История Беларуси Билет 22
Cодерджание билета: |
I. События революций 1905—1907 гг. и Февральской 1917 г. в Беларуси
1. Причины буржуазно-демократических революций были связаны с сохранением главных пережитков феодального строя — дворянско-помещичьего землевладения и нерешенности аграрного вопроса о наделении крестьянства землей. Главными феодальными пережитками в политической сфере являлись абсолютная монархия (самодержавие) и отсутствие демократических свобод в обществе.
2. Политические силы, существовавшие накануне и во время первой буржуазно-демократической революции 1905—1907 гг., объединялись в три политических лагеря. Правительственный лагерь стремился любыми средствами сохранить в стране самодержавие, сословные привилегии дворянства, помещичье землевладение. Его важнейшей опорой являлись армия и полиция. Буржуазно-либеральный лагерь был представлен различными политическими партиями и организациями. Конституционные демократы (кадеты) стремились к введению в России конституционной монархии с парламентом. Их деятельность широкой поддержки в Беларуси не получила. Октябристы поддержали царский Манифест от 17 октября 1905 г., в котором впервые в российской истории провозглашались политические свободы (слова, собраний, печати, союзов) и в соответствии с которым созданная как совещательный орган при царе Государственная дума (парламент) обретала законодательные полномочия.
Революционно-демократический лагерь был представлен различными политическими партиями. Большевики как политическое направление в Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) разделяли марксистское положение об установлении диктатуры пролетариата путем социалистической революции. Целиком самостоятельную политику проводил Бунд — Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России, провозгласивший себя национальной организацией еврейских рабочих. Партия социалистов-революционеров (эсеры) выступала за социализацию земли, то есть за ее передачу в общенародную собственность и уравнительный раздел среди крестьянства при отмене частной собственности на землю. Белорусская социалистическая громада (БСГ) — единственная в Беларуси национально-демократическая партия, которая выступала за автономию — широкое внутреннее самоуправление для Беларуси с сеймом в Вильне в составе Российской федеративной демократической республики.
3. Основные события революции 1905—1907 гт. в Беларуси начались с выступлений солидарности в связи с «Кровавым воскресеньем» 9 января 1905 г. в Петербурге, когда царские войска расстреляли мирное шествие рабочих к Зимнему дворцу. В октябре 1905 г. трудящиеся Беларуси приняли активное участие во Всероссийской политической стачке.
В Минске при потворстве местных властей 18 октября 1905 г. был расстрелян многолюдный народный митинг, на котором обсуждался Манифест царя от 17 октября 1905 г. Это событие получило в истории название «Курловский расстрел» (по фамилии губернатора Минска Курлова).
В декабре 1905 г. царь объявил о проведении выборов в Государственную думу. В I Государственной думе почти половина депутатов от белорусских губерний образовала свою группу — автономистов, выступавших за автономию Белорусского края, подчеркивавших, что им должны управлять «коренные жители, а не пришлые, чуждые и враждебные элементы». Во II Думе депутаты от западных губерний объединились в Русский окраинный союз, выступавший против революции и действовавший под лозунгом «Россия для русских, и русские должны управлять ею». Представители этого союза рассматривали Беларусь как часть Западной России, отрицали существование белорусской нации, считали необходимым окончательное слияние белорусов с русским народом. I и II Думы были распущены царскими указами. Разногласия между политическими лагерями, несогласованность действий рабочих и крестьян, сохранение армии в качестве оплота самодержавия обусловили поражение революции 1905-1907 гг.
4. События Февральской революции 1917 г. начались массовыми выступлениями рабочих в Петрограде. На их сторону стали переходить солдаты. 2 марта 1917 г, царь Николай II отрекся от престола. Самодержавие было свергнуто. Власть перешла к буржуазному Временному правительству, которое придерживалось курса на дальнейшее участие в Первой мировой войне, что не способствовало решению наболевшего для Беларуси вопроса о мире, Свои полномочия министры осуществляли до выборов Учредительного собрания — будущего парламента России. Именно он должен был решить вопросы о земле, о войне и мире, национальный вопрос.
В городах и местечках Беларуси создавались органы революционно-демократической власти — Советы рабочих и солдатских депутатов. Возникло особое политическое положение, получившее название двоевластие: с одной стороны — революционно-демократическая власть пролетариата и крестьянства в виде Советов, с другой — власть буржуазии в виде «общественных комитетов порядка». Особенностью данного положения стала поддержка Советами деятельности комитетов. Проводниками такой политики являлись меньшевики (политическое направление в РСДРП, представители которого поддерживали буржуазную власть) и эсеры.
После победы Февральской революции Белорусская социалистическая громада прилагала усилия для разрешения национального вопроса. В марте 1917 г. в Минске состоялись два съезда представителей белорусских национальных организаций, высказавшиеся за государственно-территориальную автономию (самостоятельность) Беларуси в составе Российской демократической республики. Однако Временное правительство, стоявшее на позициях единой и неделимой России, считало, что вопрос о праве белорусского и других народов на государственное самоопределение может решить только Учредительное собрание.
Таким образом, актуальный для Беларуси вопрос об оформлении государственной самостоятельности оставался нерешенным.
II. Международное положение и внешняя политика Республики Беларусь
1. Основными приоритетами внешней политики Республики Беларусь на международной арене являются: интеграция в мировое сообщество как равноправного, суверенного, независимого государства; содействие строительству новой мировой и европейской системы безопасности; активное участие в работе международных организаций.
Беларусь стремится приобрести статус нейтрального государства. Внешнеполитический курс такой страны характеризуется неучастием в вооруженных конфликтах (войнах). Все ядерное оружие, располагавшееся ранее на территории Беларуси, было выведено за ее пределы. Беларусь стала участником Международного договора о нераспространении ядерного оружия. Республика Беларусь является членом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Беларусь в качестве партнера присоединилась к программе НАТО «Партнерство ради мира», в которой кроме стран — членов НАТО участвуют 17 государств. Эта программа направлена на создание партнерства как постоянного элемента структуры европейской безопасности. Наша страна исходит из того, что ни одно из государств, в том числе страны НАТО, на современном этапе не является для нас потенциальным противником.
2. Деятельность Беларуси в Организации Объединенных Наций (ООН). Беларусь учитывает рекомендации «Порядка дня на XXI век». Этот документ был принят в 1992 г. с участием представителей 179 стран мира. В нем предусматривается программа мирового сотрудничества с целью гармонизации взаимоотношений между человеком и природой.
Беларусь получила помощь по линии ООН, которая приняла специальную резолюцию «Международное сотрудничество в деле смягчения и преодоления последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции».
Вместе с представителями 189 государств Беларусь в 2000 г. подписала на саммите в Нью-Йорке Декларацию тысячелетия. Это базовый документ, направленный на достижение к 2015 г. целей, связанных с улучшением положения человека, преодолением бедности, нищеты и голода, укреплением здоровья, обеспечением безопасности, охраной окружающей среды, защитой прав и демократии. В целях реализации Декларации тысячелетия ООН по инициативе Беларуси приняла в 2010 г. Глобальный план действий по борьбе с торговлей людьми.
3. Развитие интеграции между Беларусью и Россией. В мае 1995 г. на республиканском референдуме большинство белорусских избирателей высказалось за углубление интеграции между Беларусью и Россией. 2 апреля 1996 г. подписан Договор о создании Сообщества Беларуси и России, а день 2 апреля был объявлен Днем единения народов Беларуси и России.
8 декабря 1999 г. был подписан Договор о создании Союзного государства Беларуси и России, который предусматривает не механическое слияние двух государств или поглощение одного государства другим, а их объединение для реализации взаимовыгодных задач при сохранении за Беларусью и Россией статуса субъектов международного права.
4. Развитие связей со странами Содружества Независимых Государств стало приоритетным направлением с середины 1990-х гг. В 1995 г. Республика Беларусь создала с Россией и Казахстаном Таможенный союз, который в 2000 г. был преобразован в новое интеграционное объединение — Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) с участием Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана (с 2006 г.). С началом действия Таможенного союза образовался общий рынок товаров, рабочей силы и капиталов с огромной территорией и населением около 170 млн человек, на котором каждый товар может свободно перемещаться между тремя странами без таможенного оформления.
В 2011 г. президенты Беларуси, России и Казахстана подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции, которая означала постепенный переход от действующего Таможенного союза к формированию Единого экономического пространства и далее к созданию на ее основе в 2015 г. Евразийского экономического союза. В него входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия.
5. Сотрудничество Республики Беларусь с Советом Европы и Европейским союзом является важнейшим направлением внешнеполитической деятельности. После проведения республиканского референдума 24 ноября 1996 г. политические отношения Беларуси с Западом начали ухудшаться. В 1997 г. министры иностранных дел стран Европейского союза приняли решение о «замораживании» контактов с Беларусью на политическом уровне. Несмотря на это, программы экономического сотрудничества с Республикой Беларусь продолжились. Европейский союз является одним из ключевых торгово-экономических партнеров Беларуси, занимает вторую позицию после России. Беларусь в 2009 г. вошла вместе с Украиной, Грузией, Арменией, Азербайджаном в созданное под эгидой Евросоюза объединение «Восточное партнерство», которое пока имеет больше символический характер, чем практический.
Западный вектор внешней политики Беларуси имеет перспективу гармонизации отношений, связанную с восстановлением взаимного доверия и разрушением негативных стереотипов борьбы. Республика Беларусь выступает за Европу без разделительных границ, придерживается образа Европы, которая построена на основе коллективной ответственности за будущее всего континента.
III. Сравнение точек зрения на один и тот же исторический факт
Сравнение точек зрения на характер польско-советской войны 1919-1920 гг.
1. Мнение руководителя Польского государства Ю. Пилсудского:
«…Внутренняя революция у нас не существовала… ее нужно было принести извне на острие штыков… Советская Россия вела с нами войну под лозунгом навязывания нам, полякам, своего, то есть советского строя, и такую цель она назвала “революцией извне”. Уже в 1918 году, независимо ни от кого, я поставил себе ясную цель… сорвать любые попытки вновь навязать нам чужую, не самими поляками устроенную жизнь… В 1919 году я эту задачу выполнил».
2. Мнение Главнокомандующего войсками Красной Армии на Западном фронте М. Тухачевского:
«Нет никакого сомнения в том, что, если бы только мы вырвали из рук польской буржуазии ее буржуазную шляхетскую армию, то революция рабочего класса в Польше стала бы совершившимся фактом. А этот пожар не остался бы ограниченным польскими рамками. Он разнесся бы бурным потоком по всей Западной Европе. Этот опыт извне Красная Армия не забудет».
Руководитель Польши считал справедливым восстановление в 1919 г. Польского государства в границах Речи Посполитой 1772 г., в том числе за счет присоединения этнической территории Беларуси. Ю. Пилсудским использован аргумент о предотвращении распространения в Польше идей мировой пролетарской революции, для созревания которой условий не существовало. Эту идею стремились реализовать на территории Польши в 1920 г. войска Красной Армии, но им не удалось это сделать. Руководство Советской России, организовывая на первом этапе войны защиту от польской интервенции, на следующем этапе военных действий стремилось к политической цели распространения мировой революции на территорию Польши военными средствами.