Народные истоки классической музыки
Народные истоки классической музыки Композиторы, жившие в разное время и в разных странах мира, вслушивались в музыку своего народа и изучали её так же, как все мы изучаем свой родной язык. И народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их кра- соте и мастерству, учила любить жизнь и человека, по- нимать их так, как понимает народная мудрость, заклю- чённая в этих песнях. Но это не означает, что композиторы просто брали готовые мелодии народных песен и вставляли их в свои сочинения. Вовсе нет, хотя нередко бывало и так. Глав- ное для композиторов было не то, чтобы воспользоваться музыкой, уже сочинённой народом, а то, чтобы научить- ся на этой музыке своему родному музыкальному языку, подобно тому как писатель учится на народном творчестве языку литературному. Вот почему музыка Глинки или Чайковского, Мусорг- ского или Прокофьева во всём мире всегда узнаётся как музыка русская, музыка Шопена — как польская музы- ка, а музыка Листа — как венгерская. Тот, кто знаком с народной музыкой, никогда не ошибётся, определяя национальность даже ранее неизвестной ему музыки. Интерес композиторов к народной музыке особенно ярко проявлялся в те эпохи, когда народы боролись за свою свободу, за национальную независимость, когда в обществе обострялось чувство национального достоинства, стремление утвердить силу и самобытность своего духов- ного мира. Так было, например, в России в девятнадцатом веке, начиная с победы русского народа над наполеоновской армией, особенно в пору освободительного движения. Музыка Глинки, Бородина, Мусоргского, Чайковского полна русскими народными мелодиями, которые так близки к русской народной музыке, что даже умудрённые опытом знатоки принимали их за подлинные народные мелодии. В то же время композиторы, учась у народа, черпая силы в неистощимых песенных богатствах, созданных народом, не оставались в долгу и создали величайшие оперы и симфонии. (276 слов.) | |
| |
Просмотров: 701 | |
Всего комментариев: 0 | |