, или матриархатом.
3. Бронзовый век на территории Беларуси продолжался с начала 2-го тысячелетия до н. э. и до конца VIII в. до н. э. В это время изделия из меди и бронзы попадали с юга на территорию Беларуси. Здесь не было месторождений меди и олова, сплав которых образует бронзу. Люди начали приручать все больше животных, а после перешли к их разведению. Вероятно, первым домашним животным стала свинья. Происходит переход от охоты к животноводству и от собирательства к земледелию. Он означал переход от присваивающего к производящему хозяйству. При производящем типе хозяйства древние люди собственным трудом добывали необходимые для жизни продукты, не существующие в готовом виде в природе. Вначале земледелие было мотыжным, когда основным орудием труда служила мотыга, а затем — подсечно-огневым. Древние люди высекали лес, корчевали и сжигали пни, пепел употребляли в качестве удобрения, землю обрабатывали бороной-суковаткой. Для сбора урожая использовали серпы, муку получали на зернотерках. Чтобы сохранить зерно, а также молоко, полученное от разведенных животных, делали плоскодонную глиняную посуду.
Животноводство и подсечно-огневое земледелие в бронзовом веке стали основными занятиями мужчины. Роль мужской работы постепенно возрастала. В результате на смену материнскому роду пришел отцовский род (патриархат), или большая патриархальная семья. Во время бронзового века на территорию Беларуси постепенно начали проникать индоевропейцы — многочисленные племена животноводов-кочевников, которые первоначально жили в Малой Азии по соседству с народами Древнего Востока. В период расселения на территории Европы в результате смешивания индоевропейцев с местным населением возникли племенные объединения германцев, славян, балтов. Балтские племена, являющиеся предками современных литовцев и латышей, начали постепенно осваивать территорию Беларуси.
4. Железный век на территории Беларуси начался примерно в VII в. до н. э. Люди научились добывать железную руду. Ее называли болотной, потому что находили это сырье по бурому цвету на болоте или под дерном на лугу. Из руды выплавляли в сыродутных печах-домницах, сделанных из глины, пористую массу — кричное железо. Постепенно развивалось пашенное земледелие. При обработке земли использовали деревянное рало с железным нарогом-наконечником.
Совершенствование орудий труда привело к возникновению излишков продуктов и имущественного неравенства среди людей. Появились богатые и бедные. Между ними происходили стычки. Для защиты люди начали строить укрепленные поселения — городища.
5. Первобытные верования и искусство. Невозможность объяснить природные явления (молнию, гром и др.) породила у людей веру в сверхъестественные силы природы. Человек верил в существование души, способной жить отдельно от тела, и в ее бессмертие. Поэтому возникли похоронные обряды, когда тело умершего закапывалось головой на запад, лицом к восходящему солнцу, либо сжигалось, так как огонь считался священной силой. Покойнику клали его вещи, будто бы необходимые в «загробном мире». Это были украшения, оружие, орудия труда и быта. Бытовал обычай насыпать над могилами курганы из песка или другого грунта, средняя высота которых составляла 1—2 м.
Возникновение религиозных верований, а также хозяйственные занятия первобытных людей повлияли на зарождение первобытного искусства. Первым его примером является скульптура — создание объемного образа. Об этом свидетельствуют найденные археологами статуэтки, изображавшие женщин, мужчин, лося, утку. Свидетельствами возникновения искусства также считаются орнамент (узор) на глиняной посуде, рисунки на кости, женские украшения (подвески, бусы, лунницы, застежки), музыкальные инструменты (бубен, дудки).
II. События Октябрьской революции 1917 г. и установление советской власти в Беларуси
1. Октябрьская революция.25 октября 1917 г. (7 ноября по новому стилю) рабочие Петрограда и революционно настроенные солдаты свергли власть буржуазного Временного правительства. 26 октября II Всероссийский съезд Советов провозгласил советскую власть в центре и на местах. Были приняты Декреты о мире и земле. Предлагалось немедленно начать переговоры о справедливом и демократическом мире без аннексий и контрибуций. Упразднялась собственность помещиков на землю без всякого выкупа. Съезд образовал Временное рабоче-крестьянское правительство — Совет Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным.
2. Переход власти в руки Советов в Беларуси и на Западном фронте. В полдень 25 октября большевики Минска по военному радио получили сообщение о победе вооруженного восстания в Петрограде. Минский Совет рабочих и солдатских депутатов, в котором преобладали большевики, объявил себя властью в городе. Противодействие большевикам в Минске оказал Комитет спасения революции. Он был создан в составе меньшевиков, эсеров, бундовцев и представителей белорусских национальных организаций. Комитет потребовал передачи ему власти в городе. Но, когда в Минск прибыли настроенные по-большевистски войска с Западного фронта, соотношение сил изменилось в пользу большевиков. 2 ноября 1917 г. власть в Минске окончательно взял в свои руки Военно-революционный комитет (ВРК) Западной области и фронта.
После свержения Временного правительства борьбу с большевиками возглавила Ставка Верховного главнокомандующего российской армией, которая располагалась в Могилеве. В Могилев были направлены большевистские вооруженные силы, Ставка была ликвидирована.
В условиях продолжавшейся Первой мировой войны большевики сделали ставку на солдат Западного фронта, который проходил через территорию Беларуси. Многие из них, измученные войной, а это были в основном крестьяне, призванные в армию, сочувственно встретили первые декреты советской власти о мире и земле. Большевиков поддержала основная часть крестьян, которая рассчитывала на получение помещичьей земли без выкупа.
3. Формирование Областного исполнительного комитета и Совета Народных Комиссаров Западной области и фронта. После октябрьских событий и до 2 января 1919 г. на территории Витебской, Могилевской, Минской и на не оккупированных германскими войсками частях Виленской и Смоленской губерний действовал первый высший законодательный орган советской власти — Областной исполнительный комитет Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Западной области и фронта (Облискомзап). Одним из его руководителей был Л. Ф. Мясников. В состав Облискомзапа входили в основном представители партии большевиков. Для решения наиболее важных вопросов был создан Совет Народных Комиссаров Западной области и фронта, который являлся исполнительным органом советской власти в Беларуси. Его первым руководителем стал К.И.Ландер.
4. Первые преобразования в социально-экономической сфере. Одним из первых мероприятий советской власти было проведение национализации промышленности — передачи предприятий из частной в государственную собственность. Вводился 8-часовой рабочий день.
При реализации Декрета о земле было ликвидировано помещичье землевладение. Происходила передача бывшей помещичьей земли в распоряжение Советов крестьянских депутатов. Это означало не социализацию, а национализацию земли, ибо она передавалась Советам, которые являлись органами государственного управления.
Важное значение для решения национального вопроса в этом процессе имела «Декларация прав народов России». В ней провозглашалось равенство всех народов и право каждого из них на самоопределение и образование самостоятельного государства.
В 1918—1920 гг. партия большевиков в социально-экономической области проводила политику «военного коммунизма». Она представляла собой систему временных и чрезвычайных мер, которые имели вынужденный характер и были вызваны военными условиями. Этой политике были присущи: проведение национализации крупной, средней и частично мелкой промышленности; централизованное распределение товаров государственными органами по уравнительному принципу с введением карточной системы; ликвидация товарно-денежных отношений и запрет частной торговли; натуральный обмен продуктами.
Центральным элементом политики «военного коммунизма» в деревне стало введение продразверстки. Она представляла собой систему заготовок сельскохозяйственной продукции, согласно которой крестьяне обязаны были сдавать государству все излишки продукции, в первую очередь зерна, которое предназначалось для обеспечения Красной Армии. Крестьяне вынуждены были сдавать государству не только излишки продукции, но даже часть той, которая необходима была для собственного потребления. Элементами коммунистических начал стали введение всеобщей трудовой повинности по принципу «кто не работает, тот не ест», уравнительного принципа оплаты труда, бесплатных коммунальных услуг.
III. Отражение событий истории Беларуси в произведениях белорусской литературы
Характеристика исторической тематики в рассказе Янки Брыля «Memento mori»
В рассказе «Memento mori» (в переводе с латинского «помни о смерти») описывается история, действительно случившаяся поздней осенью 1943 г., когда в ответ на подрыв воинского эшелона немецко-фашистские каратели окружили ближайшую деревню и сожгли ее вместе с жителями, согнав всех в одно из строений. Во время карательной операции фашисты вывели из толпы печника и подогнали к зондерфюреру, решившему подарить ему и его семье жизнь в знак благодарности за теплую печь, сделанную старым мастером. Однако герой рассказа отказался принять жизнь в подарок от палача, так как понимал общность своей судьбы с жизнью односельчан и бесчеловечность того, что задумали сделать каратели. Он сам направился к своим родным, чтобы разделить с ними страшную участь. И он сгорел — единственный, кто мог бы в тот день не сгореть.