2. Расширение влияния Возрождения в Беларуси в середине XVI — начале XVII в.

1. Развитие культуры Беларуси в середине XVI — начале XVII в. происходило в условиях расширения влияния европейского Возрождения, связанного с подъемом светской науки и искусства, распространения гуманизма и становления национального языка, литературы и самосознания у европейских народов. В ВКЛ в этот период только зарождалась светская литература. Философская и общественная мысль еще окончательно не отделилась от церкви и ориентировалась на Библию. Тем не менее культура белорусских земель удачно вписалась в европейскую культуру того времени.

2. Развитие книгопечатания и литературы в ВКЛ было связано с реформационным движением и возникновением деформационных типографий. Первая из них была открыта в Бресте при содействии канцлера ВКЛ Николая Радзивилла Чёрного. Шедевром книгопечатания стала Брестская, или Радзивилловская Библия. Эта большая по своим размерам книга оправлена в кожаную обложку, иллюстрирована гравюрами, выполненными на высоком полиграфическом уровне.

Последователем Ф. Скорины в деле книгопечатания стал Сымон Будный. Он в 1562 г. в основанной им Несвижской типографии издал первую на территории Беларуси печатную книгу на старобелорусском литературном языке — «Катехизис», а также книгу «Об оправдании грешного человека перед Богом». Вторым из последователей Скорины был Василий Тяпинский. В своем родовом имении Тяпино (сегодняшний Чашницкий район Витебской области) он перевёл и в 1580 г. на личные средства издал «Евангелие» на церковнославянском и старобелорусском языках с собственным предисловием. Он выступал против полонизации, развивал идею служения Родине.

Дело Ф. Скорины на территории Беларуси продолжал уроженец Могилева Спиридон Соболь. Сначала в Киеве, а затем в Кутеинском монастыре под Оршей и типографии в Буйничах (под Могилевом) он издал «Псалтырь» и «Букварь». Он впервые употребил слово «букварь», а его пособие по обучению начальной грамоте называлось «азбука».

В 1564 г. в Москве Иван Федоров и Петр Мстиславец издали книгу «Апостол», но из-за преследования духовенства вынуждены были переехать в ВКЛ, где в 1568 г. издали «Евангелие учительное». В 1588г. в Виленской типографии, основанной Петром Мстиславцем на средства белорусских печатников братьев Мамоничей, был издан Статут ВКЛ на старобелорусском языке.

В 1619 г. в местечке Евье (территория современной Литвы) издается грамматика Метелия Смотрицкого, служившая, на протяжении XVII—XVIII вв. учебником по церковнославянскому языку для всего восточнославянского населения. Кстати, по ней учился и великий русский ученый Михаил Ломоносов.

Как новый жанр литературы рассматривается историческая хроника, например «Хроника польская, литовская, жемайтская и всея Руси» Матея Стрыйковского, считающегося основоположником исторической науки на территории Беларуси и Литвы.

3. Система образования на территории Беларуси включала начальные школы при православных братствах и протестантских сборах; школы при католических орденах францисканцев, бернардинцев, августинов; иезуитские коллегиумы, а также первое в ВКЛ высшее учебное заведение — Виленскую иезуитскую академию. Она была создана на основе реорганизованного иезуитского коллегиума, начавшего свою деятельность в 1570 г., и имела статус университета.

4. Давние исторические традиции замкового строительства были использованы при возведении Дворцово-замкового комплекса в Мире. Примером подражания лучшим традициям западноевропейской-культуры стал дворцово-замковый ансамбль Радзивиллов в Несвиже. По решению ЮНЕСКО, Мирский замок и архитектурно-культурный комплекс бывшей резиденции Радзивиллов в Несвиже внесены в список Всемирного культурного наследия.

Замки, возводившиеся ранее как центры обороны, начинают перестраиваться, главным образом, на месте постоянного жительства магнатов. Им стала свойственна роскошь и пышность оформления. Такие черты приобретает, например, Гродненский замок, перестроенный при короле Речи Посполитой Стефане Батории.

При строительстве церквей и костелов этого периода постепенно проявляются черты архитектурного стиля барокко, пришедшего из Западной Европы. Первым архитектурным памятником этого стиля является костел Божьего Тела в Несвиже. Он возведен по образцу главного храма иезуитов Иль-Джезу в Риме в конце XVI в. по проекту итальянского архитектора Яма (Джованни) Марии Бернардони, на протяжении 13 лет творившего в Несвиже. Значительную площадь под костелом занимает фамильный склеп князей Радзивиллов — своеобразное «царство мертвых». В течение нескольких тысячелетий здесь в саркофагах хоронили хозяев Несвижского дворца.

Распространение реформационного движения в ВКЛ нашло свое отражение в строительстве кальвинских сборов (церквей). Первый кальвинский сбор с типографией был открыт в Бресте усилиями Николая Радзивилла Черного. Обязательным элементом таких зданий была башня.

5. В изобразительном искусстве наблюдаются изменения в Иконописи, где образы святых приобретают индивидуальные черты, а фоном для этих образов становится орнамент. Развитие получил мемориальный (сделанный в память) портрет, например покойной и здравствующей жен магната Януша Радзивилла — Катажины и Марии, созданный немецким мастером Иоганном Шретером.

6. Ярчайшим примером развития театра на землях Беларуси с XVI в. стало распространение кукольного театра — батлейки. Батлейка представляла собой ящик из досок в виде избушки или церкви, внутри которого показывались (водились на горизонтальных рейках) куклы-персонажи из дерева или цветной бумаги. При иезуитских коллегиумах возникли школьные театры, где использовались польский, старобелорусский, а также латинский языки для их глубокого изучения.