Вариант 7

Вариант 7 для подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2025 


Задание 1. Орфоэпические нормы

В каком слове ударение неправильное?

  1. срЕдства
  2. позвонИт
  3. договорЁнность
  4. тОрты

Правильный ответ: 1) срЕдства

Объяснение:
Правильное ударение – срЕдства (в русском языке допустимы два варианта: срЕдства и средствА). Однако в разговорной речи часто употребляют неверное «средствА», что является ошибкой.


Задание 2. Паронимы

В каком ряду оба слова употреблены правильно?

  1. Врач дал гарантийные рекомендации, чтобы обеспечить гарантированное выздоровление.
  2. Это был ценностный разговор, полный ценной информации.
  3. Эффектное выступление певца дало эффективный результат.
  4. Адресатное письмо пришло на адресный почтовый ящик.

Правильный ответ: 3) Эффектное выступление певца дало эффективный результат.

Объяснение:

  • Эффектное – яркое, производящее впечатление.
  • Эффективный – дающий результат.
  • В остальных вариантах ошибки:
    • Гарантийные рекомендации – неверно (правильно «гарантированные рекомендации»).
    • Ценностный разговор – ошибка (правильно «ценный разговор»).
    • Адресатное письмо – некорректно, должно быть «адресованное письмо».

Задание 3. Лексические нормы

В каком предложении есть лексическая ошибка?

  1. Врач поставил точный диагноз.
  2. Это был памятный момент в его жизни.
  3. Давайте сделаем акцент на этом факте.
  4. Мы обратились в адресатную службу доставки.

Правильный ответ: 4) Мы обратились в адресатную службу доставки.

Объяснение:
«Адресатная служба» – ошибочное выражение. Правильно: «адресная служба».


Задание 4. Морфологические нормы

Какой вариант ошибочен?

  1. Обе сестры
  2. Двое мужчин
  3. Четверо учениц
  4. Пять килограммов

Правильный ответ: 3) Четверо учениц

Объяснение:
Числительное «четверо» употребляется только с существительными мужского рода, детьми, лицами мужского пола или существительными среднего рода.
Правильно: «четыре ученицы».


Задание 5. Синтаксические нормы

В каком предложении допущена ошибка?

  1. Мы уверены в том, что экзамен будет сложным.
  2. Вопреки трудностям, он достиг успеха.
  3. На улице было холодно, но я всё же не надел куртку.
  4. Несмотря на усталость, но он продолжил работу.

Правильный ответ: 4) Несмотря на усталость, но он продолжил работу.

Объяснение:
Союз «но» не нужен при конструкции «несмотря на». Правильно: «Несмотря на усталость, он продолжил работу.»


Задание 6. Пунктуация в сложных предложениях

В каком предложении пропущена запятая?

  1. Я надеюсь( ) что он прав.
  2. Мы ждали( ) но никто так и не пришёл.
  3. Когда наступил вечер( ) погода стала прохладнее.
  4. Он зашёл в дом( ) и сразу сел за стол.

Правильный ответ: 3) Когда наступил вечер(,) погода стала прохладнее.

Объяснение:
Запятая ставится перед подчинительным союзом «когда».


Задание 7. Пунктуация в предложениях с однородными членами

В каком предложении не нужна запятая?

  1. В саду росли яблони( ) груши и сливы.
  2. Она говорила медленно( ) но выразительно.
  3. Мы не только изучали теорию( ) но и решали задачи.
  4. Вечером было прохладно( ) и туманно.

Правильный ответ: 4) Вечером было прохладно( ) и туманно.

Объяснение:
Запятая не ставится перед союзом «и», если соединяются два однородных члена, относящихся к одному предмету.


Задание 8. Тип сложного предложения

Какое это предложение?

«Солнце уже зашло, но небо ещё оставалось светлым.»

  1. сложносочинённое
  2. сложноподчинённое
  3. бессоюзное
  4. простое

Правильный ответ: 1) сложносочинённое

Объяснение:
В предложении две части, соединённые сочинительным союзом «но», значит, оно сложносочинённое.


Задание 9. Средства выразительности

Какое средство выразительности использовано в предложении?

«Дождь тихо постукивал по стеклу, словно кто-то осторожно просил войти.»

  1. метафора
  2. эпитет
  3. гипербола
  4. сравнение

Правильный ответ: 4) сравнение

Объяснение:
Сравнение – это сопоставление предметов с помощью слов «словно, как, будто».


Задание 10. Стили речи

Какому стилю принадлежит текст?

«В ходе исследования учёные выяснили, что изменение температуры оказывает влияние на скорость химической реакции.»

  1. художественный
  2. публицистический
  3. научный
  4. разговорный

Правильный ответ: 3) научный

Объяснение:
Текст содержит термины и объективную подачу информации, что характерно для научного стиля.


Задание 11. Типы речи

Какой тип речи преобладает в следующем тексте?

«Длинная узкая улица вела к небольшому старому дому. Его стены, покрытые потрескавшейся штукатуркой, напоминали о времени, прошедшем без ремонта. В саду росли старые деревья, их ветви наклонялись к земле под тяжестью плодов.»

  1. повествование
  2. описание
  3. рассуждение
  4. инструкция

Правильный ответ: 2) описание

Объяснение:
Текст передаёт статичную картину с использованием прилагательных и деталей, что характерно для описания.


Задание 12. Средства выразительности

Какое средство выразительности использовано в предложении?

«Город заснул, укрывшись одеялом из тумана.»

  1. метафора
  2. эпитет
  3. гипербола
  4. сравнение

Правильный ответ: 1) метафора

Объяснение:
Метафора – это переносное значение слова: «город заснул», «укрывшись одеялом из тумана».


Задание 13. Лексическое значение слова

В каком предложении слово употреблено неверно?

  1. Он надел пиджак перед выходом.
  2. Мы взяли книги в библиотеке.
  3. Он сделал важное открытие.
  4. Я занял у друга книгу на неделю.

Правильный ответ: 4) Я занял у друга книгу на неделю.

Объяснение:
«Занять» означает дать что-то во временное пользование.
Правильно: «Я взял у друга книгу на неделю.»


Задание 14. Синтаксические нормы

В каком предложении допущена ошибка?

  1. Он обратил внимание на то, что происходило вокруг.
  2. Благодаря сильному ветру лодку вынесло на берег.
  3. По окончании спектакля зрители громко аплодировали.
  4. Достигнув станции, перед нами открылся прекрасный вид.

Правильный ответ: 4) Достигнув станции, перед нами открылся прекрасный вид.

Объяснение:
Ошибка в деепричастном обороте – действие должно относиться к подлежащему.
Правильно: «Достигнув станции, мы увидели прекрасный вид.»


Задание 15. Пунктуация в сложноподчинённых предложениях

Где нужно поставить запятую?

  1. Я знал( ) что он не придёт.
  2. Когда начался дождь( ) мы укрылись в доме.
  3. Он вошёл в комнату( ) и сел в кресло.
  4. Мы надеялись( ) что поезд прибудет вовремя.

Правильный ответ: 2) Когда начался дождь(,) мы укрылись в доме.

Объяснение:
Запятая ставится перед подчинительным союзом «когда» в сложноподчинённом предложении.


Задание 16. Пунктуация в предложениях с однородными членами

В каком предложении пропущена запятая?

  1. В парке росли клёны липы( ) и дубы.
  2. Он говорил быстро( ) но чётко.
  3. Она не только добрая( ) но и умная.
  4. В библиотеке были учебники( ) журналы и газеты.

Правильный ответ: 3) Она не только добрая(,) но и умная.

Объяснение:
Запятая ставится в конструкции «не только … но и …».


Задание 17. Сложное предложение

Какое это предложение?

«Ветер стих, и на небе появились первые звёзды.»

  1. сложносочинённое
  2. сложноподчинённое
  3. бессоюзное
  4. простое

Правильный ответ: 1) сложносочинённое

Объяснение:
Предложение состоит из двух частей, соединённых сочинительным союзом «и».


Задание 18. Орфографические нормы

В каком слове есть ошибка?

  1. исподтишка
  2. атмосферный
  3. исчесать
  4. характерный

Правильный ответ: 3) исчесать

Объяснение:
Правильное написание – «исчезать».


Задание 19. Причастные и деепричастные обороты

В каком предложении допущена ошибка?

  1. Письмо, написанное вчера, уже отправлено.
  2. Подходя к остановке, автобус резко затормозил.
  3. Он вошёл в комнату, держа в руках коробку.
  4. Ветви деревьев, склоняющиеся к воде, создавали тень.

Правильный ответ: 2) Подходя к остановке, автобус резко затормозил.

Объяснение:
Ошибка в деепричастном оборотекто подходил? Исправленный вариант:
«Когда мы подходили к остановке, автобус резко затормозил.»


Задание 20. Стили речи

Какому стилю принадлежит следующий текст?

«В результате эксперимента было установлено, что изменение температуры влияет на скорость химической реакции.»

  1. художественный
  2. публицистический
  3. научный
  4. разговорный

Правильный ответ: 3) научный

Объяснение:
Текст содержит терминологию и логическую аргументацию, что характерно для научного стиля.


Задание 21. Орфографические нормы

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. бе..покойство, во..становить, и..чезнуть
  2. ра..крыть, бе..болезненный, и..чезать
  3. пре..одолеть, и..черпать, бе..толковый
  4. ра..писание, бе..жалостный, и..правимый

Правильный ответ: 1) беспокойство, восстановить, исчезнуть

Объяснение:
Пропущена буква «с»: беспокойство, восстановить, исчезнуть.


Задание 22. Синтаксические нормы

В каком предложении допущена ошибка?

  1. Благодаря дождю воздух стал свежим.
  2. Вопреки прогнозу погоды, день выдался тёплым.
  3. В отличие от других людей, у него более лучшее образование.
  4. По окончании лекции студенты задали вопросы преподавателю.

Правильный ответ: 3) В отличие от других людей, у него более лучшее образование.

Объяснение:
Нельзя использовать «более лучшее», так как слово «лучший» уже в превосходной степени. Правильно: «лучшее образование».


Задание 23. Построение сложного предложения

Где есть ошибка в построении сложноподчинённого предложения?

  1. Он сказал, что приедет поздно.
  2. Мы поняли, что экзамен будет сложным.
  3. Я узнал, что фильм интересный, когда посмотрел его.
  4. Он объяснил мне про фильм, который вчера смотрел мой друг.

Правильный ответ: 4) Он объяснил мне про фильм, который вчера смотрел мой друг.

Объяснение:
Ошибка в построении придаточного предложения. Верный вариант: «Он объяснил мне суть фильма, который вчера смотрел мой друг.»


Задание 24. Смысловая связь в предложении

Какой вариант логически неверен?

  1. Он был очень уставшим, поэтому лёг спать пораньше.
  2. Врач сделал укол, и пациент почувствовал себя лучше.
  3. Я забыл ключи дома, так как мне не пришлось их использовать.
  4. Автобус задержался, потому что на дороге была пробка.

Правильный ответ: 3) Я забыл ключи дома, так как мне не пришлось их использовать.

Объяснение:
Причина и следствие не связаны логически – человек забывает ключи случайно, а не потому, что не использовал их.


Задание 25. Паронимы

В каком предложении слово употреблено неверно?

  1. Он получил памятную медаль.
  2. Керамическая посуда отличается от глиняной.
  3. Этот человек очень представительный.
  4. Он всегда проявляет гуманитарность к окружающим.

Правильный ответ: 4) Он всегда проявляет гуманитарность к окружающим.

Объяснение:
Слово «гуманитарность» не употребляется в значении милосердия. Правильно: «гуманность».


Задание 26. Пунктуация в предложениях с вводными словами

В каком предложении пропущена запятая?

  1. Конечно( ) он был прав.
  2. Мы( ) возможно( ) встретимся позже.
  3. Однако( ) решение было принято.
  4. По-моему( ) эта идея самая удачная.

Правильный ответ: 1) Конечно(,) он был прав.

Объяснение:
Вводное слово «конечно» требует запятой.


Задание 27 (Сочинение, новая формулировка 2025 года)

Прочитайте фрагмент текста и дайте комментарий к авторской позиции по предложенной проблеме.

Текст:
"Современный человек сталкивается с информационной перегрузкой. Каждый день он потребляет огромное количество данных, и порой становится трудно отличить правду от лжи. Так как же научиться критически относиться к информации?"

Проблема: Как научиться критически воспринимать информацию?

Напишите комментарий к авторской позиции, включив в него:

  • Краткое изложение авторской позиции.
  • Свои размышления по данной проблеме.
  • Примеры из литературы, истории или личного опыта.

Пример комментария:

Автор поднимает важную проблему критического восприятия информации в современном мире. Он считает, что человеку необходимо анализировать источники, проверять достоверность данных и не доверять всему, что публикуется в интернете.

С этим трудно не согласиться. В современном мире количество информации настолько велико, что без критического мышления легко стать жертвой манипуляции. Например, в романе Дж. Оруэлла «1984» власть использует пропаганду для контроля над людьми, и только главный герой пытается осмыслить реальность.

Также можно вспомнить примеры из жизни. Многие фальшивые новости быстро распространяются в интернете, создавая панику и дезинформацию. Только люди, умеющие критически мыслить, могут разобраться, где правда, а где ложь.

Вывод: Критическое восприятие информации – это навык, который необходимо развивать, чтобы оставаться объективным и осознанным в современном мире.

Категория: Русский язык | Добавил: Admin (20.03.2025)
Просмотров: 14 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: