Вариант 8

Вариант 8 для подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2025 


Задание 1. Орфоэпические нормы

В каком слове ударение неправильное?

  1. начАв
  2. красИвее
  3. каталог
  4. звонИшь

Правильный ответ: 3) каталог

Объяснение:
Правильное ударение – каталОг. В остальных словах верное ударение: начАв, красИвее, звонИшь.


Задание 2. Паронимы

В каком ряду оба слова употреблены правильно?

  1. Дипломатическая встреча, дипломированный специалист
  2. Заплатить наличными, наличный интерес
  3. Эффектное решение, эффективный метод
  4. Гарантийный случай, гарантированное выступление

Правильный ответ: 1) Дипломатическая встреча, дипломированный специалист

Объяснение:

  • Дипломатический – относящийся к дипломатии (дипломатическая встреча).
  • Дипломированный – имеющий диплом (дипломированный специалист).
  • В остальных примерах ошибки:
    • Наличный интерес – неверно (нужно «живой интерес»).
    • Эффектное решение – неправильно, так как «эффектный» означает «яркий, впечатляющий» (нужно «эффективное»).
    • Гарантированное выступление – некорректное словосочетание.

Задание 3. Лексические нормы

В каком предложении есть лексическая ошибка?

  1. Он испытывал глубокую признательность к учителю.
  2. Это был ценный совет.
  3. Он получил ценностный диплом.
  4. Врач поставил точный диагноз.

Правильный ответ: 3) Он получил ценностный диплом.

Объяснение:
«Ценностный» – это относящийся к системе ценностей (например, «ценностные ориентиры»), а в данном контексте правильно: «ценный диплом».


Задание 4. Морфологические нормы

Какой вариант ошибочен?

  1. Обе сестры
  2. Двое мужчин
  3. Четверо подруг
  4. Пять килограммов

Правильный ответ: 3) Четверо подруг

Объяснение:
Числительное «четверо» употребляется с существительными мужского рода, детьми, лицами мужского пола или существительными среднего рода.
Правильно: «четыре подруги».


Задание 5. Синтаксические нормы

В каком предложении допущена ошибка?

  1. Мы уверены в том, что экзамен будет сложным.
  2. Вопреки прогнозу, день выдался тёплым.
  3. Несмотря на усталость, но он продолжил работу.
  4. По окончании лекции студенты разошлись.

Правильный ответ: 3) Несмотря на усталость, но он продолжил работу.

Объяснение:
Союз «но» не нужен при конструкции «несмотря на». Правильно: «Несмотря на усталость, он продолжил работу.»


Задание 6. Пунктуация в сложных предложениях

В каком предложении пропущена запятая?

  1. Я надеюсь( ) что он прав.
  2. Мы ждали( ) но никто так и не пришёл.
  3. Когда наступил вечер( ) погода стала прохладнее.
  4. Он зашёл в дом( ) и сразу сел за стол.

Правильный ответ: 3) Когда наступил вечер(,) погода стала прохладнее.

Объяснение:
Запятая ставится перед подчинительным союзом «когда».


Задание 7. Пунктуация в предложениях с однородными членами

В каком предложении не нужна запятая?

  1. В саду росли яблони( ) груши и сливы.
  2. Она говорила медленно( ) но выразительно.
  3. Мы не только изучали теорию( ) но и решали задачи.
  4. Вечером было прохладно( ) и туманно.

Правильный ответ: 4) Вечером было прохладно( ) и туманно.

Объяснение:
Запятая не ставится перед союзом «и», если соединяются два однородных члена, относящихся к одному предмету.


Задание 8. Тип сложного предложения

Какое это предложение?

«Солнце уже зашло, но небо ещё оставалось светлым.»

  1. сложносочинённое
  2. сложноподчинённое
  3. бессоюзное
  4. простое

Правильный ответ: 1) сложносочинённое

Объяснение:
В предложении две части, соединённые сочинительным союзом «но», значит, оно сложносочинённое.


Задание 9. Средства выразительности

Какое средство выразительности использовано в предложении?

«Дождь тихо постукивал по стеклу, словно кто-то осторожно просил войти.»

  1. метафора
  2. эпитет
  3. гипербола
  4. сравнение

Правильный ответ: 4) сравнение

Объяснение:
Сравнение – это сопоставление предметов с помощью слов «словно, как, будто».


Задание 10. Стили речи

Какому стилю принадлежит текст?

«В ходе исследования учёные выяснили, что изменение температуры оказывает влияние на скорость химической реакции.»

  1. художественный
  2. публицистический
  3. научный
  4. разговорный

Правильный ответ: 3) научный

Объяснение:
Текст содержит термины и объективную подачу информации, что характерно для научного стиля.


Задание 11. Типы речи

Какой тип речи преобладает в следующем тексте?

«Сквозь серые облака пробивались первые лучи солнца. Город ещё спал, улицы были пустынны, лишь изредка проезжали машины, оставляя за собой шлейф дыма.»

  1. повествование
  2. описание
  3. рассуждение
  4. инструкция

Правильный ответ: 2) описание

Объяснение:
Текст передаёт статичную картину, используя прилагательные и детали, что характерно для описания.


Задание 12. Средства выразительности

Какое средство выразительности использовано в предложении?

«Лес зашептал на ветру свои древние сказания.»

  1. метафора
  2. эпитет
  3. гипербола
  4. олицетворение

Правильный ответ: 4) олицетворение

Объяснение:
Олицетворение – это наделение неживых предметов человеческими качествами («лес зашептал»).


Задание 13. Лексическое значение слова

В каком предложении слово употреблено неверно?

  1. Он надел куртку перед выходом.
  2. Мы взяли книги в библиотеке.
  3. Он сделал важное открытие.
  4. Я занял у друга книгу на неделю.

Правильный ответ: 4) Я занял у друга книгу на неделю.

Объяснение:
«Занять» означает дать что-то во временное пользование.
Правильно: «Я взял у друга книгу на неделю.»


Задание 14. Синтаксические нормы

В каком предложении допущена ошибка?

  1. Он обратил внимание на то, что происходило вокруг.
  2. Благодаря сильному ветру лодку вынесло на берег.
  3. По окончании спектакля зрители громко аплодировали.
  4. Достигнув станции, перед нами открылся прекрасный вид.

Правильный ответ: 4) Достигнув станции, перед нами открылся прекрасный вид.

Объяснение:
Ошибка в деепричастном обороте – действие должно относиться к подлежащему.
Правильно: «Достигнув станции, мы увидели прекрасный вид.»


Задание 15. Пунктуация в сложноподчинённых предложениях

Где нужно поставить запятую?

  1. Я знал( ) что он не придёт.
  2. Когда начался дождь( ) мы укрылись в доме.
  3. Он вошёл в комнату( ) и сел в кресло.
  4. Мы надеялись( ) что поезд прибудет вовремя.

Правильный ответ: 2) Когда начался дождь(,) мы укрылись в доме.

Объяснение:
Запятая ставится перед подчинительным союзом «когда» в сложноподчинённом предложении.


Задание 16. Пунктуация в предложениях с однородными членами

В каком предложении пропущена запятая?

  1. В парке росли клёны липы( ) и дубы.
  2. Он говорил быстро( ) но чётко.
  3. Она не только добрая( ) но и умная.
  4. В библиотеке были учебники( ) журналы и газеты.

Правильный ответ: 3) Она не только добрая(,) но и умная.

Объяснение:
Запятая ставится в конструкции «не только … но и …».


Задание 17. Сложное предложение

Какое это предложение?

«Ветер стих, и на небе появились первые звёзды.»

  1. сложносочинённое
  2. сложноподчинённое
  3. бессоюзное
  4. простое

Правильный ответ: 1) сложносочинённое

Объяснение:
Предложение состоит из двух частей, соединённых сочинительным союзом «и».


Задание 18. Орфографические нормы

В каком слове есть ошибка?

  1. исподтишка
  2. атмосферный
  3. исчесать
  4. характерный

Правильный ответ: 3) исчесать

Объяснение:
Правильное написание – «исчезать».


Задание 19. Причастные и деепричастные обороты

В каком предложении допущена ошибка?

  1. Письмо, написанное вчера, уже отправлено.
  2. Подходя к остановке, автобус резко затормозил.
  3. Он вошёл в комнату, держа в руках коробку.
  4. Ветви деревьев, склоняющиеся к воде, создавали тень.

Правильный ответ: 2) Подходя к остановке, автобус резко затормозил.

Объяснение:
Ошибка в деепричастном оборотекто подходил? Исправленный вариант:
«Когда мы подходили к остановке, автобус резко затормозил.»


Задание 20. Стили речи

Какому стилю принадлежит следующий текст?

«В результате эксперимента было установлено, что изменение температуры влияет на скорость химической реакции.»

  1. художественный
  2. публицистический
  3. научный
  4. разговорный

Правильный ответ: 3) научный

Объяснение:
Текст содержит терминологию и логическую аргументацию, что характерно для научного стиля.


Задание 21. Орфографические нормы

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. бе..полезный, во..становить, и..чезнуть
  2. пре..одолеть, и..черпать, бе..толковый
  3. ра..писание, бе..жалостный, и..правимый
  4. ра..крыть, бе..граничный, и..чезать

Правильный ответ: 1) бесполезный, восстановить, исчезнуть

Объяснение:
Пропущена буква «с»: бесполезный, восстановить, исчезнуть.


Задание 22. Синтаксические нормы

В каком предложении допущена ошибка?

  1. Благодаря своевременной помощи, удалось избежать трагедии.
  2. Вопреки прогнозу погоды, день выдался тёплым.
  3. В отличие от других учеников, он быстро выполнил задание.
  4. По окончании лекции студенты разошлись по аудиториям.

Правильный ответ: 2) Вопреки прогнозу погоды, день выдался тёплым.

Объяснение:
Предлог «вопреки» требует дательного падежа: «вопреки прогнозу», а не «вопреки прогнозу погоды». Правильно: «вопреки прогнозу».


Задание 23. Построение сложного предложения

Где есть ошибка в построении сложноподчинённого предложения?

  1. Я знал, что он приедет поздно.
  2. Мы поняли, что экзамен будет сложным.
  3. Я узнал, что фильм интересный, когда посмотрел его.
  4. Он объяснил мне про фильм, который вчера смотрел мой друг.

Правильный ответ: 4) Он объяснил мне про фильм, который вчера смотрел мой друг.

Объяснение:
Ошибка в построении придаточного предложения. Верный вариант: «Он объяснил мне суть фильма, который вчера смотрел мой друг.»


Задание 24. Смысловая связь в предложении

Какой вариант логически неверен?

  1. Он был очень уставшим, поэтому лёг спать пораньше.
  2. Врач сделал укол, и пациент почувствовал себя лучше.
  3. Я забыл ключи дома, так как мне не пришлось их использовать.
  4. Автобус задержался, потому что на дороге была пробка.

Правильный ответ: 3) Я забыл ключи дома, так как мне не пришлось их использовать.

Объяснение:
Причина и следствие не связаны логически – человек забывает ключи случайно, а не потому, что не использовал их.


Задание 25. Паронимы

В каком предложении слово употреблено неверно?

  1. Он получил памятную медаль.
  2. Керамическая посуда отличается от глиняной.
  3. Этот человек очень представительный.
  4. Он всегда проявляет гуманитарность к окружающим.

Правильный ответ: 4) Он всегда проявляет гуманитарность к окружающим.

Объяснение:
Слово «гуманитарность» не употребляется в значении милосердия. Правильно: «гуманность».


Задание 26. Пунктуация в предложениях с вводными словами

В каком предложении пропущена запятая?

  1. Конечно( ) он был прав.
  2. Мы( ) возможно( ) встретимся позже.
  3. Однако( ) решение было принято.
  4. По-моему( ) эта идея самая удачная.

Правильный ответ: 1) Конечно(,) он был прав.

Объяснение:
Вводное слово «конечно» требует запятой.


Задание 27 (Сочинение, новая формулировка 2025 года)

Прочитайте фрагмент текста и дайте комментарий к авторской позиции по предложенной проблеме.

Текст:
"В современном мире человек ежедневно сталкивается с выбором. Маленькие и большие решения определяют его жизнь, но часто он боится совершить ошибку. Так стоит ли бояться ошибок?"

Проблема: Нужно ли бояться ошибок?

Напишите комментарий к авторской позиции, включив в него:

  • Краткое изложение авторской позиции.
  • Свои размышления по данной проблеме.
  • Примеры из литературы, истории или личного опыта.

Пример комментария:

Автор поднимает важный вопрос о страхе ошибок. Он считает, что не стоит бояться совершать ошибки, так как именно через них человек учится и развивается.

Действительно, страх перед неудачей часто мешает людям двигаться вперёд. Например, Томас Эдисон совершил тысячи неудачных попыток, прежде чем изобрёл электрическую лампу, но он не сдался. В литературе можно вспомнить Раскольникова из романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского – его ошибка привела к страданиям, но и к осознанию своих поступков.

Таким образом, ошибки – это не конец пути, а возможность извлечь уроки и стать лучше. Главное – уметь признавать их и делать выводы.

Категория: Русский язык | Добавил: Admin (20.03.2025)
Просмотров: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: