Вариант 7 для подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2025
Задание 1. Орфоэпические нормы
В каком слове ударение неправильное?
- срЕдства
- позвонИт
- договорЁнность
- тОрты
✅ Правильный ответ: 1) срЕдства
Объяснение:
Правильное ударение – срЕдства (в русском языке допустимы два варианта: срЕдства и средствА). Однако в разговорной речи часто употребляют неверное «средствА», что является ошибкой.
Задание 2. Паронимы
В каком ряду оба слова употреблены правильно?
- Врач дал гарантийные рекомендации, чтобы обеспечить гарантированное выздоровление.
- Это был ценностный разговор, полный ценной информации.
- Эффектное выступление певца дало эффективный результат.
- Адресатное письмо пришло на адресный почтовый ящик.
✅ Правильный ответ: 3) Эффектное выступление певца дало эффективный результат.
Объяснение:
- Эффектное – яркое, производящее впечатление.
- Эффективный – дающий результат.
- В остальных вариантах ошибки:
- Гарантийные рекомендации – неверно (правильно «гарантированные рекомендации»).
- Ценностный разговор – ошибка (правильно «ценный разговор»).
- Адресатное письмо – некорректно, должно быть «адресованное письмо».
Задание 3. Лексические нормы
В каком предложении есть лексическая ошибка?
- Врач поставил точный диагноз.
- Это был памятный момент в его жизни.
- Давайте сделаем акцент на этом факте.
- Мы обратились в адресатную службу доставки.
✅ Правильный ответ: 4) Мы обратились в адресатную службу доставки.
Объяснение:
«Адресатная служба» – ошибочное выражение. Правильно: «адресная служба».
Задание 4. Морфологические нормы
Какой вариант ошибочен?
- Обе сестры
- Двое мужчин
- Четверо учениц
- Пять килограммов
✅ Правильный ответ: 3) Четверо учениц
Объяснение:
Числительное «четверо» употребляется только с существительными мужского рода, детьми, лицами мужского пола или существительными среднего рода.
Правильно: «четыре ученицы».
Задание 5. Синтаксические нормы
В каком предложении допущена ошибка?
- Мы уверены в том, что экзамен будет сложным.
- Вопреки трудностям, он достиг успеха.
- На улице было холодно, но я всё же не надел куртку.
- Несмотря на усталость, но он продолжил работу.
✅ Правильный ответ: 4) Несмотря на усталость, но он продолжил работу.
Объяснение:
Союз «но» не нужен при конструкции «несмотря на». Правильно: «Несмотря на усталость, он продолжил работу.»
Задание 6. Пунктуация в сложных предложениях
В каком предложении пропущена запятая?
- Я надеюсь( ) что он прав.
- Мы ждали( ) но никто так и не пришёл.
- Когда наступил вечер( ) погода стала прохладнее.
- Он зашёл в дом( ) и сразу сел за стол.
✅ Правильный ответ: 3) Когда наступил вечер(,) погода стала прохладнее.
Объяснение:
Запятая ставится перед подчинительным союзом «когда».
Задание 7. Пунктуация в предложениях с однородными членами
В каком предложении не нужна запятая?
- В саду росли яблони( ) груши и сливы.
- Она говорила медленно( ) но выразительно.
- Мы не только изучали теорию( ) но и решали задачи.
- Вечером было прохладно( ) и туманно.
✅ Правильный ответ: 4) Вечером было прохладно( ) и туманно.
Объяснение:
Запятая не ставится перед союзом «и», если соединяются два однородных члена, относящихся к одному предмету.
Задание 8. Тип сложного предложения
Какое это предложение?
«Солнце уже зашло, но небо ещё оставалось светлым.»
- сложносочинённое
- сложноподчинённое
- бессоюзное
- простое
✅ Правильный ответ: 1) сложносочинённое
Объяснение:
В предложении две части, соединённые сочинительным союзом «но», значит, оно сложносочинённое.
Задание 9. Средства выразительности
Какое средство выразительности использовано в предложении?
«Дождь тихо постукивал по стеклу, словно кто-то осторожно просил войти.»
- метафора
- эпитет
- гипербола
- сравнение
✅ Правильный ответ: 4) сравнение
Объяснение:
Сравнение – это сопоставление предметов с помощью слов «словно, как, будто».
Задание 10. Стили речи
Какому стилю принадлежит текст?
«В ходе исследования учёные выяснили, что изменение температуры оказывает влияние на скорость химической реакции.»
- художественный
- публицистический
- научный
- разговорный
✅ Правильный ответ: 3) научный
Объяснение:
Текст содержит термины и объективную подачу информации, что характерно для научного стиля.
Задание 11. Типы речи
Какой тип речи преобладает в следующем тексте?
«Длинная узкая улица вела к небольшому старому дому. Его стены, покрытые потрескавшейся штукатуркой, напоминали о времени, прошедшем без ремонта. В саду росли старые деревья, их ветви наклонялись к земле под тяжестью плодов.»
- повествование
- описание
- рассуждение
- инструкция
✅ Правильный ответ: 2) описание
Объяснение:
Текст передаёт статичную картину с использованием прилагательных и деталей, что характерно для описания.
Задание 12. Средства выразительности
Какое средство выразительности использовано в предложении?
«Город заснул, укрывшись одеялом из тумана.»
- метафора
- эпитет
- гипербола
- сравнение
✅ Правильный ответ: 1) метафора
Объяснение:
Метафора – это переносное значение слова: «город заснул», «укрывшись одеялом из тумана».
Задание 13. Лексическое значение слова
В каком предложении слово употреблено неверно?
- Он надел пиджак перед выходом.
- Мы взяли книги в библиотеке.
- Он сделал важное открытие.
- Я занял у друга книгу на неделю.
✅ Правильный ответ: 4) Я занял у друга книгу на неделю.
Объяснение:
«Занять» означает дать что-то во временное пользование.
Правильно: «Я взял у друга книгу на неделю.»
Задание 14. Синтаксические нормы
В каком предложении допущена ошибка?
- Он обратил внимание на то, что происходило вокруг.
- Благодаря сильному ветру лодку вынесло на берег.
- По окончании спектакля зрители громко аплодировали.
- Достигнув станции, перед нами открылся прекрасный вид.
✅ Правильный ответ: 4) Достигнув станции, перед нами открылся прекрасный вид.
Объяснение:
Ошибка в деепричастном обороте – действие должно относиться к подлежащему.
Правильно: «Достигнув станции, мы увидели прекрасный вид.»
Задание 15. Пунктуация в сложноподчинённых предложениях
Где нужно поставить запятую?
- Я знал( ) что он не придёт.
- Когда начался дождь( ) мы укрылись в доме.
- Он вошёл в комнату( ) и сел в кресло.
- Мы надеялись( ) что поезд прибудет вовремя.
✅ Правильный ответ: 2) Когда начался дождь(,) мы укрылись в доме.
Объяснение:
Запятая ставится перед подчинительным союзом «когда» в сложноподчинённом предложении.
Задание 16. Пунктуация в предложениях с однородными членами
В каком предложении пропущена запятая?
- В парке росли клёны липы( ) и дубы.
- Он говорил быстро( ) но чётко.
- Она не только добрая( ) но и умная.
- В библиотеке были учебники( ) журналы и газеты.
✅ Правильный ответ: 3) Она не только добрая(,) но и умная.
Объяснение:
Запятая ставится в конструкции «не только … но и …».
Задание 17. Сложное предложение
Какое это предложение?
«Ветер стих, и на небе появились первые звёзды.»
- сложносочинённое
- сложноподчинённое
- бессоюзное
- простое
✅ Правильный ответ: 1) сложносочинённое
Объяснение:
Предложение состоит из двух частей, соединённых сочинительным союзом «и».
Задание 18. Орфографические нормы
В каком слове есть ошибка?
- исподтишка
- атмосферный
- исчесать
- характерный
✅ Правильный ответ: 3) исчесать
Объяснение:
Правильное написание – «исчезать».
Задание 19. Причастные и деепричастные обороты
В каком предложении допущена ошибка?
- Письмо, написанное вчера, уже отправлено.
- Подходя к остановке, автобус резко затормозил.
- Он вошёл в комнату, держа в руках коробку.
- Ветви деревьев, склоняющиеся к воде, создавали тень.
✅ Правильный ответ: 2) Подходя к остановке, автобус резко затормозил.
Объяснение:
Ошибка в деепричастном обороте – кто подходил? Исправленный вариант:
«Когда мы подходили к остановке, автобус резко затормозил.»
Задание 20. Стили речи
Какому стилю принадлежит следующий текст?
«В результате эксперимента было установлено, что изменение температуры влияет на скорость химической реакции.»
- художественный
- публицистический
- научный
- разговорный
✅ Правильный ответ: 3) научный
Объяснение:
Текст содержит терминологию и логическую аргументацию, что характерно для научного стиля.
Задание 21. Орфографические нормы
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
- бе..покойство, во..становить, и..чезнуть
- ра..крыть, бе..болезненный, и..чезать
- пре..одолеть, и..черпать, бе..толковый
- ра..писание, бе..жалостный, и..правимый
✅ Правильный ответ: 1) беспокойство, восстановить, исчезнуть
Объяснение:
Пропущена буква «с»: беспокойство, восстановить, исчезнуть.
Задание 22. Синтаксические нормы
В каком предложении допущена ошибка?
- Благодаря дождю воздух стал свежим.
- Вопреки прогнозу погоды, день выдался тёплым.
- В отличие от других людей, у него более лучшее образование.
- По окончании лекции студенты задали вопросы преподавателю.
✅ Правильный ответ: 3) В отличие от других людей, у него более лучшее образование.
Объяснение:
Нельзя использовать «более лучшее», так как слово «лучший» уже в превосходной степени. Правильно: «лучшее образование».
Задание 23. Построение сложного предложения
Где есть ошибка в построении сложноподчинённого предложения?
- Он сказал, что приедет поздно.
- Мы поняли, что экзамен будет сложным.
- Я узнал, что фильм интересный, когда посмотрел его.
- Он объяснил мне про фильм, который вчера смотрел мой друг.
✅ Правильный ответ: 4) Он объяснил мне про фильм, который вчера смотрел мой друг.
Объяснение:
Ошибка в построении придаточного предложения. Верный вариант: «Он объяснил мне суть фильма, который вчера смотрел мой друг.»
Задание 24. Смысловая связь в предложении
Какой вариант логически неверен?
- Он был очень уставшим, поэтому лёг спать пораньше.
- Врач сделал укол, и пациент почувствовал себя лучше.
- Я забыл ключи дома, так как мне не пришлось их использовать.
- Автобус задержался, потому что на дороге была пробка.
✅ Правильный ответ: 3) Я забыл ключи дома, так как мне не пришлось их использовать.
Объяснение:
Причина и следствие не связаны логически – человек забывает ключи случайно, а не потому, что не использовал их.
Задание 25. Паронимы
В каком предложении слово употреблено неверно?
- Он получил памятную медаль.
- Керамическая посуда отличается от глиняной.
- Этот человек очень представительный.
- Он всегда проявляет гуманитарность к окружающим.
✅ Правильный ответ: 4) Он всегда проявляет гуманитарность к окружающим.
Объяснение:
Слово «гуманитарность» не употребляется в значении милосердия. Правильно: «гуманность».
Задание 26. Пунктуация в предложениях с вводными словами
В каком предложении пропущена запятая?
- Конечно( ) он был прав.
- Мы( ) возможно( ) встретимся позже.
- Однако( ) решение было принято.
- По-моему( ) эта идея самая удачная.
✅ Правильный ответ: 1) Конечно(,) он был прав.
Объяснение:
Вводное слово «конечно» требует запятой.
Задание 27 (Сочинение, новая формулировка 2025 года)
Прочитайте фрагмент текста и дайте комментарий к авторской позиции по предложенной проблеме.
Текст:
"Современный человек сталкивается с информационной перегрузкой. Каждый день он потребляет огромное количество данных, и порой становится трудно отличить правду от лжи. Так как же научиться критически относиться к информации?"
Проблема: Как научиться критически воспринимать информацию?
Напишите комментарий к авторской позиции, включив в него:
- Краткое изложение авторской позиции.
- Свои размышления по данной проблеме.
- Примеры из литературы, истории или личного опыта.
✅ Пример комментария:
Автор поднимает важную проблему критического восприятия информации в современном мире. Он считает, что человеку необходимо анализировать источники, проверять достоверность данных и не доверять всему, что публикуется в интернете.
С этим трудно не согласиться. В современном мире количество информации настолько велико, что без критического мышления легко стать жертвой манипуляции. Например, в романе Дж. Оруэлла «1984» власть использует пропаганду для контроля над людьми, и только главный герой пытается осмыслить реальность.
Также можно вспомнить примеры из жизни. Многие фальшивые новости быстро распространяются в интернете, создавая панику и дезинформацию. Только люди, умеющие критически мыслить, могут разобраться, где правда, а где ложь.
Вывод: Критическое восприятие информации – это навык, который необходимо развивать, чтобы оставаться объективным и осознанным в современном мире. |