История Беларуси Билет 24


Cодерджание билета:

  1. Культура Беларуси в 60-е гг. XIX — начале XX в. Условия и особенности формирования белорусской нации
  2. Олимпийские достижения спортсменов Республики Беларусь
  3. Объяснение причинно-следственных связей между историческими фактами

I. Культура Беларуси в 60-е гг. XIX — начале XX в. Условия и особенности формирования белорусской нации

1. Образование. В области образования в 1864 г. началась реформа, в соответствии с которой обучение становилось всесословным. Однако в 1887 г. распоряжением министра просвещения, получившим название «Указ о кухаркиных детях», запрещалось принимать в гимназии детей кухарок, прачек, мелких торговцев и т. п.

Учебники для школ Северо-Западного края создавались с позиций западнорусизма. Согласно этой теории, одним из создателей которой был историк М. Коялович, белорусы рассматривались как составная часть русского этноса, а главное направление развития белорусского края связывалось с его возвращением от польского католичества к русскому православию.

Начальное образование в сельской местности во второй половине XIX в. давали народные училища и церковно-приходские школы, а в городах — городские училища. В Беларуси были открыты семинарии для подготовки учителей начальных школ. Учительскую семинарию в Несвиже закончил Якуб Колас. Среднее образование можно было получить в гимназиях. Они разделялись на классические, где преобладало изучение гуманитарных предметов и древних языков, и реальные — с изучением математических и природоведческих предметов.

В 1864 г. в связи с событиями восстания 1863—1864 гг. был закрыт земледельческий институт в Горы-Горках Могилевской области. Получить высшее образование выходцы из Беларуси могли только в учебных заведениях Российской империи.

К концу XIX в. грамотных людей в Беларуси было крайне мало. Большинство населения, прежде всего крестьянство, оставалось неграмотным.

2. Белорусоведение. В начале XX в. развивалось белорусоведение. В трехтомном исследовании академика Е. Карского «Белорусы», названном «энциклопедией белорусоведения», было дано всестороннее научное обоснование национальной самобытности белорусов как самостоятельного восточнославянского народа. Историк М. Довнар-Запольский обосновал положение о самобытном белорусском народе с оригинальной культурой и языком, высказался за его право на самостоятельное существование.

Среди достижений европейского уровня в технических науках особое место занимают работы профессора Я. Наркевича-Иодко. Он предложил и обосновал использование электрографии для диагностики состояния здоровья человека. Это изобретение лежит в основе электротерапии. Его научное открытие — прибор для регистрации грозы по электрическим разрядам — стало первым радиоприемником, или «беспроволочным телеграфом» при передаче электрических сигналов на расстояние.

3. Литература. Существенную роль в становлении белорусского литературного языка и литературы сыграл Ф. Богушевич. Он одним из первых среди белорусских писателей отметил самостоятельность белорусского языка. В конце XIX в. увидели свет сборники его стихов «Дудка белорусская» и «Смык белорусский», подписанные псевдонимами «Мацей Бурачок» и «Сымон Рэўка з-пад Барысава». В предисловии к сборнику «Дудка белорусская» поэт писал: «Шмат было такіх народаў, што страцілі наперш мову сваю, так як той чалавек прад скананнем, катораму мову займе, а потым і зусім замёрлі. Не пакідайце ж мовы натай беларускай, каб не ўмёрлі!.,»

Как создатель новой белорусской литературы и литературного языка вошел в историю поэт Янка Купала (Иван Луцевич) — автор пьес «Павлинка», «Разоренное гнездо» и др. В его творчестве сочетались темы протеста крестьянства и борьбы за национальное возрождение. Стихотворение Я. Купалы «А кто там идет?» русский писатель Максим Горький считал «народным гимном белорусов» и перевел его на русский язык.

В первом сборнике своих стихов «Песни-жальбы» Якуб Колас (Константин Мицкевич) создал образ белорусского мужика, который, несмотря на тяжелую жизнь, остается оптимистом и верит в возрождение родного края. Поэт начал работу над поэмой «Новая земля» и «Сымон-музыкант». Поэтическим заветом своему народу стало стихотворение-гимн «Погоня» М. Богдановича.

В начале XX в. ярко раскрылся талант белорусской поэтессы и революционерки, автора «Первого чтения для деток белорусов» Тетки (Алоизы Пашкевич).

4. Театр и искусство. Театральная жизнь в Беларуси была связана с деятельностью Первой белорусской труппы И. Буйницкого, который считается создателем белорусского профессионального театра.

Одним из самых известных живописцев был К Альхимович, картина которого «Погребение Гедимина» получила всемирное признание. Ряд своих полотен художник посвятил нелегкой судьбе крестьян, написал также серию картин по мотивам творчества А. Мицкевича.

Талантливый композитор и художник Н. Орда, почти 25 лет путешествовавший по Беларуси, оставил около 1000 акварельных зарисовок, изображающих известных людей и памятники белорусского зодчества.

На протяжении многих лет в поместье Здравнево под Витебском летние сезоны проводил русский художник И. Репин. Тут он написал композиционный портрет «Белорус».

Одну из частных художественных школ создал в Витебске автор многочисленных картин, отражающих черты еврейского быта, Ю. Пэн. В его школе прошел первую подготовку как живописец уроженец Витебщины всемирно известный художник XX в. М. Шагал.

5. В развитии архитектуры сочетались элементы разных художественных стилей. По всей Беларуси во второй половине XIX в. развернулось строительство в псевдорусском стиле церквей-«Муравьевой», название которых пошло от фамилии виленского генерал-губернатора М. Муравьева, который преодолевал последствия восстания 1863—1864 гг. путем распространения православия. Примерами использования псевдорусского стиля стали также часовня князей Паскевичей в Гомеле, Покровский собор в Гродно, Свято-Воскресенский собор в Борисове. Здания учебных учреждений возводились в стиле классицизма, театры — в стиле барокко, костелы — в стиле неоготики (костел Святого Роха в Минске). Наиболее известным памятником архитектуры начала XX в., сочетающим черты романского и готического стилей, стал костел Святых Симеона и Елены (прозванный в народе Красным). Инициатором его строительства был Э. Войнилович, который увековечил память о своих умерших детях: 12-летнем сыне Симеоне и 19-летней дочери Елене.

На рубеже XIX—XX вв. возник архитектурный стиль модерн, в котором строились железнодорожные вокзалы, промышленные здания, банки, жилые дома, а также гостиница «Европа» в Минске и др.

6. Формирование белорусской нации. Вторая половина XIX — начало XX в. стали решающим этапом в процессе формирования белорусской нации. Нация — это исторически сложившаяся общность людей с характерными для нее постоянным проживанием на одной территории, общностью хозяйственной жизни, общим литературным языком, схожестью культуры и психологии. Формирование белорусской нации происходило в составе Российской империи в условиях отсутствия собственной государственности.

Становление белорусской нации характеризовалось формированием национального самосознания — совокупности идей, представлений, убеждений, верований, в которых народ понимает себя как национальную общность и исторические корни своего происхождения.

Процесс формирования нации был также связан с оформлением белорусской национальной идеи — представлениями, в которых выражалось понимание белорусов как самостоятельной общности людей. Смыслом национальной идеи стало достижение белорусами собственной государственности.

Одной из форм проявления национального самосознания стали собственные названия. В конце XIX — начале XX в. наименования «Беларусь» и «белорусы» закрепляются за всей этнической территорией белорусов. Часть населения Беларуси называла себя «тутэйшыя» (здешние). В некоторых местностях существовали региональные названия, которые относились к территориям: «полешуки» — ко всему Полесью, «пинчуки» — к его отдельным частям. По национальному составу более 65 % населения Беларуси являлись белорусами, около 15 % — евреями, 6 % — русскими, более 5 % — поляками, около 5 % — украинцами. По конфессиональному составу среди населения преобладали православные, составлявшие около 2/3.

II. Олимпийские достижения спортсменов Республики Беларусь

1. Выход белорусских олимпийцев на мировую арену состоялся в 1956 г. в составе команды Советского Союза. Четырехкратными олимпийскими чемпионами становились фехтовальщики В. Сидяк и Е. Белова, имя которой занесено в Книгу рекордов Гиннесса. Трижды поднимался на высшую ступень олимпийского пьедестала чемпион XVIII, XIX, XX Олимпийских игр, неоднократный чемпион мира и СССР по вольной борьбе Л. Медведь. Он признан лучшим борцом вольного стиля XX в. и удостоен специальной награды ЮНЕСКО «За благородство в спорте». «Чудом с косичками» называли болельщики белорусскую гимнастку О. Корбут — чемпионку XX и XXI Олимпийских игр, которая в 1972 г. была признана лучшей спортсменкой мира.

2. Спортивные достижения олимпийцев Республики Беларусь состоялись, когда Республика Беларусь впервые была представлена самостоятельной национальной командой на XXVI Олимпийских играх в 1996 г. Золотые медали тогда завоевала Е. Ходотович (академическая гребля, байдарка-одиночка). Она была также призером еще трех Олимпийских игр, признана лучшей спортсменкой Беларуси в 1996 и 1999 гг.

Шестикратным победителем Олимпиады 1992 г. по спортивной гимнастике стал В. Щербо, который на следующей Олимпиаде завоевал еще четыре бронзовые медали. Как обладатель шести золотых медалей, завоеванных на одной Олимпиаде, занесен в Книгу рекордов Гиннесса. В. Щербо является 14-кратным чемпионом мира, в том числе во всех дисциплинах спортивной гимнастики в личном и командном первенстве, а также на всех шести гимнастических снарядах. Признан лучшим спортсменом мира в 1991—2000 гг.

В 2001 г. лучшей спортсменкой Беларуси была признана Я. Корольчик — чемпионка XXVII Олимпийских игр в толкании ядра. На XXVIII Олимпийских играх 2004 г. белоруска Ю. Нестеренко завоевала золотую медаль в беге на 100 м, эта дистанция считается одной из самых престижных в женской легкой атлетике. На XXX Олимпийских играх 2012 г. в Лондоне два мировых рекорда установил белорусский стрелок С. Мартынов. Теннисистка В. Азаренко, которая в 2012 г. стала первой ракеткой мира, вместе с М. Мирным победили хозяев теннисного корта. Чемпионка мира 2011 г. в плавании на 100 м вольным стилем А. Герасименя завоевала сразу две серебряные медали, а в 2016 г. в плавании на 50 м вольным стилем — бронзовую.

Первое в истории суверенной Беларуси золото на XXI зимних Олимпийских играх 2010 г. завоевал фристайлист А. Гришин, для которого эта Олимпиада была четвертой. Его достижение повторил А. Кушнир на зимней Олимпиаде 2014 г. в Сочи. Золото в лыжной акробатике завоевала А. Цупер, для которой эта Олимпиада была пятой. Также в Сочи первой в истории зимних видов спорта трехкратной олимпийской чемпионкой, которая получила три золотые медали в личных лыжных гонках на одной Олимпиаде, стала Д. Домрачева. За свой спортивный подвиг белорусская биатлонистка была удостоена звания «Герой Беларуси». На Олимпийских играх 2016 г. в Рио-де-Жанейро первую в истории Беларуси золотую олимпийскую медаль в прыжках на батуте завоевал В. Гончаров.

III. Объяснение причинно-следственных связей между историческими фактами

Раскрытие причинно-следственной связи между прекращением существования СССР и началом интеграционного процесса между Республикой Беларусь и странами Содружества Независимых Государств

С распадом бывшего СССР произошел разрыв единого экономического пространства, разрушились хозяйственные связи между бывшими советскими республиками, которые существовали в рамках единого народно-хозяйственного комплекса. В процессе поиска путей преодоления кризисных явлений и восстановления бывших экономических связей в новом рыночном пространстве Республика Беларусь особое внимание уделяет восстановлению на равноправной и взаимовыгодной основе связей с государствами СНГ, ранее входившими в состав СССР прежде всего с Россией.