История Беларуси (2023/2024) Билет 5


Cодерджание билета:

  1. Развитие культуры на белорусских землях в IX — середине XIII в. Религиозно-просветительские деятели
  2. Политика индустриализации и коллективизации сельского хозяйства в БССР во второй половине 1920-х — 1930-е гг.
  3. Сравнительная характеристика событий истории Беларуси по предложенным признакам

I. Развитие культуры на белорусских землях в IX — середине XIII в. Религиозно-просветительские деятели
1. Распространение христианской веры на белорусских землях началось с X в. В 992 г. князь Изяслав основал в Полоцке епархию — большой церковный округ. Рогнеда и Изяслав стали первыми христианами в Полоцком княжестве. Христианство в течение нескольких столетий распространялось в соперничестве с язычеством (многобожием). С IX по XIII в. они существовали вместе, так как язычество имело глубокие древние корни.

2. В Полоцком княжестве развивалась письменность. Исключительную научную ценность имеют берестяные грамоты — березовая кора с нацарапанными на ней буквами. Такие грамоты обнаружены археологами в Витебске и Мстиславле.

С первой половины X в. берет начало летописание — запись событий по годам (летам) в хронологической последовательности. В начале XII в. монахом Нестором была создана «Повесть временных лет» — летопись, содержащая сведения о Рогволоде, Рогнеде, Изяславе, Всеславе Чародее, о битве на Немиге и других событиях из жизни восточных славян. Самой ранней рукописной книгой на территории Беларуси является созданное в X в. Туровское евангелие, украшенное заставками — большими разноцветными буквами. Материалом для рукописных книг в те времена служил пергамент — специально выделанная кожа телят. Обложкой были две дощечки, обтянутые кожей, а закрывалась книга с помощью пряжки.

3. Религиозные деятели-просветители XII в. содействовали распространению письменности. Осознанный жизненный выбор сделала в 12-летнем возрасте дочь полоцкого князя Предслава. О ее жизненном пути и деятельности рассказывается в житии. Узнав о намерении отца обручить ее с будущим мужем-княжичем, она выбрала служение Богу и убежала из дому в женский монастырь, где получила имя Евфросиния. Позже она основала женский и мужской монастыри, где переписывались церковные книги. На склоне лет она совершила паломничество в Святую землю (Иерусалим), где и скончалась. Евфросиния Полоцкая — первая женщина среди восточных славян, провозглашенная православной церковью святой.

Выдающимся религиозным деятелем XII в. был туровский епископ Кирилл. На некоторое время он замуровался в небольшой монастырской башне (столпе, имевшем несколько ярусов) и жил отшельником — в изоляции от других людей. Он писал «слова» — обращения к верующим, молитвы-исповеди, повести-притчи, имевшие характер поучений. За красноречие Кирилла Туровского прозвали Златоустом, «паче всех воссиявшим на Руси».

4. Выдающимся памятником каменного зодчества(сооружением из камня и кирпича, скрепленных раствором) был возведенный в середине XI в. в Полоцке при князе Всеславе Брячиславиче (Чародее) Софийский собор. Слово «София» означает «Божья мудрость», по представлениям верующих, управляющая мирозданием. Это был третий храм такого типа, возведенный на землях восточных славян после Киева и Новгорода. При строительстве собора использовался плоский кирпич — плинфа. Внутренняя поверхность храма была украшена фресками — росписью водяными красками по свежей штукатурке. В течение XII в. в Полоцке было возведено 10 каменных однокупольных культовых зданий. Одним из них стала Спасская церковь, построенная по просьбе Евфросинии Полоцкой зодчим Иоанном (Иваном) за 30 недель.

До наших дней частично сохранилась Коложская (Борисоглебская) церковь у построенная в XII в. в Гродно. Стены церкви украшены вставками из цветного полированного камня и керамическими плитками, образующими определенный рисунок. Особенностью церкви является большое количество голосников — глиняных кувшинов, вмурованных в стены для того, чтобы было хорошо слышно молитву и голос священника.

Памятником оборонного зодчества является пятиярусная, высотой около 30 м, Каменецкая башня возведенная в XIII в. на Брестчине из желтого и коричневого кирпича.

5. Шедевром древнего искусства является шестиконечный крест, созданный в технике перегородчатой эмали мастером Богшей (в крещении Лазарь) по заказу Евфросинии Полоцкой в 1161 г. Крест изготовлен из кипарисового дерева. Его поверхность выложена золотыми, а стороны — серебряными пластинами с выбитыми на них надписями. На золотых пластинах разноцветными эмалями изображены святые. В кресте содержались частички дерева с креста, на котором был распят Иисус Христос, мощи святых. Восстановленный в XX в. образ креста считается христианской реликвией белорусов.

II. Политика индустриализации и коллективизации сельского хозяйства в БССР во второй половине 1920-х — 1930-е гг.

1. Причины и особенности проведения индустриализации в БССР.В 1925 г. на XIV съезде Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) было принято решение о проведении политики социалистической индустриализации. Индустриализация в БССР являлась составной частью процесса создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства СССР, призванного обеспечить безопасность Советского Союза в окружении капиталистических стран.

В 1928—1929 гг. был разработан первый пятилетний план развития народного хозяйства — пятилетка. В нем предусматривалось создание сельскохозяйственного машиностроения, строительство новых и переоборудование старых предприятий. Пограничное положение Беларуси делало нецелесообразным размещение на ее территории предприятий тяжелой промышленности. В первые годы индустриализации в республике основная часть денежных средств вкладывалась в развитие пищевой, кожевенной, текстильной и швейной промышленности. Развивались также отрасли промышленности по переработке древесины (лесная, деревообрабатывающая, бумажная) и минерального сырья (топливная, химическая).

Индустриализация в БССР, как и в СССР, проходила форсированными (ускоренными) темпами под лозунгом «Пятилетку — за четыре года». В годы первой пятилетки в 1928—1932 гг. были построены и начали работать швейная фабрика «Знамя индустриализации» и чулочно-трикотажная фабрика имени КИМ (Коммунистического Интернационала молодежи) в Витебске, Могилевская фабрика искусственного волокна, Бобруйский и Гомельский деревообрабатывающие комбинаты, завод сельскохозяйственных машин в Гомеле и др.

В результате второй и третьей пятилеток (1933—1937; 1938— 1941 гг., не завершена в связи с началом Великой Отечественной войны) промышленность республики пополнилась Кричевским цементным, Могилевским авторемонтным заводами, Минским радиозаводом, Рогачевским консервным заводом, кондитерскими фабриками «Коммунарка» в Минске и «Спартак» в Гомеле, Борисовской макаронной и Минской колбасной фабриками.

Индустриализация происходила в условиях административно-командного руководства государственной экономикой при планировании пятилеток. В результате проведения форсированной индустриализации к концу 1930-х гг. БССР превратилась в индустриально-аграрную страну.

2. Причины и особенности проведения коллективизации в БССР.В декабре 1927 г. на XV съезде Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) было принято решение о проведении политики коллективизации сельского хозяйства. Причины ее проведения определялись необходимостью перевода деревни на рельсы крупного машинного производства и обеспечения города сельскохозяйственным сырьем и продуктами питания.

Коллективизация проводилась путем объединения индивидуальных хозяйств крестьян в колхозы (коллективные хозяйства). Произошло принудительное и ускоренное создание колхозов, что означало игнорирование принципов добровольности при их создании. Проведение коллективизации в БССР имело свои особенности, которые были связаны с массовым и ускоренным объединением хуторских хозяйств в колхозные центры. В советскую историю 1929 г. вошел под названием «год великого перелома». Было принято решение коллективизировать к началу 1930 г. 75—80 % крестьянских хозяйств и объявить Беларусь первой в СССР республикой сплошной коллективизации. Запись крестьянства в колхозы проходила с широким использованием административно-силовых методов. Тех, кто не хотел записываться в колхозы, причисляли к кулачеству. Их выселяли за пределы Беларуси в Сибирь и в северные районы СССР. Проводилась политика ликвидации кулачества как класса. В обществе создавался образ кулака как врага народа.

При создании колхозов обобществлялись как основные средства производства, принадлежавшие самим крестьянам, так и их собственные домашние животные (коровы, лошади, свиньи, куры) и даже предметы домашнего обихода, что вызвало недовольство крестьян.

В колхозах труд оплачивался не деньгами, а продукцией в конце года по количеству отработанных дней — так называемых трудодней, минимум которых составлял 80. Колхозников, которые не вырабатывали этот минимум, привлекали к административной ответственности.

В 1932—1933 гг. в СССР и БССР был введен паспортный режим. Однако колхозники паспортов не получили. Они могли приниматься на работу в городах только при наличии справки, в которой правление давало согласие на выход их из колхоза.

Для обеспечения колхозов техникой были созданы машинно-тракторные станции (МТС), а при них — политические отделы, которые строго соблюдали партийную линию при проведении коллективизации. Первая МТС в БССР была создана в 1930 г. в местечке Койданово (теперь Дзержинск).

В результате проведения сплошной коллективизации в БССР была создана материально-техническая база, необходимая для дальнейшего индустриального развития республики. Обеспечение сельскохозяйственной продукцией работников промышленности осуществлялось за счет труда колхозников. Процесс перевода крестьянского хозяйства с индивидуального в коллективное происходил с нарушениями принципов добровольности и постепенности. Это привело к нарушению законности и прав человека, а также потере экономического эффекта.

III. Сравнительная характеристика событий истории Беларуси по предложенным признакам

Сравнение отношения к наполеоновским войскам со стороны разных пластов населения Беларуси в период Отечественной войны 1812 г.

Признаки для сравнения: Шляхта и магнаты, крестьяне. Отношение к обещаниям Наполеона надеялись на восстановление Речи Посполитой, чего не случилось. Надеялись на отмену крепостного права, как это было сделано в Княжестве Варшавском Признаки для сравнения Шляхта и магнаты Крестьяне Отношение к боевым действиям наполеоновских войскТоржественно приветствовали наполеоновские войска. Помогали собственными средствами комплектовать воинские подразделения Сопротивлялись проведению реквизиций (принудительному изъятию имущества и скота в пользу армии) и грабежамОтношение к политике французской администрации Вошли в состав Временного правительства Великого Княжества Литовского Оказывали сопротивление заготовке продуктов с целью защиты своего имущества

Шляхта и магнаты первоначально на основе обещаний Наполеона поддержали его войска и политику французской администрации. В июне 1812 г. в Вильне было создано Временное правительство ВКЛ, которое состояло из местной знати. От него требовалось прежде всего обеспечивать всем необходимым и пополнять рекрутами армию Наполеона. Это не оправдывало надежд местной шляхты относительно политики Наполеона. Часть ее продолжала поддерживать российского императора Александра I. На крестьянское и мещанское сословия легла основная тяжесть последствий боевых действий и обеспечения всем необходимым воюющих армий. Все это вместе с решением Наполеона сохранить крепостное право в Литве и Беларуси вызывало неудовольствие со стороны белорусских крестьян. В таких условиях крестьяне оказывали сопротивление командам заготовителей и даже создавали отряды самообороны.