История Беларуси Билет 11


Cодерджание билета:

  1. Культура Беларуси в XIV — первой половине XVI в. Образование белорусской народности. Происхождение названия «Белая Русь»
  2. Германский оккупационный режим на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны. Политика геноцида
  3. Отражение событий истории Беларуси в произведениях белорусской литературы

1. Культура Беларуси в XIV — первой половине XVI в. Образование белорусской народности. Происхождение названия «Белая Русь»

1. Возрождение. Среди представителей европейского Возрождения XIV—XVI вв. достойное место занимает восточнославянский и белорусский гуманист, первопечатник и просветитель, уроженец Полоцка Франциск Скорина (около 1490 — около 1551). Образование он получал, как предполагают историки, в Полоцке и Вильне, в 16 лет окончил Краковский университет. Тут он получил степень бакалавра — первую ученую степень в средневековых европейских университетах. Затем успешно сдал экстерном (без обучения) экзамен на звание доктора медицины в Падуанском университете в Италии.

6 августа 1517 г. Ф. Скорина первым среди восточных славян издал в чешском городе Праге печатную книгу «Псалтырь». Он перевел Библию на церковнославянский язык, приближенный к белорусской письменности и понятный простым людям, и издал ее в 23 книгах.

В организованной им в столице ВКЛ Вильне типографии в 1522 и 1525 гг. издал еще две книги: «Малую подорожную книжицу» и «Апостол».

Гуманизм Ф. Скорины представлял собой систему взглядов, которая наивысшей ценностью объявляла самого человека и его право на свободное развитие. Ф. Скорина раскрывает глубокий смысл библейских преданий, рассуждает о разумном устройстве общества, воспитании человека. Он сформулировал нравственный завет: «Закон прироженый в том наболей соблюдаем бывает: то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, и того не чинити иным всем, чего сам не хощеши от иных имети…» Ф. Скорина стал основоположником нового понимания патриотизма как любви и уважения к своей Отчизне: «Понеже от прирожения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведають гнезда своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, — тако ж и люди, игде зродилися и ускормлены суть по Бозе, к тому месту великую ласку имають». Важное место в литературе ВКЛ занял выходец из белорусской земли, представитель латиноязычной поэзии Николай Гусовский. Находясь в Риме, по заказу папы римского он создал на латинском языке настоящий «гимн Отечеству» — свою знаменитую поэму «Песнь о зубре», где описал сцены охоты на зубров в Беловежской пуще, а также воспел время правления великого князя литовского Витовта. Поэма была издана в 1523 г. в Кракове.

2. Архитектура. Борьба с внешней угрозой активизировала оборонное строительство. В первой половине XIV в. строятся замки в Лиде и Крево. Выдающимся памятником оборонной архитектуры стал Гродненский замок. В замковом строительстве преобладал романский стиль, что придавало сооружениям массивность и суровый вид.

В культовом строительстве ярким примером готического стиля является оборонный храм — Троицкий костел в д. Ишколдь (Барановичский район), возведенный в 1472 г. В д. Сынковичи (Зельвенский район) в конце XV — начале XVI в. была возведена церковь-крепость, также выполнявшая оборонительную роль.

3. Живопись. Примерами живописи XIV — начала XVI в. являются фрески — роспись водяными красками по свежей штукатурке, которыми были украшены храмы, белорусские живописцы создали множество икон. В первой половине XVI в. развивается портретный жанр. В живописи создаются образы представителей знаменитых магнатских родов. К числу так называемых сарматских (рыцарских) портретов относится портрет Юрия Радзивилла в рыцарских доспехах, которого за высокий рост и физическую силу прозвали «литовским Геркулесом». Название сарматского портрета возникло оттого, что шляхта вела свое происхождение якобы от древних сарматов.

4. Формирование белорусской народности происходило с конца XIII по XVI в. Народность — это сообщество людей, сложившееся исторически и характеризующееся единством происхождения, языка, территории, схожестью психического состояния, этнического сознания. Формирование белорусской народности было связано с объединением белорусских земель в составе Великого Княжества Литовского.

Признаком формирования народности стало складывание в XIV— XV вв. особенностей белорусского языка на основе среднебелорусской (минско-молодечненской) группы диалектов. Особенно заметным было «дзеканье», «цеканье», твердое произношение звука «р», «аканье», «яканье». Старобелорусский язык получил государственный статус языка официального делопроизводства в ВКЛ.

О формировании белорусской народности свидетельствовало употребление населением самоназваний. Названия «русины» и «белорусцы» больше относились к территории Подвинья и Поднепровья, «литвины» — к территории верховьев Немана (современная Гродненская область), более позднее название «полешуки» — Полесья (территория Брестской и Гомельской областей). Такие названия являлись элементами этнического самосознания белорусского народа.

5. Происхождение названия «Белая Русь», У современных неследователей существуют разные версий. Одни связывают название со стороной света: белый цвет означал восток, другие — с тем, что население Беларуси носило белые полотняные одежды, имело светлые волосы, белый цвет кожи, третьи — с религиозной ситуацией: белая — значит православная, «чистая» в отличие от язычества («поганства»), четвертые — с внешнеполитическими обстоятельствами: часть территории Беларуси, которая не была захвачена ни крестоносцами, ни ордынцами, оставалась вольной, свободной. Так, один из исторических источников под 1382 г. называет Полоцк крепостью Белой Руси. Более вероятно мнение о том, что название «Белая Русь» означало своеобразное «привилегированное» положение некоторых восточных земель Беларуси (Полоцкой и Витебской) в составе ВКЛ.

2. Германский оккупационный режим на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны. Политика геноцида

1. На оккупированной территории Беларуси немецко-фашистские захватчики вводили «новый порядок», направленный на ликвидацию советского строя, эксплуатацию национальных богатств и ресурсов Беларуси, угнетение и уничтожение людей. Идейной основой такого порядка стала человеконенавистническая «расовая теория» нацистов. Согласно этой теории утверждалось превосходство арийской расы над всеми другими народами, необходимость расширения «жизненного пространства» для немцев и их «право» на мировое господство.

Отношение оккупантов к белорусам было определено в плане «Ост», согласно которому предусматривалось выселение с занимаемой территории 75 % белорусского населения. Остальные 25 % подлежали онемечиванию. За время оккупации под видом борьбы против партизан захватчики провели в Беларуси более 140 карательных операций. После них целые районы превратились в «зоны пустыни». 22 марта 1943 г. по приказу фашистов были сожжены живыми все жители деревни Хатынь, вблизи Логойска. В огне погибли 149 человек, в том числе 76 детей, самому младшему из которых было семь недель. Название «Хатынь» стало символом трагедии белорусского народа в годы войны. Трагическую судьбу Хатыни, сожженной вместе с жителями, разделили 627 деревень, из которых 186 так и не были восстановлены после войны.

2. Политика геноцида была главным средством достижения целей оккупантов. Она была направлена на полное или частичное уничтожение групп населения по расовым, национальным, этническим, политическим или религиозным признакам. Жертвами геноцида стало еврейское население Беларуси. Оно принудительно собиралось в специальные места проживания — гетто, которых в Беларуси было создано свыше 110. В Минском гетто погибло около 100 тыс. евреев. Для обозначения геноцида в отношении еврейского населения Европы используется понятие «Холокост» (от греч. — сожжение, уничтожение огнем). Всего за годы Великой Отечественной войны жертвами Холокоста в Беларуси стали свыше 600 тыс. евреев. Праведниками народов мира называют тех лиц нееврейского происхождения, которые во время Второй мировой и Великой Отечественной войн спасали лиц еврейской национальности. В Республике Беларусь насчитывается более 700 Праведников народов мира (по состоянию на 1 января 2013 г.).

В Беларуси было создано более 260 лагерей смерти. В Минске и его окрестностях находилось пять таких лагерей. Один из них — Тростенец — в системе лагерей фашистской Германии стоял на печальном четвертом месте после Освенцима (Аушвица), Майданека и Треблинки по количеству уничтоженных — 206 500 человек.

Во время оккупации из Беларуси на принудительные работы в Германию и захваченные ею страны было вывезено почти 385 тыс. человек, в основном молодежь и наиболее дееспособное население, в том числе более 24 тыс. детей. В Германии таких людей называли «остарбайтерами» — восточными рабочими, лишив их не только имени, но и национальности.

3. Отражение событий истории Беларуси в произведениях белорусской литературы

Характеристика исторической тематики в стихотворении М. Богдановича «Слуцкие ткачихи»

Стихотворение написано М. Богдановичем на протяжении 1909— 1912 гг. и отражает историю создания слуцких поясов, которые стали уникальным художественным явлением на территории Беларуси в XVIII в. благодаря деятельности Радзивиллов. Дорогие пояса для шляхты первоначально привозили из восточных стран, в том числе из Персии. Первая мануфактура по изготовлению поясов (персиарня) возникла в Несвиже, а затем была перенесена в Слуцк. Тут был разработан новый тип пояса — слуцкий, который имел свои неповторимые узоры и символические мотивы, в том числе отражал цветок василька. Литературоведы называют упоминание о слуцких ткачихах «гениальной ошибкой» поэта. Пояса ткали мужчины, так как эта работа была физически тяжелой.