Вариант 6

Вариант 6 для подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2025


Задание 1. Орфоэпические нормы

В каком слове ударение неправильное?

  1. кУхонный
  2. звОнит
  3. принялА
  4. создАв

Правильный ответ: 2) звОнит

Объяснение:
Правильное ударение – звонИт. В остальных словах ударение верное: кУхонный, принялА, создАв.


Задание 2. Паронимы

В каком ряду оба слова употреблены правильно?

  1. Заплатить наличными, наличный интерес
  2. Доверительный человек, доверительная информация
  3. Эффектное выступление, эффективные меры
  4. Гарантийный случай, гарантированное выступление

Правильный ответ: 3) Эффектное выступление, эффективные меры

Объяснение:

  • Эффектный – производящий сильное впечатление.
  • Эффективный – дающий результат.
  • В других примерах ошибки:
    • Наличный интерес – неверно, правильно «живой интерес».
    • Доверительный человек – неверно (правильно «доверчивый»).
    • Гарантированное выступление – некорректное словосочетание.

Задание 3. Лексические нормы

В каком предложении есть лексическая ошибка?

  1. Мы подошли к зданию с античной архитектурой.
  2. Врач поставил точный диагноз.
  3. На собрании обсуждался важный вопрос.
  4. Давайте проведём параллель между событиями.

Правильный ответ: 1) Мы подошли к зданию с античной архитектурой.

Объяснение:
Слово «античный» обозначает культуру Древней Греции и Рима. В данном случае корректнее сказать «здание со старинной архитектурой».


Задание 4. Морфологические нормы

Какой вариант ошибочен?

  1. Два килограмма сахара
  2. Двое студентов
  3. Трое подруг
  4. Обе книги

Правильный ответ: 3) Трое подруг

Объяснение:
Числительное «трое» употребляется только с существительными мужского рода, детьми или существительными среднего рода (трое ребят, трое котят).
Правильно: «три подруги».


Задание 5. Синтаксические нормы

В каком предложении допущена ошибка?

  1. Он сказал, что придёт завтра.
  2. Мы пришли домой, где нас уже ждали.
  3. Он рассказал мне про фильм, который смотрел мой друг вчера.
  4. Это предложение можно разделить на две простых.

Правильный ответ: 3) Он рассказал мне про фильм, который смотрел мой друг вчера.

Объяснение:
Ошибка в построении придаточного предложения. Правильно: «Он рассказал мне о фильме, который вчера смотрел мой друг.»


Задание 6. Пунктуация в сложных предложениях

В каком предложении пропущена запятая?

  1. Я знал( ) что он не придёт.
  2. Мы долго ждали( ) но никто так и не появился.
  3. Когда пошёл дождь( ) мы укрылись в доме.
  4. Он пришёл поздно( ) и сразу лёг спать.

Правильный ответ: 3) Когда пошёл дождь(,) мы укрылись в доме.

Объяснение:
Запятая ставится перед придаточным предложением, начинающимся с союза «когда».


Задание 7. Пунктуация в предложениях с однородными членами

В каком предложении не нужна запятая?

  1. В саду росли яблони( ) груши и сливы.
  2. Она говорила спокойно( ) но уверенно.
  3. Мы не только отдыхали( ) но и учились.
  4. Утром было прохладно( ) и пасмурно.

Правильный ответ: 4) Утром было прохладно( ) и пасмурно.

Объяснение:
Запятая не ставится перед союзом «и», если соединяются два однородных члена, относящихся к одному предмету.


Задание 8. Тип сложного предложения

Какое это предложение?

«Солнце уже зашло, но небо ещё оставалось светлым.»

  1. сложносочинённое
  2. сложноподчинённое
  3. бессоюзное
  4. простое

Правильный ответ: 1) сложносочинённое

Объяснение:
В предложении две части, соединённые сочинительным союзом «но», значит, оно сложносочинённое.


Задание 9. Средства выразительности

Какое средство выразительности использовано в предложении?

«Ветра завывали, словно стая голодных волков.»

  1. метафора
  2. эпитет
  3. гипербола
  4. сравнение

Правильный ответ: 4) сравнение

Объяснение:
Сравнение – это сопоставление предметов с помощью слов «словно, как, будто».


Задание 10. Стили речи

Какому стилю принадлежит текст?

«Эксперименты показали, что увеличение температуры влияет на скорость реакции.»

  1. художественный
  2. публицистический
  3. научный
  4. разговорный

Правильный ответ: 3) научный

Объяснение:
Текст содержит терминологию и объективную подачу информации, что характерно для научного стиля.


Задание 11. Типы речи

Какой тип речи преобладает в следующем тексте?

«Он подошёл к двери, задержался на мгновение, затем тихо постучал. Через несколько секунд дверь медленно открылась, и на пороге появился хозяин дома.»

  1. повествование
  2. описание
  3. рассуждение
  4. инструкция

Правильный ответ: 1) повествование

Объяснение:
Текст передаёт последовательность действий, что характерно для повествования.


Задание 12. Средства выразительности

Какое средство выразительности использовано в предложении?

«Деревья в парке прошептали о приходе осени.»

  1. эпитет
  2. метафора
  3. гипербола
  4. олицетворение

Правильный ответ: 4) олицетворение

Объяснение:
Олицетворение – это наделение неживых предметов человеческими качествами («деревья прошептали»).


Задание 13. Лексическое значение слова

В каком предложении слово употреблено неверно?

  1. Он одел куртку перед выходом.
  2. Я взял книгу в библиотеке.
  3. Он поставил точный диагноз.
  4. Они достигли соглашения.

Правильный ответ: 1) Он одел куртку перед выходом.

Объяснение:
Правильно: «Он надел куртку», так как «одеть» – это надеть одежду на кого-то.


Задание 14. Синтаксические нормы

В каком предложении допущена ошибка?

  1. Вопреки плохой погоде, мы отправились в поход.
  2. Подходя к остановке, автобус резко затормозил.
  3. Благодаря родителям, он получил хорошее образование.
  4. Несмотря на боль, он продолжал работать.

Правильный ответ: 2) Подходя к остановке, автобус резко затормозил.

Объяснение:
Ошибка в деепричастном обороте – действие должно относиться к подлежащему.
Правильно: «Когда мы подходили к остановке, автобус резко затормозил.»


Задание 15. Пунктуация в сложноподчинённых предложениях

Где нужно поставить запятую?

  1. Я понял( ) что он был прав.
  2. Когда за окном стемнело( ) зажглись фонари.
  3. Он сказал( ) и ушёл.
  4. Мы решили( ) что стоит подождать.

Правильный ответ: 2) Когда за окном стемнело(,) зажглись фонари.

Объяснение:
Запятая ставится перед подчинительным союзом «когда» в сложноподчинённом предложении.


Задание 16. Пунктуация в предложениях с однородными членами

В каком предложении пропущена запятая?

  1. В саду росли розы лилии( ) и пионы.
  2. Он говорил быстро( ) но чётко.
  3. Она не только добрая( ) но и умная.
  4. В библиотеке были учебники( ) журналы и газеты.

Правильный ответ: 3) Она не только добрая(,) но и умная.

Объяснение:
Запятая ставится в конструкции «не только … но и …».


Задание 17. Сложное предложение

Какое это предложение?

«Небо затянулось тучами, и начался дождь.»

  1. сложносочинённое
  2. сложноподчинённое
  3. бессоюзное
  4. простое

Правильный ответ: 1) сложносочинённое

Объяснение:
Предложение состоит из двух частей, соединённых сочинительным союзом «и».


Задание 18. Орфографические нормы

В каком слове есть ошибка?

  1. атмосферный
  2. исподтишка
  3. исчесать
  4. характерный

Правильный ответ: 3) исчесать

Объяснение:
Правильное написание – «исчезать».


Задание 19. Причастные и деепричастные обороты

В каком предложении допущена ошибка?

  1. Письмо, написанное вчера, уже отправлено.
  2. Подходя к остановке, автобус резко затормозил.
  3. Он вошёл в комнату, держа в руках коробку.
  4. Ветви деревьев, склоняющиеся к воде, создавали тень.

Правильный ответ: 2) Подходя к остановке, автобус резко затормозил.

Объяснение:
Ошибка в деепричастном оборотекто подходил? Исправленный вариант:
«Когда мы подходили к остановке, автобус резко затормозил.»


Задание 20. Стили речи

Какому стилю принадлежит следующий текст?

«Исследование показало, что изменение температуры влияет на скорость химической реакции.»

  1. художественный
  2. публицистический
  3. научный
  4. разговорный

Правильный ответ: 3) научный

Объяснение:
Текст содержит терминологию и логическую аргументацию, что характерно для научного стиля.
 


Задание 21. Орфографические нормы

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. бе..покойство, во..становление, и..чезнуть
  2. бе..граничный, ра..положение, и..чистить
  3. ра..чистка, бе..форменный, и..править
  4. во..клицание, бе..конечный, ра..щепить

Правильный ответ: 1) беспокойство, восстановление, исчезнуть

Объяснение:
Во всех словах пропущена буква «с»: беспокойство, восстановление, исчезнуть.


Задание 22. Синтаксические нормы

В каком предложении допущена ошибка?

  1. Благодаря стараниям команды проект был успешно завершён.
  2. Вопреки дождю мы всё равно пошли гулять.
  3. В отличие от других людей, у него более лучшее образование.
  4. Несмотря на плохую погоду, соревнования не отменили.

Правильный ответ: 3) В отличие от других людей, у него более лучшее образование.

Объяснение:
Слово «более лучшее» – ошибка, так как нельзя усиливать превосходную степень. Правильно: «лучшее образование».


Задание 23. Построение сложного предложения

Где есть ошибка в построении сложноподчинённого предложения?

  1. Он сказал, что вернётся завтра.
  2. Мы решили, что стоит подождать.
  3. Я узнал, что книга мне понравилась, когда прочитал её.
  4. Он объяснил мне про фильм, который смотрел мой друг вчера.

Правильный ответ: 4) Он объяснил мне про фильм, который смотрел мой друг вчера.

Объяснение:
Ошибка в построении придаточного предложения. Верный вариант: «Он объяснил мне суть фильма, который вчера смотрел мой друг.»


Задание 24. Смысловая связь в предложении

Какой вариант логически неверен?

  1. Он был очень уставшим, поэтому лёг спать пораньше.
  2. Врач сделал укол, и пациент почувствовал себя лучше.
  3. Я забыл ключи дома, так как мне не пришлось их использовать.
  4. Автобус задержался, потому что на дороге была пробка.

Правильный ответ: 3) Я забыл ключи дома, так как мне не пришлось их использовать.

Объяснение:
Причина и следствие не связаны логически – человек забывает ключи случайно, а не потому, что не использовал их.


Задание 25. Паронимы

В каком предложении слово употреблено неверно?

  1. Он подарил мне памятную книгу.
  2. На стене висел глиняный горшок.
  3. Этот человек очень представительный.
  4. Он всегда проявляет гуманитарность к окружающим.

Правильный ответ: 4) Он всегда проявляет гуманитарность к окружающим.

Объяснение:
Слово «гуманитарность» не употребляется в значении милосердия. Правильно: «гуманность».


Задание 26. Пунктуация в предложениях с вводными словами

В каком предложении пропущена запятая?

  1. Конечно( ) он был прав.
  2. Мы( ) возможно( ) встретимся позже.
  3. Однако( ) решение было принято.
  4. По-моему( ) это было отличное выступление.

Правильный ответ: 1) Конечно(,) он был прав.

Объяснение:
Вводное слово «конечно» требует запятой.


Задание 27 (Сочинение, новая формулировка 2025 года)

Прочитайте фрагмент текста и дайте комментарий к авторской позиции по предложенной проблеме.

Текст:
"В современном мире люди часто оказываются перед выбором: стремиться к профессиональному успеху или уделять больше времени семье. Но можно ли достичь гармонии между карьерой и личной жизнью?"

Проблема: Как найти баланс между карьерой и личной жизнью?

Напишите комментарий к авторской позиции, включив в него:

  • Краткое изложение авторской позиции.
  • Свои размышления по данной проблеме.
  • Примеры из литературы, истории или личного опыта.

Пример комментария:

Автор рассуждает о том, как человеку найти баланс между работой и семьёй. Он подчёркивает, что полное сосредоточение на карьере может привести к одиночеству, а отказ от профессионального развития – к финансовым трудностям.

Действительно, проблема выбора между карьерой и личной жизнью актуальна. Например, герой романа И.А. Гончарова «Обломов» предпочёл спокойствие и домашний уют карьерным амбициям, но в итоге это привело к его деградации. Напротив, в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» героиня жертвует семьёй ради личных чувств, но остаётся несчастной.

Таким образом, важно находить баланс, чтобы не упустить важные моменты жизни и при этом реализовать себя в профессии.


 

Категория: Русский язык | Добавил: Admin (20.03.2025)
Просмотров: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: