2. Культура Беларуси во второй половине XVII — первой половине XVIII в.
1. Развитие образования и науки происходило в условиях окатоличивания и полонизации населения, против чего было направлено обучение в православных школах при братствах — добровольных и культурных объединениях горожан. С 1697 г. государственными языками в Речи Посполитой были признаны польский и латинский, на которые переводилось преподавание в учебных заведениях. Образование было доступно преимущественно шляхетским детям. Ведущую роль в образовании играли иезуитские учебные заведения. Центром образования и науки являлась Виленская иезуитская академия (университет) — бывший иезуитский коллегиум, преобразованный в высшее учебное заведение привилеем короля Речи Посполитой, утвержденным папой римским в 1579 г. Первым ректором академии был известный иезуит Петр Скарга. Самым популярным учебником в Западной Европе вплоть до середины XIX в. считалась «Логика», изданная преподавателем академии философом Мартином Смиглецким.
В связи с распространением Реформации в ряде городов действовали кальвинистские школы, среди которых самой известной стала гимназия в Слуцке, основанная князем Янушем Радзивиллом. Появились арианские школы, среди которых выделялась школа в Ивье (нынешняя Гродненская область). Ректор школы Ян Намысловский разработал специальную программу обучения детей и первое в Беларуси пособие по иностранным языкам. Произошли изменения в программах, где значительное место стало отводиться естественным наукам. Впервые как отдельный образовательный предмет стала изучаться история. Преподаватель Виленской иезуитской академии Войцех Коялович подготовил курс истории ВКЛ и опубликовал на латинском языке двухтомную «Историю Литвы».
Среди известных ученых был Казимир Семенович — автор книги «Великое искусство артиллерии», вышедшей в 1650 г. в Амстердаме. Он одним из первых создал проект многоступенчатой ракеты и считается предшественником теории полетов в космическое пространство. Лучшую в Европе карту ВКЛ подготовил Томаш Маковский, состоявший на службе у Николая Христофора Радзивилла Сиротки и живший в Несвиже.
Делом всей жизни уроженца Брестчины Казимира Лыщинского стало размышление о человеке и его божьем начале. В своем трактате «О несуществовании бога» он писал: «Человек — создатель бога, а бог — создание человека. Таким образом, люди — творцы богов, и бог является не истинной сущностью, а созданием разума...» Он высказал мысль также о том, что наша планета — не центр вселенной, избранный богом, а один из немногих населенных объектов. Церковники, в руки которых попала рукопись Лыщинского, потребовали смертной казни для безбожника. По приговору суда Речи Посполитой он был обезглавлен и сожжен, а его прах развеяли выстрелом из пушки.
2. Продолжалось развитие литературы и книгопечатания. Одним из самых значительных деятелей белорусской и русской культуры стал уроженец Полоцка, поэт, ученый, мыслитель и просветитель Симеон Полоцкий. Он был наставником восьмилетнего Петра I, для которого издал «Букварь языка славенска». По его инициативе было создано первое в России учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. По произведениям Симеона Полоцкого студент этой академии Михаил Ломоносов познакомился со стихосложением. Симеон Полоцкий стоял у истоков первого в России театра, открытого при царском дворе в 1672 г., где часть актеров составляли жители Беларуси.
Книгоизданием в Амстердаме занялся уроженец Мстиславщины Илья Копиевич. По поручению царя Петра I он подготовил и издал в Амстердаме первое пособие по математике на русском языке. Вместе с приглашенными в Россию голландскими издателями И. Копиевич стал создателем нового гражданского шрифта, используемого в нашем письме и сегодня. Он издал первый в России календарь, стал автором первой в России карты звездного неба.
3. С развитием искусства связано продолжение строительства дворцово-замковых комплексов, среди которых выделялся замок в Гольшанах (теперь Ошмянский район Гродненской области), дворец Радзивиллов в Несвиже, Гродненский Новый замок, ставший королевской резиденцией и местом заседаний сеймов Речи Посполитой. В первой половине XVIII в. сложился своеобразный архитектурный стиль — виленское барокко, художественную систему которого разработал архитектор Ян Глаубиц, творивший в Вильно. Примером виленского барокко стал перестроенный Глаубицем Софийский собор в Полоцке.
В живописи ведущее место занимают портреты, представленные парадными, рыцарскими (сарматскими, так как магнаты и шляхта вели свое происхождение будто бы от древних сарматских племен), фамильными, надгробными, которые писались местными и иностранными мастерами. На рубеже XVI—XVII вв. формировалась белорусская иконописная школа, шедевром которой считается икона Петра Евсеевича из Голынца «Рождество Богородицы». Это единственная икона, автор которой известен, так как он написал на ней свое имя.
Известнейшим памятником белорусской музыки стала «Полоцкая тетрадь», записанная итальянскими нотами, которые легли в основу современной нотной грамоты.
При дворах магнатов действовали крепостные оркестры и капеллы, а при иезуитских коллегиумах и братских школах — школьные театры.
4. Примером развития искусства стала деятельность белорусских мастеров в Москве, насильно вывезенных во время войны России с Речью Посполитой 1654—1667 гг. Значительная их часть оказалась в Москве, где мастеров поселили в Мещанской слободе. Они создали множество шедевров декоративно-прикладного искусства. Например, мастера из Беларуси во главе со шкловским резчиком Климом Михайловым создали пятиярусный, резной, позолоченный иконостас в Смоленском соборе московского Новодевичьего монастыря. Белорусские мастера украсили объемной позолоченной резьбой деревянный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенское под Москвой. Особой славой и популярностью пользовался ранее неизвестный в Москве многоцветный рельефный кафель: «муравленый» (с прозрачной зеленой глазурыо) и «ценинный» (раскрашенный непрозрачной эмалью разных цветов).