2. Брестская церковная уния 1596 г.: предпосылки заключения и распространение униатства на территории Беларуси

1. Предпосылки заключения Брестской унии состояли в том, что с момента раздела христианства в 1054 г. на православие и католичество предпринимались неоднократные попытки их слияния в единое целое. Идею союза двух церквей поддерживали великие князья литовские. Римско-католическая церковь стремилась за счет унии расширить свое влияние, тем самым компенсируя потери Реформации. После заключения Люблинской унии и образования Речи Посполитой ее верховная власть видела возможность объединить всё население страны с помощью единой религии католичества. Католические правители путем объединения церквей мечтали добиться победы над православием и усилить свое влияние в Европе.


В 1577 г. вышла книга ректора Виленской иезуитской академии Петра Скарги "О единстве церкви Божьей...", в которой утверждалось, что единственным выходом из кризиса для православной церкви в ВКЛ является возобновление унии. Идею унии поддержал православный епископ Ипатий Потей, рассчитывая таким образом достичь равенства православной церкви в правах с католической и получить доступ к государственной власти.

В 1596 г. состоялся Брестский церковный собор, на котором была заключена уния, объединившая православную и католическую церковь в единую греко-католическую (униатскую). По условиям унии православные признавали руководство униатской церковью со стороны папы римского, но сохраняли свои прежние церковные обряды: внешний вид и убранство храмов, брак священников, церковнославянский язык божественных служб. После принятия унии православная церковь на территории ВКЛ была запрещена, а ее приходы стали униатскими.


2. Распространение униатства на территории Беларуси как новой религии в конце XVI — первом десятилетии XVII в. происходило насильно. Закрывались православные церкви и школы. В униатских церквях стал использоваться польский язык вместо старобелорусского, что вызвало недовольство верующих. Центрами борьбы с унией стали православные братства в Могилеве, Орше, Витебске, Полоцке, Менске. В результате оказалось, что уния не объединяла, а разъединяла население ВКЛ. Защитник православия полоцкий архиепископ Мелетий Смотрицкий в своем произведении «Фринос» (1610 г.) призывал народы ВКЛ и Украины объединиться против католицизма.


В 1623 г. жители Витебска убили униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, силой насаждавшего унию на территории Полоцкой епархии, куда восходят древние корни православной церкви. За свою жестокость Кунцевич получил прозвище «душегуб». Римский папа Урбан расправился с городом: Полоцк лишился магдебургского права, его ратуша была разрушена, а со всех храмов сняли колокола.

Многочисленные выступления православных верующих вынудили короля Речи Посполитой вернуть права православной церкви в государстве. Это содействовало распространению униатства на белорусских землях. В конце XVIII в. около 3/4 сельского населения Беларуси было униатами.