Вариант 9 для подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2025
Задание 1. Орфоэпические нормы
В каком слове ударение поставлено неправильно?
- торты́
- нача́вший
- балу́ясь
- краси́вее
✅ Правильный ответ: 3) балу́ясь
Объяснение:
Правильное ударение – балу́ясь → бАлуясь. В остальных словах ударение верное: тортЫ, начАвший, красИвее.
Задание 2. Паронимы
В каком ряду оба слова употреблены правильно?
- Гарантированное место, гарантийный случай
- Зрелищный эффект, эффективный метод
- Дружеская встреча, дружественные отношения
- Адресатное письмо, адресный указатель
✅ Правильный ответ: 3) Дружеская встреча, дружественные отношения
Объяснение:
- Дружеский – основанный на дружбе (дружеская встреча).
- Дружественный – доброжелательный, относящийся к отношениям между государствами или группами (дружественные отношения).
Ошибки в других вариантах:
- Гарантированное место – неправильно, корректнее «забронированное место».
- Адресатное письмо – некорректное выражение, правильно «адресованное письмо».
- Зрелищный эффект – не используется, правильно «эффектное зрелище».
Задание 3. Лексические нормы
В каком предложении есть лексическая ошибка?
- Он испытывал глубокую признательность к учителю.
- Это был ценный совет.
- Этот специалист обладает высокой квалификацией.
- Мы посетили достопримечательный памятник города.
✅ Правильный ответ: 4) Мы посетили достопримечательный памятник города.
Объяснение:
«Достопримечательный» – слово не существует. Правильно: «достопримечательный объект» или «известный памятник».
Задание 4. Морфологические нормы
Какой вариант ошибочен?
- Обе книги
- Двое друзей
- Трое девушек
- Пять килограммов
✅ Правильный ответ: 3) Трое девушек
Объяснение:
Числительное «трое» употребляется с существительными мужского рода, детьми, лицами мужского пола или существительными среднего рода.
Правильно: «три девушки».
Задание 5. Синтаксические нормы
В каком предложении допущена ошибка?
- Он знал, что поезд отправляется в 18:00.
- Вопреки сложной ситуации, мы справились с заданием.
- Несмотря на усталость, но он продолжил работать.
- По окончании лекции студенты отправились в библиотеку.
✅ Правильный ответ: 3) Несмотря на усталость, но он продолжил работать.
Объяснение:
Союз «но» не нужен при конструкции «несмотря на». Правильно: «Несмотря на усталость, он продолжил работать.»
Задание 6. Пунктуация в сложных предложениях
В каком предложении пропущена запятая?
- Я надеюсь( ) что он прав.
- Мы ждали( ) но никто так и не пришёл.
- Когда наступил вечер( ) погода стала прохладнее.
- Он зашёл в дом( ) и сразу сел за стол.
✅ Правильный ответ: 3) Когда наступил вечер(,) погода стала прохладнее.
Объяснение:
Запятая ставится перед подчинительным союзом «когда».
Задание 7. Пунктуация в предложениях с однородными членами
В каком предложении не нужна запятая?
- В саду росли берёзы( ) ели и сосны.
- Она говорила медленно( ) но выразительно.
- Мы не только изучали теорию( ) но и решали задачи.
- Вечером было прохладно( ) и пасмурно.
✅ Правильный ответ: 4) Вечером было прохладно( ) и пасмурно.
Объяснение:
Запятая не ставится перед союзом «и», если соединяются два однородных члена, относящихся к одному предмету.
Задание 8. Тип сложного предложения
Какое это предложение?
«Солнце уже зашло, но небо ещё оставалось светлым.»
- сложносочинённое
- сложноподчинённое
- бессоюзное
- простое
✅ Правильный ответ: 1) сложносочинённое
Объяснение:
В предложении две части, соединённые сочинительным союзом «но», значит, оно сложносочинённое.
Задание 9. Средства выразительности
Какое средство выразительности использовано в предложении?
«Лучи солнца мягко гладили землю, пробиваясь сквозь облака.»
- метафора
- эпитет
- гипербола
- сравнение
✅ Правильный ответ: 1) метафора
Объяснение:
Метафора – переносное значение слов: «Лучи солнца гладили землю».
Задание 10. Стили речи
Какому стилю принадлежит текст?
«В ходе исследования учёные выяснили, что изменение температуры оказывает влияние на скорость химической реакции.»
- художественный
- публицистический
- научный
- разговорный
✅ Правильный ответ: 3) научный
Объяснение:
Текст содержит термины и объективную подачу информации, что характерно для научного стиля.
Задание 11. Типы речи
Какой тип речи преобладает в следующем тексте?
«Небо стало багряным, солнце медленно скрывалось за горизонтом. В воздухе ощущался запах свежей травы, а тёплый ветерок шевелил листья деревьев.»
- повествование
- описание
- рассуждение
- инструкция
✅ Правильный ответ: 2) описание
Объяснение:
Текст передаёт статичную картину, используя прилагательные и детали, что характерно для описания.
Задание 12. Средства выразительности
Какое средство выразительности использовано в предложении?
«Река улыбалась солнечным бликам, словно весело играя с ними.»
- метафора
- эпитет
- гипербола
- олицетворение
✅ Правильный ответ: 4) олицетворение
Объяснение:
Олицетворение – это наделение неживых предметов человеческими качествами («река улыбалась»).
Задание 13. Лексическое значение слова
В каком предложении слово употреблено неверно?
- Он надел куртку перед выходом.
- Мы взяли книги в библиотеке.
- Он сделал важное открытие.
- Я занял у друга книгу на неделю.
✅ Правильный ответ: 4) Я занял у друга книгу на неделю.
Объяснение:
«Занять» означает дать что-то во временное пользование.
Правильно: «Я взял у друга книгу на неделю.»
Задание 14. Синтаксические нормы
В каком предложении допущена ошибка?
- Он обратил внимание на то, что происходило вокруг.
- Благодаря сильному ветру лодку вынесло на берег.
- По окончании спектакля зрители громко аплодировали.
- Достигнув станции, перед нами открылся прекрасный вид.
✅ Правильный ответ: 4) Достигнув станции, перед нами открылся прекрасный вид.
Объяснение:
Ошибка в деепричастном обороте – действие должно относиться к подлежащему.
Правильно: «Достигнув станции, мы увидели прекрасный вид.»
Задание 15. Пунктуация в сложноподчинённых предложениях
Где нужно поставить запятую?
- Я знал( ) что он не придёт.
- Когда начался дождь( ) мы укрылись в доме.
- Он вошёл в комнату( ) и сел в кресло.
- Мы надеялись( ) что поезд прибудет вовремя.
✅ Правильный ответ: 2) Когда начался дождь(,) мы укрылись в доме.
Объяснение:
Запятая ставится перед подчинительным союзом «когда» в сложноподчинённом предложении.
Задание 16. Пунктуация в предложениях с однородными членами
В каком предложении пропущена запятая?
- В парке росли клёны липы( ) и дубы.
- Он говорил быстро( ) но чётко.
- Она не только добрая( ) но и умная.
- В библиотеке были учебники( ) журналы и газеты.
✅ Правильный ответ: 3) Она не только добрая(,) но и умная.
Объяснение:
Запятая ставится в конструкции «не только … но и …».
Задание 17. Сложное предложение
Какое это предложение?
«Ветер стих, и на небе появились первые звёзды.»
- сложносочинённое
- сложноподчинённое
- бессоюзное
- простое
✅ Правильный ответ: 1) сложносочинённое
Объяснение:
Предложение состоит из двух частей, соединённых сочинительным союзом «и».
Задание 18. Орфографические нормы
В каком слове есть ошибка?
- исподтишка
- атмосферный
- исчесать
- характерный
✅ Правильный ответ: 3) исчесать
Объяснение:
Правильное написание – «исчезать».
Задание 19. Причастные и деепричастные обороты
В каком предложении допущена ошибка?
- Письмо, написанное вчера, уже отправлено.
- Подходя к остановке, автобус резко затормозил.
- Он вошёл в комнату, держа в руках коробку.
- Ветви деревьев, склоняющиеся к воде, создавали тень.
✅ Правильный ответ: 2) Подходя к остановке, автобус резко затормозил.
Объяснение:
Ошибка в деепричастном обороте – кто подходил? Исправленный вариант:
«Когда мы подходили к остановке, автобус резко затормозил.»
Задание 20. Стили речи
Какому стилю принадлежит следующий текст?
«В результате эксперимента было установлено, что изменение температуры влияет на скорость химической реакции.»
- художественный
- публицистический
- научный
- разговорный
✅ Правильный ответ: 3) научный
Объяснение:
Текст содержит терминологию и логическую аргументацию, что характерно для научного стиля.
Задание 21. Орфографические нормы
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
- бе..болезненный, во..становить, и..чезнуть
- ра..пилить, бе..дарность, и..править
- пре..одолеть, и..черпать, бе..толковый
- во..кликнуть, бе..помощный, ра..сыпать
✅ Правильный ответ: 1) безболезненный, восстановить, исчезнуть
Объяснение:
Во всех словах пропущена буква «с»: безболезненный, восстановить, исчезнуть.
Задание 22. Синтаксические нормы
В каком предложении допущена ошибка?
- Благодаря своевременной помощи, удалось избежать трагедии.
- Вопреки прогнозу погоды, день выдался тёплым.
- В отличие от других учеников, он быстро выполнил задание.
- По окончании лекции студенты разошлись по аудиториям.
✅ Правильный ответ: 2) Вопреки прогнозу погоды, день выдался тёплым.
Объяснение:
Предлог «вопреки» требует дательного падежа: «вопреки прогнозу», а не «вопреки прогнозу погоды». Правильно: «вопреки прогнозу».
Задание 23. Построение сложного предложения
Где есть ошибка в построении сложноподчинённого предложения?
- Он сказал, что приедет поздно.
- Мы поняли, что экзамен будет сложным.
- Я узнал, что фильм интересный, когда посмотрел его.
- Он объяснил мне про фильм, который вчера смотрел мой друг.
✅ Правильный ответ: 4) Он объяснил мне про фильм, который вчера смотрел мой друг.
Объяснение:
Ошибка в построении придаточного предложения. Верный вариант: «Он объяснил мне суть фильма, который вчера смотрел мой друг.»
Задание 24. Смысловая связь в предложении
Какой вариант логически неверен?
- Он был очень уставшим, поэтому лёг спать пораньше.
- Врач сделал укол, и пациент почувствовал себя лучше.
- Я забыл ключи дома, так как мне не пришлось их использовать.
- Автобус задержался, потому что на дороге была пробка.
✅ Правильный ответ: 3) Я забыл ключи дома, так как мне не пришлось их использовать.
Объяснение:
Причина и следствие не связаны логически – человек забывает ключи случайно, а не потому, что не использовал их.
Задание 25. Паронимы
В каком предложении слово употреблено неверно?
- Он получил памятную медаль.
- Керамическая посуда отличается от глиняной.
- Этот человек очень представительный.
- Он всегда проявляет гуманитарность к окружающим.
✅ Правильный ответ: 4) Он всегда проявляет гуманитарность к окружающим.
Объяснение:
Слово «гуманитарность» не употребляется в значении милосердия. Правильно: «гуманность».
Задание 26. Пунктуация в предложениях с вводными словами
В каком предложении пропущена запятая?
- Конечно( ) он был прав.
- Мы( ) возможно( ) встретимся позже.
- Однако( ) решение было принято.
- По-моему( ) эта идея самая удачная.
✅ Правильный ответ: 1) Конечно(,) он был прав.
Объяснение:
Вводное слово «конечно» требует запятой.
Задание 27 (Сочинение, новая формулировка 2025 года)
Прочитайте фрагмент текста и дайте комментарий к авторской позиции по предложенной проблеме.
Текст:
"В современном мире человек ежедневно сталкивается с выбором. Маленькие и большие решения определяют его жизнь, но часто он боится совершить ошибку. Так стоит ли бояться ошибок?"
Проблема: Нужно ли бояться ошибок?
Напишите комментарий к авторской позиции, включив в него:
- Краткое изложение авторской позиции.
- Свои размышления по данной проблеме.
- Примеры из литературы, истории или личного опыта.
✅ Пример комментария:
Автор поднимает важный вопрос о страхе ошибок. Он считает, что не стоит бояться совершать ошибки, так как именно через них человек учится и развивается.
Действительно, страх перед неудачей часто мешает людям двигаться вперёд. Например, Томас Эдисон совершил тысячи неудачных попыток, прежде чем изобрёл электрическую лампу, но он не сдался. В литературе можно вспомнить Раскольникова из романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского – его ошибка привела к страданиям, но и к осознанию своих поступков.
Таким образом, ошибки – это не конец пути, а возможность извлечь уроки и стать лучше. Главное – уметь признавать их и делать выводы. |