Вариант 4

Вариант 4 для подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2025


Задание 1. Орфоэпические нормы

В каком слове ударение неправильное?

  1. досУг
  2. каталог
  3. звонИт
  4. сливОвый

Правильный ответ: 4) сливОвый

Объяснение:
Правильное ударение – слИвовый. В остальных словах верное ударение: досУг, каталОг, звонИт.


Задание 2. Паронимы

В каком ряду оба слова употреблены правильно?

  1. Врач прописал ему эффективное лечение, и оно дало эффектный результат.
  2. Он получил дипломатическое образование и стал дипломированным юристом.
  3. Мы обратились к гуманному человеку за гуманитарной помощью.
  4. На встрече обсуждали адресный вопрос и выслушали мнение адресата письма.

Правильный ответ: 3) Мы обратились к гуманному человеку за гуманитарной помощью.

Объяснение:

  • Гуманный – милосердный.
  • Гуманитарный – относящийся к помощи людям.
  • В остальных примерах есть ошибки:
    • Эффектный – яркий, впечатляющий (не подходит к результату лечения).
    • Дипломатическое образование – ошибка (правильно «дипломированное»).
    • Адресный вопрос – некорректное выражение (правильно: «целевой вопрос»).

Задание 3. Лексические нормы

В каком предложении есть лексическая ошибка?

  1. Он провёл параллель между двумя событиями.
  2. Это здание имеет старинную архитектуру.
  3. Мы поехали в восточную часть страны.
  4. Она сдала экзамен с первого раза.

Правильный ответ: 2) Это здание имеет старинную архитектуру.

Объяснение:
Правильно: «Это здание имеет старую архитектуру» или «Это здание – памятник старинной архитектуры».


Задание 4. Морфологические нормы

Какой вариант ошибочен?

  1. Два килограмма яблок
  2. Оба ученика
  3. Трое девочек
  4. Их план

Правильный ответ: 3) Трое девочек

Объяснение:
Числительное «трое» употребляется с существительными мужского рода, детьми или одушевлёнными существительными среднего рода. Правильно: «три девочки».


Задание 5. Синтаксические нормы

В каком предложении допущена ошибка?

  1. Мы вернулись домой раньше, чем планировали.
  2. Повар приготовил блюдо, используя новые специи.
  3. Я купил книгу, которая мне давно нравилась.
  4. Несмотря на усталость, но он продолжил работать.

Правильный ответ: 4) Несмотря на усталость, но он продолжил работать.

Объяснение:
Союз «но» не нужен при «несмотря на». Правильно: «Несмотря на усталость, он продолжил работать.»


Задание 6. Пунктуация в сложных предложениях

В каком предложении пропущена запятая?

  1. Я надеюсь( ) что ты меня понимаешь.
  2. Мы долго ждали( ) но никто так и не пришёл.
  3. Когда начался снегопад( ) мы остались дома.
  4. Он пришёл поздно( ) и сразу лёг спать.

Правильный ответ: 3) Когда начался снегопад(,) мы остались дома.

Объяснение:
Запятая ставится перед придаточным предложением, начинающимся с союза «когда».


Задание 7. Пунктуация в предложениях с однородными членами

В каком предложении не нужна запятая?

  1. В саду росли яблони( ) груши и сливы.
  2. Он умён( ) но ленив.
  3. Мы не только отдыхали( ) но и работали.
  4. Вечером было темно( ) и прохладно.

Правильный ответ: 4) Вечером было темно( ) и прохладно.

Объяснение:
Если однородные члены соединены союзом «и», запятая не ставится.


Задание 8. Тип сложного предложения

Какое это предложение?

«Он долго молчал, а потом заговорил.»

  1. сложносочинённое
  2. сложноподчинённое
  3. бессоюзное
  4. простое

Правильный ответ: 1) сложносочинённое

Объяснение:
В предложении две части, соединённые сочинительным союзом «а», значит, оно сложносочинённое.


Задание 9. Средства выразительности

Какое средство выразительности использовано в предложении?

«Тёмные тучи нависли над городом, предвещая бурю.»

  1. метафора
  2. эпитет
  3. гипербола
  4. сравнение

Правильный ответ: 1) метафора

Объяснение:
Метафора – переносное значение слов «тучи нависли», создающее образ тревожной атмосферы.


Задание 10. Стили речи

Какому стилю принадлежит текст?

«Во время эксперимента была установлена взаимосвязь между внешними факторами и скоростью реакции.»

  1. художественный
  2. публицистический
  3. научный
  4. разговорный

Правильный ответ: 3) научный

Объяснение:
Текст содержит терминологию и строгую последовательность изложения, что характерно для научного стиля.
 


Задание 11. Типы речи

Какой тип речи преобладает в следующем тексте?

«В лесу царила тишина. Высокие деревья мягко покачивались под лёгким ветром. Лучи солнца пробивались сквозь листву, создавая причудливые узоры на земле.»

  1. повествование
  2. описание
  3. рассуждение
  4. инструкция

Правильный ответ: 2) описание

Объяснение:
Текст передаёт картину леса, используя прилагательные и метафоры, что характерно для описания.


Задание 12. Средства выразительности

Какое средство выразительности использовано в предложении?

«Смех детей разливался по двору, как звонкие колокольчики.»

  1. метафора
  2. эпитет
  3. гипербола
  4. сравнение

Правильный ответ: 4) сравнение

Объяснение:
Сравнение – это сопоставление предметов или явлений с помощью слов «как», «будто», «словно».


Задание 13. Лексическое значение слова

В каком предложении слово употреблено неверно?

  1. Мы заняли деньги у друга на неделю.
  2. Он надел куртку перед выходом на улицу.
  3. Эта новость оставила в душе неизгладимое впечатление.
  4. Врач дал ценные указания пациенту.

Правильный ответ: 1) Мы заняли деньги у друга на неделю.

Объяснение:
Правильно: «Мы взяли деньги у друга», так как «занять» – это дать деньги кому-то, а не взять.


Задание 14. Синтаксические нормы

В каком предложении допущена ошибка?

  1. Мы начали обсуждение после его прихода.
  2. Достигнув вершины, перед нами открылся прекрасный вид.
  3. Несмотря на усталость, он продолжал работать.
  4. По окончании концерта зрители аплодировали стоя.

Правильный ответ: 2) Достигнув вершины, перед нами открылся прекрасный вид.

Объяснение:
Ошибка в деепричастном обороте – действие должно относиться к подлежащему.
Правильно: «Достигнув вершины, мы увидели прекрасный вид.»


Задание 15. Пунктуация в сложноподчинённых предложениях

Где нужно поставить запятую?

  1. Я понял( ) что он был прав.
  2. Когда за окном стемнело( ) зажглись фонари.
  3. Он сказал( ) и ушёл.
  4. Мы решили( ) что стоит подождать.

Правильный ответ: 2) Когда за окном стемнело(,) зажглись фонари.

Объяснение:
Запятая ставится перед подчинительным союзом «когда» в сложноподчинённом предложении.


Задание 16. Пунктуация в предложениях с однородными членами

В каком предложении пропущена запятая?

  1. В саду росли розы лилии( ) и пионы.
  2. Он говорил быстро( ) но чётко.
  3. Она не только добрая( ) но и умная.
  4. В библиотеке были учебники( ) журналы и газеты.

Правильный ответ: 3) Она не только добрая(,) но и умная.

Объяснение:
Запятая ставится в конструкции «не только … но и …».


Задание 17. Сложное предложение

Какое это предложение?

«Небо затянулось тучами, и начался дождь.»

  1. сложносочинённое
  2. сложноподчинённое
  3. бессоюзное
  4. простое

Правильный ответ: 1) сложносочинённое

Объяснение:
Предложение состоит из двух частей, соединённых сочинительным союзом «и».


Задание 18. Орфографические нормы

В каком слове есть ошибка?

  1. атмосферный
  2. исподтишка
  3. исчесать
  4. характерный

Правильный ответ: 3) исчесать

Объяснение:
Правильное написание – «исчесать» – ошибка, правильно «исчесать» нет, а «исчезать» – да.


Задание 19. Причастные и деепричастные обороты

В каком предложении допущена ошибка?

  1. Письмо, написанное вчера, уже отправлено.
  2. Подходя к остановке, автобус резко затормозил.
  3. Он вошёл в комнату, держа в руках коробку.
  4. Ветви деревьев, склоняющиеся к воде, создавали тень.

Правильный ответ: 2) Подходя к остановке, автобус резко затормозил.

Объяснение:
Ошибка в деепричастном оборотекто подходил? Исправленный вариант:
«Когда мы подходили к остановке, автобус резко затормозил.»


Задание 20. Стили речи

Какому стилю принадлежит следующий текст?

«Исследование показало, что изменение температуры влияет на скорость химической реакции.»

  1. художественный
  2. публицистический
  3. научный
  4. разговорный

Правильный ответ: 3) научный

Объяснение:
Текст содержит терминологию и логическую аргументацию, что характерно для научного стиля.


Задание 21. Орфографические нормы

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. бе..покойство, во..становление, и..чезнуть
  2. бе..граничный, ра..положение, и..чистить
  3. ра..чистка, бе..форменный, и..править
  4. во..клицание, бе..конечный, ра..щепить

Правильный ответ: 1) беспокойство, восстановление, исчезнуть

Объяснение:
Во всех словах пропущена буква «с»: беспокойство, восстановление, исчезнуть.


Задание 22. Синтаксические нормы

В каком предложении допущена ошибка?

  1. Благодаря стараниям команды, проект был завершён вовремя.
  2. Вопреки дождю, мы всё равно пошли гулять.
  3. В отличие от других людей, у него более лучшее образование.
  4. Несмотря на плохую погоду, соревнования не отменили.

Правильный ответ: 3) В отличие от других людей, у него более лучшее образование.

Объяснение:
Слово «более лучшее» – ошибка, так как нельзя усиливать превосходную степень. Правильно: «лучшее образование».


Задание 23. Построение сложного предложения

Где есть ошибка в построении сложноподчинённого предложения?

  1. Он сказал, что вернётся завтра.
  2. Мы решили, что стоит подождать.
  3. Я узнал, что книга мне понравилась, когда прочитал её.
  4. Он объяснил мне про фильм, который смотрел мой друг вчера.

Правильный ответ: 4) Он объяснил мне про фильм, который смотрел мой друг вчера.

Объяснение:
Ошибка в построении придаточного предложения. Верный вариант: «Он объяснил мне суть фильма, который вчера смотрел мой друг.»


Задание 24. Смысловая связь в предложении

Какой вариант логически неверен?

  1. Он был очень уставшим, поэтому лёг спать пораньше.
  2. Врач сделал укол, и пациент почувствовал себя лучше.
  3. Я забыл ключи дома, так как мне не пришлось их использовать.
  4. Автобус задержался, потому что на дороге была пробка.

Правильный ответ: 3) Я забыл ключи дома, так как мне не пришлось их использовать.

Объяснение:
Причина и следствие не связаны логически – человек забывает ключи случайно, а не потому, что не использовал их.


Задание 25. Паронимы

В каком предложении слово употреблено неверно?

  1. Он подарил мне памятную книгу.
  2. На стене висел глиняный горшок.
  3. Этот человек очень представительный.
  4. Он всегда проявляет гуманитарность к окружающим.

Правильный ответ: 4) Он всегда проявляет гуманитарность к окружающим.

Объяснение:
Слово «гуманитарность» не употребляется в значении милосердия. Правильно: «гуманность».


Задание 26. Пунктуация в предложениях с вводными словами

В каком предложении пропущена запятая?

  1. Конечно( ) он был прав.
  2. Мы( ) возможно( ) встретимся позже.
  3. Однако( ) решение было принято.
  4. По-моему( ) это было отличное выступление.

Правильный ответ: 1) Конечно(,) он был прав.

Объяснение:
Вводное слово «конечно» требует запятой.


Задание 27 

Прочитайте фрагмент текста и дайте комментарий к авторской позиции по предложенной проблеме.

Текст:
"Во все времена люди задавались вопросом: что делает человека по-настоящему счастливым? Одни утверждают, что это богатство и успех, другие – любовь и дружба. Так что же является истинным источником счастья?"

Проблема: Что делает человека по-настоящему счастливым?

Напишите комментарий к авторской позиции, включив в него:

  • Краткое изложение авторской позиции.
  • Свои размышления по данной проблеме.
  • Примеры из литературы, истории или личного опыта.

Пример комментария:

Автор размышляет о том, что истинное счастье – это не материальные блага, а состояние души. Он подчёркивает, что счастье может заключаться в любви, дружбе, самореализации, а не только в богатстве.

Действительно, многие известные люди считали счастье чем-то нематериальным. Например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» князь Андрей Болконский долго искал счастье в славе, но понял, что истинное счастье – в простых радостях жизни.

Однако нельзя отрицать, что для некоторых людей счастье всё же связано с материальным достатком. Например, человек, лишённый крыши над головой, вряд ли почувствует себя счастливым.

Вывод: Счастье – это субъективное ощущение, но настоящая радость чаще всего связана не с деньгами, а с любовью, дружбой и гармонией в душе.

Категория: Русский язык | Добавил: Admin (20.03.2025)
Просмотров: 12 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: