Вариант 1

Вариант 1 для подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2025 


Задание 1. Орфоэпические нормы

В каком слове выделенная буква обозначает ударный гласный звук?
1) свЁкла
2) каталОг
3) прИнял
4) экспЕрт

Правильный ответ: 1) свЁкла
Объяснение: Ударение в слове «свёкла» падает на первый слог (свЁкла). В словах «каталОг», «прИнял» и «экспЕрт» ударение падает на другие слоги.


Задание 2. Паронимы

В каком ряду оба слова употреблены правильно?
1) дипломатическая встреча, дипломированная медсестра
2) адресат письма, адресный стол
3) сценическая речь, сценичный актёр
4) эффектный результат, эффективное лечение

Правильный ответ: 4) эффектный результат, эффективное лечение
Объяснение:

  • Эффектный – производящий впечатление. (Эффектный результат = впечатляющий результат).
  • Эффективный – действенный, приносящий результат. (Эффективное лечение = дающее хороший результат).

Ошибки в других вариантах:

  • Сценичный актёр – неверное употребление (должно быть «сценический актёр»).
  • Адресатный стол – ошибка (нужно «адресный стол»).
  • Дипломированная медсестра – правильно, но «дипломатическая встреча» не относится к паронимам (должно быть «дипломатичная беседа»).

Задание 3. Лексические нормы (ошибки в употреблении слов)

В каком предложении содержится лексическая ошибка?

1) Это был довольно удачный день для нашей команды.
2) Он опроверг факт, что был на месте преступления.
3) В конце собрания он предложил перейти к следующему вопросу.
4) Наша фирма предложила уникальные условия сотрудничества.

Правильный ответ: 2) Он опроверг факт, что был на месте преступления.
Объяснение: Глагол «опроверг» употребляется в значении «доказать ложность чего-либо». Нельзя опровергнуть факт (факт – это то, что уже произошло). Правильный вариант: «опроверг утверждение» или «отверг факт».


Задание 4. Морфологические нормы (образование формы слова)

Выберите правильный вариант формы слова.

1) несколько вареных яиц
2) два тюльпа́на
3) обе платья
4) более красивее

Правильный ответ: 1) несколько вареных яиц
Объяснение:

  • Правильно: «вареных яиц» (не «варёных»).
  • Ошибка: «тюльпана» – правильно «тюльпана» (не «тюльпа́на»).
  • Ошибка: «обе платья» – правильно «оба платья».
  • Ошибка: «более красивее» – нельзя использовать два сравнительных показателя одновременно. Правильно: «более красивый» или «красивее».

Задание 5. Синтаксические нормы (согласование, управление, примыкание)

В каком предложении есть ошибка?

1) Он сказал, что скоро вернётся.
2) Она объяснила, что была занята.
3) Мы ждали, когда начнётся спектакль.
4) Друзья подошли к двери и начали стучать в её.

Правильный ответ: 4) Друзья подошли к двери и начали стучать в её.
Объяснение: Нельзя употреблять местоимение «её» без существительного. Правильно: «стучать в неё» или «стучать в её дверь».


Задание 6. Пунктуация в сложных предложениях

В каком предложении нужно поставить запятую?

1) Я знал ( ) что он скажет.
2) Она сказала ( ) и пошла домой.
3) Мы гуляли по парку ( ) когда пошёл дождь.
4) Книга интересная ( ) но очень длинная.

Правильный ответ: 3) Мы гуляли по парку (,) когда пошёл дождь.
Объяснение: Запятая ставится перед подчинительным союзом «когда», так как это сложноподчинённое предложение.


Задание 7. Пунктуация в предложениях с однородными членами

В каком предложении пропущена запятая?

1) В саду росли яблони, груши ( ) и сливы.
2) Мы любим гулять утром ( ) и вечером.
3) Он не только талантлив ( ) но и трудолюбив.
4) Гроза разразилась ночью ( ) но быстро закончилась.

Правильный ответ: 3) Он не только талантлив (,) но и трудолюбив.
Объяснение: В конструкции «не только … но и …» перед «но и» ставится запятая.


Задание 8. Синтаксический анализ (вид предложения)

Какое это предложение?
«Когда начался дождь, мы зашли в кафе.»

1) простое
2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое
4) бессоюзное

Правильный ответ: 3) сложноподчинённое
Объяснение: В предложении есть главная и придаточная часть, соединённые подчинительным союзом «когда».


Задание 9. Средства выразительности

Какое средство выразительности использовано в предложении?

«Солнце улыбнулось прохожим.»

1) эпитет
2) метафора
3) гипербола
4) олицетворение

Правильный ответ: 4) олицетворение
Объяснение: Олицетворение – это наделение неживых предметов человеческими качествами. В данном случае «Солнце улыбнулось» – олицетворение.


Задание 10. Стили речи

Какому стилю принадлежит текст?

«Фагоцитоз – это процесс поглощения клеткой твердых частиц. Он играет важную роль в иммунной системе человека, помогая уничтожать бактерии.»

  1. разговорный
  2. художественный
  3. публицистический
  4. научный

Правильный ответ: 4) научный

Объяснение: Текст содержит термины («фагоцитоз») и объяснительные конструкции, характерные для научного стиля.


Задание 11. Типы речи

Какой тип речи преобладает в предложенном фрагменте?

«Однажды в лесу я наткнулся на небольшую поляну, усеянную белыми цветами. В центре поляны возвышался старый дуб, его могучие корни уходили глубоко в землю.»

  1. описание
  2. повествование
  3. рассуждение
  4. инструкция

Правильный ответ: 1) описание

Объяснение: В тексте описывается местность и внешний вид дерева, используются прилагательные и образные выражения.


Задание 12. Средства выразительности

Какое средство выразительности использовано в предложении?

«Солнце улыбнулось прохожим.»

  1. эпитет
  2. метафора
  3. гипербола
  4. олицетворение

Правильный ответ: 4) олицетворение

Объяснение: Олицетворение – это наделение неживых предметов человеческими качествами. В данном случае «Солнце улыбнулось» – это олицетворение.


Задание 13. Лексическое значение слова

Какое слово употреблено неверно?

  1. Я увидел огромнейший слон.
  2. Он рассказал мне забавную историю.
  3. В библиотеке мы нашли редкую книгу.
  4. В саду расцвели красивые розы.

Правильный ответ: 1) Я увидел огромнейший слон.

Объяснение: «Огромнейший» – ошибка, так как слово «огромный» уже выражает высшую степень размера, добавлять суффикс -ейший неуместно.


Задание 14. Синтаксические нормы

В каком предложении допущена ошибка?

  1. Он приехал раньше, чем мы ожидали.
  2. Я не уверен, насчёт того, как лучше поступить.
  3. По дороге домой я встретил старого друга.
  4. Мы отправились в путешествие ранним утром.

Правильный ответ: 2) Я не уверен, насчёт того, как лучше поступить.

Объяснение: «насчёт того» – неправильное употребление предлога. Должно быть: «Я не уверен в том, как лучше поступить.»


Задание 15. Пунктуация в сложноподчинённых предложениях

Где нужно поставить запятую?

  1. Я знал ( ) что он скажет.
  2. Она сказала ( ) и пошла домой.
  3. Мы гуляли по парку ( ) когда пошёл дождь.
  4. Книга интересная ( ) но очень длинная.

Правильный ответ: 3) Мы гуляли по парку (,) когда пошёл дождь.

Объяснение: Запятая ставится перед подчинительным союзом «когда», так как это сложноподчинённое предложение.


Задание 16. Пунктуация в предложениях с однородными членами

В каком предложении пропущена запятая?

  1. В саду росли яблони, груши ( ) и сливы.
  2. Мы любим гулять утром ( ) и вечером.
  3. Он не только талантлив ( ) но и трудолюбив.
  4. Гроза разразилась ночью ( ) но быстро закончилась.

Правильный ответ: 3) Он не только талантлив (,) но и трудолюбив.

Объяснение: В конструкции «не только … но и …» перед «но и» ставится запятая.


Задание 17. Сложное предложение

Какое это предложение?

«Когда начался дождь, мы зашли в кафе.»

  1. простое
  2. сложносочинённое
  3. сложноподчинённое
  4. бессоюзное

Правильный ответ: 3) сложноподчинённое

Объяснение: В предложении есть главная и придаточная часть, соединённые подчинительным союзом «когда».


Задание 18. Орфографические нормы

В каком слове есть ошибка?

  1. юнОша
  2. водорослИ
  3. скачаЕшь
  4. ехать зА границу

Правильный ответ: 3) скачаЕшь

Объяснение: Правильное написание: «скачаешь», так как глагол образуется от «скачать».


Задание 19. Причастные и деепричастные обороты

Где есть ошибка?

«Подъезжая к остановке, у меня слетел капюшон.»

  1. нет ошибки
  2. ошибка в построении деепричастного оборота
  3. ошибка в согласовании
  4. ошибка в употреблении причастного оборота

Правильный ответ: 2) ошибка в построении деепричастного оборота

Объяснение: «Подъезжая к остановке» должно относиться к подлежащему. Исправленный вариант: «Когда я подъезжал к остановке, у меня слетел капюшон.»


Задание 20. Стили речи

Какому стилю речи соответствует следующее предложение?

«Сегодня в стране наблюдается рост инфляции, что вызывает обеспокоенность у граждан.»

  1. художественный
  2. публицистический
  3. научный
  4. разговорный

Правильный ответ: 2) публицистический

Объяснение: Используется общественно значимая тема, характерная для публицистического стиля.


Задание 21. Орфографические нормы

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. пре..восходный, бе..покойство, и..чезнуть
  2. ро..пись, ни..вергнуть, во..ползти
  3. ра..крыть, бе..жалостный, и..чезнуть
  4. во..становить, ра..читать, бе..покойство

Правильный ответ: 3) ра_скрыть, бе_жалостный, и_чезнуть

Объяснение: Везде пропущена буква «с»: раскрыть, безжалостный, исчезнуть.


Задание 22. Синтаксические нормы

В каком предложении допущена ошибка?

  1. В отличие от других городов, в Москве более развитая инфраструктура.
  2. В соседнем парке построили новую спортивную площадку.
  3. Этот фильм оказался интереснее, чем я думал.
  4. Мы были уверены в правильности его решения.

Правильный ответ: 1) В отличие от других городов, в Москве более развитая инфраструктура.

Объяснение: Ошибка в построении предложения – подлежащее и сказуемое не согласованы. Правильно: «В отличие от других городов, Москва обладает более развитой инфраструктурой.»


Задание 23. Построение сложного предложения

Где есть ошибка в построении сложноподчинённого предложения?

  1. Он сделал всё, чтобы экзамен был сдан вовремя.
  2. Когда он пришёл в университет, оказалось, что занятия отменили.
  3. Я знал, что это будет трудная дорога, но надеялся, что справлюсь.
  4. Он предложил мне встретиться в кафе, где мы могли спокойно поговорить о своих делах.

Правильный ответ: 4) Он предложил мне встретиться в кафе, где мы могли спокойно поговорить о своих делах.

Объяснение: Ошибка в употреблении подчинительного местоимения «где». Верный вариант: «Он предложил мне встретиться в кафе, в котором мы могли спокойно поговорить.»


Задание 24. Смысловая связь в предложении

Какой вариант логически неверен?

  1. Сегодня на улице холодно, поэтому я надел куртку.
  2. Уроки отменили, потому что в школе прорвало трубу.
  3. Я люблю читать книги, но не люблю фильмы.
  4. Она улыбалась, так как было грустно.

Правильный ответ: 4) Она улыбалась, так как было грустно.

Объяснение: Нарушена логическая связь – улыбка обычно выражает радость, а не грусть. Лучше: «Она улыбалась, несмотря на грусть.»


Задание 25. Паронимы

В каком предложении слово употреблено неверно?

  1. Она смотрела на него с иронической улыбкой.
  2. Представительный человек внушает уважение.
  3. Он проявил невинность, когда его обвинили.
  4. Учёный получил гуманитарную помощь.

Правильный ответ: 4) Учёный получил гуманитарную помощь.

Объяснение:

  • Гуманитарный – относящийся к общественным наукам или помощи людям в чрезвычайных ситуациях.
  • Верное слово: «гуманная» помощь» (милосердная, оказываемая человеку).

Задание 26. Пунктуация в предложениях с вводными словами

В каком предложении пропущена запятая?

  1. Конечно( ) я помогу тебе с проектом.
  2. Однако( ) проблема оказалась сложнее, чем мы думали.
  3. Мы, возможно( ) скоро увидимся.
  4. К счастью( ) он успел на поезд.

Правильный ответ: 1) Конечно(,) я помогу тебе с проектом.

Объяснение: Вводное слово «конечно» требует запятой.


Задание 27 

Прочитайте отрывок из текста и дайте комментарий к авторской позиции по предложенной проблеме.

Текст:
"Каждый человек хоть раз в жизни задумывался о том, что значит быть добрым. Одни считают, что доброта – это проявление заботы и участия, другие – что это способность прощать и не держать зла. Но действительно ли доброта всегда приносит пользу, или же она может навредить?"

Проблема: Влияет ли доброта на человека положительно или может причинить вред?

Напишите комментарий к авторской позиции, включив в него:

  • Краткое изложение авторской позиции.
  • Свои размышления по данной проблеме.
  • Примеры из литературы, истории или личного опыта.

Пример:

Автор рассматривает вопрос о влиянии доброты на человека. Он подчёркивает, что доброта – это важное качество, но оно не всегда приносит только пользу. В некоторых ситуациях чрезмерная доброта может привести к тому, что человек становится уязвимым или его могут использовать в своих интересах.

Действительно, доброта – это не только позитивная черта, но и ответственность. Если человек помогает без разбору, он может оказаться в ситуации, когда его доверие будет использовано в корыстных целях. Например, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Соня Мармеладова проявляет искреннюю доброту к Раскольникову, но при этом жертвует своими интересами.

В жизни можно встретить людей, которые используют чужую доброту в личных целях. Однако это не означает, что нужно перестать быть добрым – важно уметь различать искреннюю помощь и манипуляции.

Вывод: Добро должно быть разумным. Проявляя заботу о других, человек не должен забывать о собственной безопасности и самоуважении.

Категория: Русский язык | Добавил: Admin (20.03.2025)
Просмотров: 32 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: