Вариант 10

Вариант 10 для подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2025


Задание 1. Орфоэпические нормы

В каком слове ударение поставлено неправильно?

  1. тОрты
  2. каталОг
  3. начАвший
  4. краси́вее

Правильный ответ: 4) краси́вее

Объяснение:
Правильное ударение – красИвее. В остальных словах ударение верное: тОрты, каталОг, начАвший.


Задание 2. Паронимы

В каком ряду оба слова употреблены правильно?

  1. Гарантийный случай, гарантированный успех
  2. Эффектное зрелище, эффективный метод
  3. Дипломатический юрист, дипломированное соглашение
  4. Дружеские отношения, дружественная беседа

Правильный ответ: 2) Эффектное зрелище, эффективный метод

Объяснение:

  • Эффектное – производящее впечатление (эффектное зрелище).
  • Эффективный – приносящий результат (эффективный метод).

Ошибки в других вариантах:

  • Дипломатический юрист – неверно, правильно «дипломированный юрист».
  • Гарантированный успех – некорректно (успех нельзя гарантировать, правильно «высокая вероятность успеха»).
  • Дружественная беседа – неправильно, корректно «дружеская беседа».

Задание 3. Лексические нормы

В каком предложении есть лексическая ошибка?

  1. Он испытывал глубокую признательность к учителю.
  2. Это был ценный совет.
  3. Мы обсудили актуальную проблему.
  4. Врач поставил неизгладимый диагноз.

Правильный ответ: 4) Врач поставил неизгладимый диагноз.

Объяснение:
«Неизгладимый» означает «нельзя стереть», его нельзя использовать с диагнозом. Правильно: «точный диагноз».


Задание 4. Морфологические нормы

Какой вариант ошибочен?

  1. Обе книги
  2. Двое друзей
  3. Трое девочек
  4. Пять килограммов

Правильный ответ: 3) Трое девочек

Объяснение:
Числительное «трое» употребляется с существительными мужского рода, детьми, лицами мужского пола или существительными среднего рода.
Правильно: «три девочки».


Задание 5. Синтаксические нормы

В каком предложении допущена ошибка?

  1. Он знал, что поезд отправляется в 18:00.
  2. Вопреки сложной ситуации, мы справились с заданием.
  3. Несмотря на усталость, но он продолжил работать.
  4. По окончании лекции студенты отправились в библиотеку.

Правильный ответ: 3) Несмотря на усталость, но он продолжил работать.

Объяснение:
Союз «но» не нужен при конструкции «несмотря на». Правильно: «Несмотря на усталость, он продолжил работать.»


Задание 6. Пунктуация в сложных предложениях

В каком предложении пропущена запятая?

  1. Я надеюсь( ) что он прав.
  2. Мы ждали( ) но никто так и не пришёл.
  3. Когда наступил вечер( ) погода стала прохладнее.
  4. Он зашёл в дом( ) и сразу сел за стол.

Правильный ответ: 3) Когда наступил вечер(,) погода стала прохладнее.

Объяснение:
Запятая ставится перед подчинительным союзом «когда».


Задание 7. Пунктуация в предложениях с однородными членами

В каком предложении не нужна запятая?

  1. В саду росли берёзы( ) ели и сосны.
  2. Она говорила медленно( ) но выразительно.
  3. Мы не только изучали теорию( ) но и решали задачи.
  4. Вечером было прохладно( ) и пасмурно.

Правильный ответ: 4) Вечером было прохладно( ) и пасмурно.

Объяснение:
Запятая не ставится перед союзом «и», если соединяются два однородных члена, относящихся к одному предмету.


Задание 8. Тип сложного предложения

Какое это предложение?

«Солнце уже зашло, но небо ещё оставалось светлым.»

  1. сложносочинённое
  2. сложноподчинённое
  3. бессоюзное
  4. простое

Правильный ответ: 1) сложносочинённое

Объяснение:
В предложении две части, соединённые сочинительным союзом «но», значит, оно сложносочинённое.


Задание 9. Средства выразительности

Какое средство выразительности использовано в предложении?

«Лучи солнца мягко гладили землю, пробиваясь сквозь облака.»

  1. метафора
  2. эпитет
  3. гипербола
  4. сравнение

Правильный ответ: 1) метафора

Объяснение:
Метафора – переносное значение слов: «Лучи солнца гладили землю».


Задание 10. Стили речи

Какому стилю принадлежит текст?

«В ходе исследования учёные выяснили, что изменение температуры оказывает влияние на скорость химической реакции.»

  1. художественный
  2. публицистический
  3. научный
  4. разговорный

Правильный ответ: 3) научный

Объяснение:
Текст содержит термины и объективную подачу информации, что характерно для научного стиля.


Задание 11. Типы речи

Какой тип речи преобладает в следующем тексте?

«Старый парк тянулся вдоль реки, раскидывая ветви деревьев над водой. Тропинки вели вглубь, скрываясь среди густой листвы. В тени раскидистых дубов слышался щебет птиц.»

  1. повествование
  2. описание
  3. рассуждение
  4. инструкция

Правильный ответ: 2) описание

Объяснение:
Текст передаёт статичную картину, используя прилагательные и детали, что характерно для описания.


Задание 12. Средства выразительности

Какое средство выразительности использовано в предложении?

«Море сердилось, бросая волны на берег.»

  1. метафора
  2. эпитет
  3. гипербола
  4. олицетворение

Правильный ответ: 4) олицетворение

Объяснение:
Олицетворение – это наделение неживых предметов человеческими качествами («море сердилось»).


Задание 13. Лексическое значение слова

В каком предложении слово употреблено неверно?

  1. Он надел куртку перед выходом.
  2. Мы взяли книги в библиотеке.
  3. Он сделал важное открытие.
  4. Я занял у друга книгу на неделю.

Правильный ответ: 4) Я занял у друга книгу на неделю.

Объяснение:
«Занять» означает дать что-то во временное пользование.
Правильно: «Я взял у друга книгу на неделю.»


Задание 14. Синтаксические нормы

В каком предложении допущена ошибка?

  1. Он обратил внимание на то, что происходило вокруг.
  2. Благодаря сильному ветру лодку вынесло на берег.
  3. По окончании спектакля зрители громко аплодировали.
  4. Достигнув станции, перед нами открылся прекрасный вид.

Правильный ответ: 4) Достигнув станции, перед нами открылся прекрасный вид.

Объяснение:
Ошибка в деепричастном обороте – действие должно относиться к подлежащему.
Правильно: «Достигнув станции, мы увидели прекрасный вид.»


Задание 15. Пунктуация в сложноподчинённых предложениях

Где нужно поставить запятую?

  1. Я знал( ) что он не придёт.
  2. Когда начался дождь( ) мы укрылись в доме.
  3. Он вошёл в комнату( ) и сел в кресло.
  4. Мы надеялись( ) что поезд прибудет вовремя.

Правильный ответ: 2) Когда начался дождь(,) мы укрылись в доме.

Объяснение:
Запятая ставится перед подчинительным союзом «когда» в сложноподчинённом предложении.


Задание 16. Пунктуация в предложениях с однородными членами

В каком предложении пропущена запятая?

  1. В парке росли клёны липы( ) и дубы.
  2. Он говорил быстро( ) но чётко.
  3. Она не только добрая( ) но и умная.
  4. В библиотеке были учебники( ) журналы и газеты.

Правильный ответ: 3) Она не только добрая(,) но и умная.

Объяснение:
Запятая ставится в конструкции «не только … но и …».


Задание 17. Сложное предложение

Какое это предложение?

«Ветер стих, и на небе появились первые звёзды.»

  1. сложносочинённое
  2. сложноподчинённое
  3. бессоюзное
  4. простое

Правильный ответ: 1) сложносочинённое

Объяснение:
Предложение состоит из двух частей, соединённых сочинительным союзом «и».


Задание 18. Орфографические нормы

В каком слове есть ошибка?

  1. исподтишка
  2. атмосферный
  3. исчесать
  4. характерный

Правильный ответ: 3) исчесать

Объяснение:
Правильное написание – «исчезать».


Задание 19. Причастные и деепричастные обороты

В каком предложении допущена ошибка?

  1. Письмо, написанное вчера, уже отправлено.
  2. Подходя к остановке, автобус резко затормозил.
  3. Он вошёл в комнату, держа в руках коробку.
  4. Ветви деревьев, склоняющиеся к воде, создавали тень.

Правильный ответ: 2) Подходя к остановке, автобус резко затормозил.

Объяснение:
Ошибка в деепричастном оборотекто подходил? Исправленный вариант:
«Когда мы подходили к остановке, автобус резко затормозил.»


Задание 20. Стили речи

Какому стилю принадлежит следующий текст?

«В результате эксперимента было установлено, что изменение температуры влияет на скорость химической реакции.»

  1. художественный
  2. публицистический
  3. научный
  4. разговорный

Правильный ответ: 3) научный

Объяснение:
Текст содержит терминологию и логическую аргументацию, что характерно для научного стиля.


Задание 21. Орфографические нормы

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. бе..болезненный, во..становить, и..чезнуть
  2. ра..пилить, бе..дарность, и..править
  3. пре..одолеть, и..черпать, бе..толковый
  4. во..кликнуть, бе..помощный, ра..сыпать

Правильный ответ: 1) безболезненный, восстановить, исчезнуть

Объяснение:
Во всех словах пропущена буква «с»: безболезненный, восстановить, исчезнуть.


Задание 22. Синтаксические нормы

В каком предложении допущена ошибка?

  1. Благодаря своевременной помощи, удалось избежать трагедии.
  2. Вопреки прогнозу погоды, день выдался тёплым.
  3. В отличие от других учеников, он быстро выполнил задание.
  4. По окончании лекции студенты разошлись по аудиториям.

Правильный ответ: 2) Вопреки прогнозу погоды, день выдался тёплым.

Объяснение:
Предлог «вопреки» требует дательного падежа: «вопреки прогнозу», а не «вопреки прогнозу погоды». Правильно: «вопреки прогнозу».


Задание 23. Построение сложного предложения

Где есть ошибка в построении сложноподчинённого предложения?

  1. Он сказал, что приедет поздно.
  2. Мы поняли, что экзамен будет сложным.
  3. Я узнал, что фильм интересный, когда посмотрел его.
  4. Он объяснил мне про фильм, который вчера смотрел мой друг.

Правильный ответ: 4) Он объяснил мне про фильм, который вчера смотрел мой друг.

Объяснение:
Ошибка в построении придаточного предложения. Верный вариант: «Он объяснил мне суть фильма, который вчера смотрел мой друг.»


Задание 24. Смысловая связь в предложении

Какой вариант логически неверен?

  1. Он был очень уставшим, поэтому лёг спать пораньше.
  2. Врач сделал укол, и пациент почувствовал себя лучше.
  3. Я забыл ключи дома, так как мне не пришлось их использовать.
  4. Автобус задержался, потому что на дороге была пробка.

Правильный ответ: 3) Я забыл ключи дома, так как мне не пришлось их использовать.

Объяснение:
Причина и следствие не связаны логически – человек забывает ключи случайно, а не потому, что не использовал их.


Задание 25. Паронимы

В каком предложении слово употреблено неверно?

  1. Он получил памятную медаль.
  2. Керамическая посуда отличается от глиняной.
  3. Этот человек очень представительный.
  4. Он всегда проявляет гуманитарность к окружающим.

Правильный ответ: 4) Он всегда проявляет гуманитарность к окружающим.

Объяснение:
Слово «гуманитарность» не употребляется в значении милосердия. Правильно: «гуманность».


Задание 26. Пунктуация в предложениях с вводными словами

В каком предложении пропущена запятая?

  1. Конечно( ) он был прав.
  2. Мы( ) возможно( ) встретимся позже.
  3. Однако( ) решение было принято.
  4. По-моему( ) эта идея самая удачная.

Правильный ответ: 1) Конечно(,) он был прав.

Объяснение:
Вводное слово «конечно» требует запятой.


Задание 27 (Сочинение, новая формулировка 2025 года)

Прочитайте фрагмент текста и дайте комментарий к авторской позиции по предложенной проблеме.

Текст:
"В современном мире человек сталкивается с огромным количеством информации. Каждый день он читает новости, смотрит видеоролики, обсуждает события. Но как же определить, что из всего этого действительно важно?"

Проблема: Как отличить важную информацию от ненужной?

Напишите комментарий к авторской позиции, включив в него:

  • Краткое изложение авторской позиции.
  • Свои размышления по данной проблеме.
  • Примеры из литературы, истории или личного опыта.

Пример комментария:

Автор поднимает важную проблему перегруженности информацией. Он считает, что человеку необходимо критически анализировать получаемые сведения, выделять главное и не поддаваться на манипуляции.

Действительно, в современном мире информация распространяется очень быстро, и не вся она полезна. Например, в романе Дж. Оруэлла «1984» правительство использует информационное давление, чтобы контролировать людей. В реальной жизни человек, который умеет фильтровать информацию, лучше ориентируется в событиях и принимает осознанные решения.

Таким образом, важно развивать навыки критического мышления, чтобы не поддаваться на фальшивые новости и уметь отличать действительно значимые события от второстепенных.

Категория: Русский язык | Добавил: Admin (20.03.2025)
Просмотров: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: