«Грачи прилетели!»
«Грачи прилетели!» Алексей Кондратьевич Саврасов писал пейзажи и преподавал в Московском училище живописи и ваяния. Снисходительный к людям в жизни, он становился требова- тельным в вопросах искусства. — Какая же это верба, юноша? — говорил он, про- сматривая работу ученика. — Не знаете — посмотрите. Десять раз посмотрите, потом рисуйте. Но мало знать природу, её надо чувствовать. Если природу писать с волнением, с чувством, то картина ваша взволнует и зрителя. Каждый год, едва заканчивались занятия, отправлял- ся художник с глазу на глаз беседовать с полями, роща- ми, перелесками. В 1871 году, ещё до прихода весны, уехал Саврасов на Волгу, в Кострому. Художник снял комнатку в мезонине1 большого де- ревянного дома. Но первые дни работа не клеилась. Сто- ял у окошка, смотрел на занесённые снегом избы, на ветхую церковку, на хмурое небо да узловатые голые берёзы с чёрными прошлогодними гнёздами. Ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. Надевал са- поги, долго шёл по побуревшей от грязи дороге, присма- тривался, прислушивался, но весна не приходила. Воз- вращаясь в дом, он печально вздыхал, жалуясь хозяйке: — Далеко ещё до весны, Дарья Петровна. Но весна пришла как-то неожиданно, сразу. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окошко и рассмеялся, как ребёнок, потому что за окном голубело небо. Саврасов настежь распахнул створки окна. Резкий холод ворвался в комнату, но ху- дожник не замечал этого. Вот оно! Началось!.. Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. Но главное — птицы! С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кру- жились в прозрачном весеннем воздухе, и унылые чёрные гнёзда ожили: вокруг них хлопочут уже, кричат и раду- ются прилетевшие из-за моря долгожданные гости. Схватив палитру, художник стал набрасывать на хол- сте согретые первым лучом весны деревья, и избы, и ма- ленькую церковку. Почему же так долго не мог взяться художник — признанный мастер пейзажа — за кисти и краски? Чего он ждал? Он наконец нашёл такой момент, когда в при- роде вдруг всё стало меняться. Теперь он мог показать природу в движении. «Грачи прилетели!» — так назвал он свою картину, ставшую впоследствии знаменитой. В ней он выразил то, чего ожидал с таким нетерпением, — пер- вое дуновение весны. (339 слов.) | |
| |
Просмотров: 437 | |
Всего комментариев: 0 | |