В разделе материалов: 441
Показано материалов: 191-200
Страницы: « 1 2 ... 18 19 20 21 22 ... 44 45 »

Литература есть искусство

          Литература — величайшее искусство, созданное человеком. Она сильна тем, что всемогуща и обращается к разуму и чув­ствам человека, к его сознанию и умозрительному процессу, к фантазии и воображению.
          Человек без воображения, без фантазии духовно нищ. Он не сможет воспринять произведение искусства. Если не работает при этом ассоциативный аппарат мышления, человек мало что увидит или увидит примитивно. И не только в искусстве, но и в жизни. Он и к жизни-то будет относиться равнодушно.
          На протяжении столетий в духовном формировании чело­века, его взглядов, его мировоззрения огромную роль играла литература. И ныне ни фильм, ни спектакль не могут заменить книгу. И не должны — вот что самое главное. Ведь это два со­вершенно разных процесса!
           Если вы обратитесь к сочинениям известных режиссеров, то есть тех художников кино, которые больше иных занимались теорией кинематографа, то увидите, что литература имеет перво­степенное влияние на формирование киноискусства. (140 слов)

 


Тексты диктантов | Просмотров: 3431 | Комментарии (9)


Знойные дни

          Дни продолжали стоять все такие же знойные и светлые, ка­кие могут быть только на юге. Часов с одиннадцати утра вся кар­тина Днепра как бы замирала в неподвижном воздухе. Воздух был горяч. Замирал светло-стальной Днепр, цепенели окрест­ные пейзажи; далекие деревушки и тополя, невысокие горы занизменными, привольными лугами. Ослепительно блестели песчаные полосы мелей, и казалось, что это желтеют полосы спеющей ржи.    

          Яхта «Чайка», проплывая мимо них, замедляла ход, и тог­да еще более затихало все кругом. И только заунывные голоса нарушали этот мертвый покой. А в дощатой сосновой каюте, горячо нагретой солнцем, весь день с неуловимой плавностью бежали по потолку светлые отражения реки. В открытое око­шечко тянуло прохладой, пахло водой и рыбой, между тем как у самого борта весь день шумели и плескались прозрачные дне­провские волны. При взгляде на них кружилась голова и обни­мала дремота. (135 слов)
По И. Бунину

Тексты диктантов | Просмотров: 3684 | Комментарии (0)


Культура речи

          Культура речи — это умение правильно говорить, писать и употреблять языковые средства в соответствии с целями и усло­виями общения.


          Правильной признается речь, которая согласуется с нормами литературного языка: произносительными, грамматическими, лексическими. Речь, в которой встречаются факты, не соответ­ствующие литературной норме, нельзя назвать культурной.


           Однако правильность — это лишь первая ступень подлинной речевой культуры. Можно говорить правильно, но однообраз­но, бесцветно, вяло. Такой речи недостает выразительности. А она достигается умелым и уместным употреблением лексики разных стилей, разнообразием синтаксических конструкций.


           Владение выразительными средствами языка и умение ис­пользовать их в зависимости от ситуации общения — второе условие культурной речи. Решение его во власти стилистики.


          Стилистическая целесообразность употребления языковых средств, их соответствие потребностям общения — важные прин­ципы культуры речи.


          Культура речи — часть общей культуры человека. По тому, как говорит человек, можно судить об уровне его духовного раз­вития, о его внутренней культуре. (134 слова)


Из «Энциклопедического словаря юного филолога»


Тексты диктантов | Просмотров: 12935 | Комментарии (2)


Восприятие как творчество

          Во всяком искусстве действуют две активные силы: сила, созидающая художественное произведение, и сила, восприни­мающая его. Писатель творит для читателя, художник — для зрителя, музыкант — для слушателя. Слава приходит к твор­цу как результат благодарного восприятия его произведений обществом, людьми, молодежью. И чем активнее творчество художника, направленное на молодое поколение, соотносится с его этическими и эстетическими принципами, тем мощнее отзвук произведения искусства в его душе и тем устойчивее со­храняется оно в истории человеческой культуры.
           Что же наиболее ценно в процессе восприятия читателем, зрителем произведений литературы, кинематографа или иного искусства? Вся история мировой культуры подсказывает ответ на этот вопрос: сотворчество в процессе восприятия искусства, будь то книга, произведение живописи или фильм. Духовное формирование личности невозможно вне этого удивительного процесса, поэтому при всех современных достижениях радио, телевидения, кинематографа нельзя недооценивать значение книги как главного вожатого человека на пути постижения мира, как воспитателя фантазии. (141 слово)
По С. Герасимову

Тексты диктантов | Просмотров: 2658 | Комментарии (0)


Поезд

             Поезд несся по насыпи сквозь облетевшие леса. Их почти не было видно. Они больше угадывались по звуку, который рож­дал в их чащах грохот колес. Воздух, будто остуженный на зер­нистом снегу, веял в лицо запахом подмерзшей листвы. А над лесами мчалось, не отставая от поезда, дымясь от нестерпимо ярких звезд, осеннее полуночное небо. Коротко гремели мосты. Несмотря на быстрый ход поезда, можно было заметить под ними мгновенные отблески звезд в темной, не то болотной, не то речной воде. Поезд грохотал, гремел в пару, в дыму. Пылали, догорая, свечи в дребезжащих фонарях. За окнами пролетали багровые искры.
             Я был уверен, что поезд мчит меня к счастью. Высунувшись из окна, я запел какие-то бессвязные слова о ночи. Ветер щеко­тал лицо, как распустившиеся душистые девичьи косы. Я удив­лялся прелести неба на востоке, его чистому, слабому сиянию, пока не сообразил, что это занимается новая заря. (141 слово)

По К. Паустовскому


Тексты диктантов | Просмотров: 6170 | Комментарии (0)


Замысел как молния

          Как рождается замысел художественного произведения?
          Почти не бывает двух замыслов, которые бы возникали и раз­вивались одинаково. Очевидно, ответ на вопрос надо искать не вообще, а в связи с каждым отдельным рассказом, романом или повестью.
          Появление замысла всегда подготовлено внутренним состоя­нием писателя.
          Замысел — это молния. Много дней накапливается над зем­лей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи, и в них из густого электрического настоя рождается первая ис­кра — молния. Почти тотчас же вслед за молнией на землю об­рушивается ливень.
          Замысел так же, как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Нака­пливается все это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотичный мир рож­дает молнию — замысел. (131 слово)
По К. Паустовскому

Тексты диктантов | Просмотров: 2936 | Комментарии (0)


Жизнь ради искусства

         Трудно найти пример большего отречения от себя во имя ис­кусства, чем жизнь Ван Гога.
В течение всей жизни Ван Гог много страдал. Он опустился на самое дно человеческого отчаяния в своих известных полот­нах «Едоки картофеля» и «Прогулка заключенных». Он считал, что дело художника — противостоять страданию всеми силами, всем талантом. И он делал это теми средствами, какими владел лучше всего, — красками.
         На своих холстах он преобразил землю. Он как бы промыл ее чудотворной водой, и она осветилась красками такой яркости и густоты, что каждое старое дерево превратилось в произве­дение скульптуры, а каждое клеверное поле в солнечный свет, воплощенный во множестве скромных цветочных венчиков. Он остановил своей волей непрерывную смену красок, чтобы мы могли проникнуться их красотой.
           Разве можно утверждать после этого, что Ван Гог был равно­душен к человеку? Он подарил ему лучшее, чем обладал, — свою способность жить на земле, сияющей всеми возможными цве­тами. (145 слов)
По К. Паустовскому

Тексты диктантов | Просмотров: 3956 | Комментарии (0)


Источник радости

          Монахи работали и молились, а их настоятель-старик играл на органе, сочинял стихи, писал ноты. Старик обладал необы­чайным даром. Он играл на органе с таким искусством, что даже самые старые монахи не могли удержать слез. Когда он говорил, например, о деревьях, зверях или о море, его нельзя было слу­шать без улыбки или без слез. Если же он гневался или начинал говорить о чем-нибудь ужасном и великом, то страстное вдохно­вение овладевало им, на сверкающих глазах выступали слезы, лицо румянилось, голос гремел, как гром[1]. Монахи, слушая его, чувствовали, как его вдохновение сковывало их души. В такие великолепные минуты власть его бывала безгранична, и если бы он приказал своим старцам броситься в море, то они все до одного с восторгом поспешили бы исполнить его волю.
          Его музыка, голос и стихи, в которых он славил Бога, небо и землю, были для монахов источником постоянной радости. (142 слова)
По А. Чехову

Тексты диктантов | Просмотров: 4549 | Комментарии (0)


Заунывная песнь

          В то время как Егорушка смотрел на сонные лица, неожи­данно послышалось тихое пение. Где-то пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять. Песня тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом. Егорушка оглядывался и не понимал, откуда эта странная пес­ня. Потом же, когда он прислушался, ему стало казаться, что это пела трава. И в своей песне она, полумертвая, искренно убеждала кого-то, что она ни в чем не виновата, что солнце вы­жгло ее понапрасну, она уверяла, что ей хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха.
          Егорушка послушал немного, и ему стало казаться, что от заунывной, тягучей песни воздух сделался душнее, жарче и не­подвижнее. Чтобы заглушить песню, он, напевая, побежал к осо­ке. Отсюда он поглядел во все стороны и нашел того, кто пел. (140 слов)

По А. Чехову


Тексты диктантов | Просмотров: 3030 | Комментарии (0)


Кладовая солнца

Известное всем в округе Блудово болото есть кладовая солн­ца. Оно содержит огромные запасы горючего, но слой торфа не везде одинаковой толщины. Там, где сидели дети, у Лежачего камня, растения слой за слоем ложились друг на друга тысячи лет. Тут был старейший пласт торфа.
          По мере того как Митраша продвигался вперед по указанию стрелки, тропы и кочки под его ногами становились не просто мягкими, а полужидкими. Ступит ногой как будто на твердое, а нога уходит, и становится страшно[1]. Попадаются какие-то вертлявые кочки, приходится выбирать место, куда ногу по­ставить. А потом и так пошло, что ступишь, а' у тебя под ногой от этого вдруг заурчит и побежит куда-то под болотом.
          Земля под ногой стала как гамак, подвешенный над тинистой бездной. На этой подвижной земле, на тонком слое сплетенных между собой корнями и стеблями растений стоят редкие, ма­ленькие, корявые и заплесневелые елочки[2]. (141 слово)
По М. Пришвину

Тексты диктантов | Просмотров: 3845 | Комментарии (0)