Белорусская роспись по ткани
Белорусская роспись по ткани
Традиции художественной росписи на Беларуси раз-
виваются приблизительно со второй половины девятнад-
цатого века. В сельских домах стала появляться распи-
санная мебель, временами можно было встретить роспись
по стеклу. Расписанные изделия украшали самую чистую
половину дома — светлицу.
Роспись по ткани как чисто самобытное явление рас-
пространилась в начале двадцатого столетия. Белорусская
роспись по ткани бытовала в виде прикроватных ковров
и небольших ковриков, которые выполняли чисто деко-
ративную роль в интерьере. Расцвет этого вида искусства
приходится на первые послевоенные годы, когда распис-
ные изделия заполнили отстроенные дома. Интересно,
что если фон довоенных ковров был серым или белым,
то фон послевоенных ковров — чёрный.
Росписью по ткани занимались как прославленные
художники, например Язэп Дроздович, так и деревенские
художники-самоучки. Часто они путешествовали по округе,
зарабатывая на жизнь своим ремеслом. Расписывая
ковры, мастера придерживались декоративной компози-
ции растительного характера, изредка отклоняясь в сто-
рону сюжетно-тематическую. Основным мотивом распис-
ных ковров был пышный букет в вазе или корзинке и
этот же букет, перевязанный ленточкой. По краям ковра
шла гирлянда, венок из переплетённой растительности,
а ещё букеты могли отходить от углов ковра к центру.
Часто возле букетов симметрично могли быть размещены
силуэты птиц. Цвета, которые использовались для росписи,
были яркими и насыщенными.
Яркой и самобытной звёздочкой в белорусской роспи-
си сияла Елена Киш, имя которой внесено во «Всемирную
энциклопедию наивного искусства». Не имея специальной
профессиональной подготовки, она смогла создать свой
неповторимый мир, яркий, самобытный, несколько наивный,
но искренний и глубокий.
Путешествуя по Беларуси, Елена Киш оставляла в домах
свои необычные, волшебные ковры с полуреальными
сюжетами. Пейзаж она рисовала традиционный: озеро,
речку, лодки, деревья, кусты. Но тут же были птицы и
животные, которые этому пейзажу не соответствуют и
которых художница вряд ли когда-нибудь видела. На-
пример, на берёзовых ветках сидят фазаны, больше по-
хожие на доисторических животных; на луг с цветами
выходят львы, больше похожие на ласковых котов.
В настоящее время роспись по ткани не имеет такого
распространения, но её традиции сохранились и нашли
своё место в декоративной росписи по дереву, в частности,
в росписи декоративных досок, которая в наше время
носит и промышленный характер. (329 слов.)
Категория: Cборник изложений | Добавил: Admin (12.02.2024)
Просмотров: 82 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: