Культура Беларуси в XIX в.

В XIX в. возникло новое научное направление – белорусоведение. Значительный вклад в его развитие внесли братья Евстафий и Константин Тышкевичи. По их инициативе в 1842г. в Логойске был создан первый в Беларуси музей древностей, в 1855г. основан Виленский музей древностей, в который Евстафий передал собрание собственных археологических материалов.

 

Одним из основателей белорусоведения был археолог, этнограф, историк, литератор Адам Киркор. Коллекцию своих археологических находок, обнаруженных в результате раскопок около тысячи курганов, он передал Виленскому музею древностей. Позже для многотомного издания «Живописная Россия» он написал отдельный том, посвященный белорусско-литовскому краю. С позиций теории «западнорусизма» освещал вопросы истории Беларуси Михаил Коялович. Согласно этой теории белорусы рассматривались как составная часть русского этноса. М. Коялович утверждал, что главное направление развития белорусского края связано с возвращением его от польского католичества к русскому православию.

Центром образования являлся Виленский университет. В 1817г. по инициативе студентов университета Томаша Зана, Адама Мицкевича, Яна Чечота было создано «Общество филоматов» – любителей наук. Оно занималось исследованиями языка, веры и обычаев белорусов, истории родного края. В 1832г. Виленский университет был закрыт в связи с участием его студентов в восстании 1830 – 1831 гг.

Образование начало строиться на принципе «православие, самодержавие, народность». В 1836г. преподавание во всех типах учебных заведений было переведено на русский язык, а сам он вводился в качестве обязательного предмета. Польский язык был исключен из учебных программ.

Потребности развития сельского хозяйства привели к открытию в 1848г. в Горы-Горках Могилевской губернии Земледельческого института – первого в России высшего учебного заведения сельскохозяйственного профиля. В 1864г. он был закрыт в связи с событиями восстания 1863 – 1864 гг. После этого получить высшее образование выходцы из Беларуси могли только в учебных заведениях Российской империи.

Начальное образование в сельской местности во второй половине XIX в. давали народные училища, церковно-приходские школы и школы грамоты, а в городах – приходские, поветовые и городские училища. В Беларуси были открыты учительские семинарии для подготовки учителей начальных школ. Среднее образование можно было получить в гимназиях. Они разделялись на классические, где преобладало изучение гуманитарных предметов и древних языков, и реальные – с изучением математических и природоведческих предметов. В 1887г. распоряжением министра просвещения, получившим название Указа о кухаркиных детях, запрещалось принимать в гимназии детей кухарок, прачек, мелких торговцев и т. д. Был также ограничен прием в гимназии евреев.

В конце XIX в. количество грамотных людей в Беларуси было крайне мало. Большинство населения, прежде всего крестьянство, оставалось неграмотным
Достижением европейского уровня в технических науках стали работы профессора Якуба Наркевича-Ёдки. Он предложил и обосновал использование электрографии для диагностики состояния здоровья человека. Это изобретение лежит сегодня и основе электротерапии. Его первое научное открытие – прибор для регистрации грозы по электрическим разрядам – стало первым радиоприемником, или «беспроволочным телеграфом» при передаче электрических сигналов на расстояние.

Мировую известность получил друг Адама Мицкевича по Виленскому университету, участник «Общества филоматов» Игнат Домейко. После восстания 1830 – 1831 гг он оказался в эмиграции в Чили. За достижения в изучении геологии и минералогии на территории этого государства он получил звание почетного гражданина Чили. Он создал в Чили этнографический музой, ввел метрическую систему измерения, написал несколько учебников. Чилийское правительство объявило И. Домейко национальным героем республики.
В области литературы плодотворно использовал в своем творчестве белорусский фольклор польский поэт белорусского происхождения Адам Мицкевич. Вынужденный навсегда покинуть свою родину в связи с осуждением по делу «Общества филоматов», поэт выразил тоску по Родине на страницах романтической поэмы «Дзяды».

Ян Чечот, отбыв 10-летнюю ссылку за участие в деятельности «Общества филоматов», в 1837 – 1846 гг. издал в Вильно (преимущественно в переводе на польский язык) шесть сборников «Сялянскіх песень». Он отметил грамматические особенности белорусского языка и выделил его из других славянских языков, дав название кривицкий.

Первым классиком новой белорусской литературы стал Винсент Дунин-Марцинкевич. В своей двуязычной драме «Сялянка» (Ідылія»), напечатанной в Вильно в 1846г., он воплотил реальности тогдашней жизни, когда мужики говорили по-белорусски, а паны – по-польски.

Одним из ближайших соратников В. Дунина-Марцинкевича стал автор музыки к его сценическим произведениям, уроженец Беларуси, польский композитор Станислав Монюшко. Его музыкальная деятельность начиналась в Минске. Двенадцать песен композитор написал на стихи Я. Чечота.

Крестьянская тематика зазвучала в стихах Владислава Сырокомли (Людвика Кондратовича), устами которого белорусский крестьянин заявлял: «Я край мой кармлю ад веку i маю права звацца чалавекам». Стихотворение Сырокомли «Паштальён» стало в переводе известной русской песней «Когда я на почте служил ямщиком».

Особое место в литературном наследии первой половины XIX в. занимает творчество крестьянского поэта Павлюка Багрыма. В условиях крепостного права его талант не смог проявиться полностью. За переписывание запрещенных литературных произведений и участие в крестьянском выступлении он был отправлен на рекрутскую службу в царскую армию. Из трех тетрадей стихов молодого поэта до нас дошло только одно – «Заиграй, заиграй, хлопча малы...».

Образцом романтической прозы является польскоязычное произведение Яна Борщевского «Шляхціч Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях», где использованы белорусские сказки и предания.

Существенную роль в становлении белорусского литературного языка сыграл Франтишек Богушевич. Он одним из первых среди белорусских писателей отметил самостоятельность белорусского языка. В конце XIX в, изданы сборники его стихов «Дудка беларуская» и «Смык беларускi» под псевдонимами «Мацей Бурачок» и «Сымон Рэўка з-пад Барысава». В предисловии к сборнику «Дудка беларуская» поэт писал: «Шмат было такіх народаў, што страцілі найперш мову сваю, так як той чалавек перад скананнем, катораму мову займе, а потым i зусім замёрли. Не пакідайце ж мовы нашай беларускай, каб не умёрлі..».

В изобразительном искусстве в жанре исторической живописи работал портретист Валентий Ванькович. Он создал картины «Наполеон возле костра», «Мицкевич на скале Аю-Даг», портрет А. Пушкина и др.

Талантливый композитор и художник Наполеон Орда, объехавший почти всю Беларусь, оставил около 200 акварельных зарисовок памятников белорусского зодчества.

Основоположником жанра натюрморта стал уроженец Витебщины Иван Хруцкий, который также создал ряд портретов: «Портрет жены», «Портрет мальчика в соломенной шляпе».

Белорусский художник Никодим Силиванович был приглашен в Петербург для оформления Исаакиевского собора. Он исполнил в виде мозаичного панно композицию «Тайная вечеря» для главного иконостаса, за что получил звание академика. На протяжении многих лет жил в поместье Здравнево под Витебском (теперь музей-усадьба художника, филиал витебского краеведческого музея) русский художник Илья Репин. Здесь он написал свои знаменитые произведения, в том числе Композиционный портрет «Белорус». По этюдам, написанным в Беловежской пуще, создал свои лучшие полотна русский пейзажист Иван Шишкин.