В разделе материалов: 441
Показано материалов: 21-30
Страницы: « 1 2 3 4 5 ... 44 45 »

Марк Шагал и Витебск

Марк Шагал и Витебск
География мест, связанных с именем художника Мар-
ка Шагала, весьма широка: Беларусь и Россия, Франция
и Швейцария, Германия
и Англия, США и Израиль. Росписи,
витражи, тысячи
полотен и графических работ
находятся теперь в разных странах на разных континен-
тах. За свою жизнь длиною почти в целое столетие Ша-
гал стал настоящим гражданином мира. Его творчество
близко и понятно людям разных национальностей.
Однако был в жизни великого художника город, па-
мять о котором он пронёс через всю жизнь, — Витебск,
известный сегодня благодаря Марку Шагалу всему миру,
место, где прошли его детство и юность. Уже в числе
десятков молодых людей, приехавших в начале двадца-
того века в столицу искусств Париж постигать тайны
живописи, Шагал выделялся тем, что не стремился по-
скорее забыть прошлое, проведённое в провинции, а, наоборот,
стал запечатлевать на полотнах свои воспомина-
ния, на десятки последующих лет обретя в них источник
вдохновения.
Своеобразным признанием в любви Марка Шагала к
родному городу, посланием через время и пространство
стало его поэтическое обращение «К моему городу Витеб-
ску», опубликованное 15 февраля 1944 года в американ-
ской газете. В это время художник жил в Нью-Йорке,
куда перебрался из Франции, спасаясь от фашизма. Но
его мысли и сердце были со страдающим Витебском.
В годы войны Витебск был сильно разрушен. Авиация
постоянно бомбила городской вокзал, поэтому на распо-
ложенной неподалёку Покровской улице бушевали страш-
ные пожары. Все деревянные дома сгорели, а кирпичный
дом Шагалов чудом уцелел.
В 1997 году в отреставрированном родительском доме
Шагала состоялось торжественное открытие музея,
который имеет в своём собрании около трёхсот оригинальных
графических работ художника. После долгих лет имя
художника
снова вернулось на родину. И теперь уже
навсегда. (259 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 157 | Комментарии (0)


Чем интересны кактусы

Чем интересны кактусы
Среди растений, украшающих наши комнаты, стран-
но видеть зелёные палки или шары, покрытые острыми
колючками. Это кактусы. Зачем таких уродцев держат
на окнах? Что в них красивого и интересного?
Однако многие любят этих колючих уродцев и соби-
рают большие коллекции их. Есть даже клубы кактуси-
стов — любителей таких растений. Кактусы интересны
своей оригинальной формой, выносливостью и замеча-
тельными цветками. Для большой домашней коллекции
кактусов нужно совсем немного места, так как в комнат-
ных условиях они растут очень медленно.
Кактусы привлекают внимание не только любителей
комнатных растений, но и ботаников, изучающих жизнь
растений. На кактусах изучается приспособленность рас-
тений к таким условиям жизни, в каких другие растения
не могут существовать. Вот почему во всех ботанических
садах имеются большие коллекции кактусов. Коллекции
кактусов дают возможность ставить в зимнее время весьма
ценные опыты. Летом высаживают кактусы в сад, создавая
из них оригинальные клумбы, похожие на зелёные торты.
Своеобразным царством кактусов принято считать Мексику.
Ребристые шары в полтора метра высотой и в два
с половиной метра в обхвате лежат на жёлтом песке, как
громадные дыни или зелёные ежи, выставившие свои длинные
иглы. Недаром их называют ежовыми кактусами.
Иногда можно увидеть кактус с длинными белыми
свисающими волосами, похожий на голову старика. Такое
впечатление в мексиканской пустыне производят стол-
бовидные кактусы-цереусы. Многогранные зелёные ко-
лонны, толщиной в полметра, поднимаются на высоту
пятнадцати метров. С середины они разветвляются в виде
канделябра.
Цереусы производят на путешественников сильное
впечатление. Пробираясь среди кактусов ночью, при
лунном свете, чувствуешь, что попал в царство кошмаров.
У старых цереусов высохшая древесина белая и сквозная,
а длинные волокна развеваются на ветру.
Путешественники поджигали высохшие кактусы, и
они освещали пустыню на далёкое расстояние. Ярко го-
рели отломленные куски кактусов и в руках всадников.
Поэтому цереусы и называются факелами пустыни.
Не внешняя красота кактусов привлекает нас. Удивительная
стойкость и выносливость растения, многообразие
форм и возможность самого различного его использова-
ния — всё это вызывает большой интерес у исследователей.
(305 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 43 | Комментарии (0)


Слово написанное и слово сказанное

Слово написанное и слово сказанное
Если человек придёт на любовное свидание и прочтёт
своей любимой объяснение по бумажке, она его засмеёт.
Однако та же записка, посланная по почте, может её растрогать.
Если агитатор пользуется всё время шпаргалкой,
можете заранее быть уверены, что такой никого не саги-
тирует. Если человек в суде начинает давать показания
по бумажке, этим показаниям никто не поверит. Плохим
лектором считается тот, кто читает, уткнувшись носом
в принесённую из дома рукопись. Но если напечатать
текст этой лекции, то она может оказаться весьма инте-
ресной. И выяснится, что она была скучна не потому,
что бессодержательна, а потому, что письменная речь
заменила живую устную речь.
В чём же тут дело? Дело, очевидно, в том, что напи-
санный текст является посредником между людьми, когда
между ними невозможно живое общение. В таких
случаях текст выступает как представитель автора. Но
если автор находится здесь и может говорить сам, напи-
санный текст становится при общении помехой.
Конечно, нельзя сказать, что живая речь отменяет
речь письменную. Доклад, обильно насыщенный цифра-
ми, произносить наизусть не надо. Если автор вышел на
сцену читать роман, никто не ждёт, что он его станет
рассказывать. Всё дело в том, что текст, прочитанный
или заученный, а затем произнесённый наизусть, — это
не тот текст, не те слова, не та структура высказывания,
которые рождаются в непосредственной живой речи од-
новременно с мыслью. Ибо говорить — это не то же самое,
что произносить вслух написанное. Это процессы, глубо-
ко различные между собой.
Но что же всё-таки отличает эту устную импровиза-
цию, в которой воплощены ваши мысли, от записанной
речи, излагающей эти же мысли?
Главное отличие — интонация, которая не только ярко
выражает отношение говорящего к тому, о чём идет речь,
но даже может придать совершенно различные оттенки
одним и тем же словам, бесконечно расширить их смыс-
ловую ёмкость. (285 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 61 | Комментарии (0)


Аладова

Аладова
Елену Васильевну Аладову современники называли
Третьяковым в юбке, потому что она не только возроди-
ла в Минске Государственную картинную галерею, кото-
рой война нанесла колоссальный ущерб, но и превратила
галерею в один из крупнейших художественных музеев.
Во время оккупации в галерее погибли многие карти-
ны. Из тех предметов, что уцелели, сто семьдесят произ-
ведений живописи и тридцать древних белорусских икон
были вывезены в Кёнигсберг. Туда же, видимо, вывезли
и коллекцию слуцких поясов. К 1944 году от галереи не
осталось и следа.
Но Аладовой удалось свезти в Минск столько сокро-
вищ, что они восполнили военные потери. Именно Елена
Васильевна убедила вдову художника Бялыницкого-Би-
рули передать картины мастера из его подмосковного
дома
в Минск. В 1948 году Елена Васильевна вернула из
Саратова картины Юделя Пэна. При ней музей провёл
тридцать экспедиций. Из подземелья гродненского ко-
стёла сама вытягивала парсуны — полусгнившие, исто-
чённые жуками картины семнадцатого века. В Дрисвятах
нашла чудом уцелевшие слуцкие пояса, в Пружанском
районе — резной иконостас. Теперь всё это — классика
национального искусства.
Аладова снискала хорошую репутацию среди коллек-
ционеров. Случалось, что питерцы и москвичи звали к
себе минскую гостью, прежде чем предлагать шедевры
Третьяковке. Бывало, что Министерство финансов отка-
зывало в выдаче денег на закупку. Тогда Аладова шла
на приём к первым лицам. Человек мягкий, но настойчивый,
она добивалась всего, что надо было.
Об Аладовой говорили, что шедевры она видит сквозь
стены. Так, считалось, что одна из знаменитых картин
русского художника Константина Маковского бесследно
пропала. Но Елена Васильевна умудрилась отыскать этот
шедевр в частной коллекции и договориться о его пере-
даче в Минск.
В начале пятидесятых годов Аладова добилась строи-
тельства для художественной галереи отдельного помещения.
Это было первое в Советском Союзе здание, сооружённое
специально для музея. Сбылась главная мечта
Елены Васильевны. (271 слово.)
Cборник изложений | Просмотров: 52 | Комментарии (0)


Репетиция

Репетиция
Максим был счастлив, что им разрешили репетировать
в подвале школы, и пригласил Юльку на репетицию.
Юлька и не представляла, что в школе есть подвал. По-
говаривали, конечно, что имеется старое бомбоубежище,
в котором полно помещений и припасов на самый непредвиденный
случай. Но даже те, кто говорил, относились
180 к этим слухам как к школьной легенде. А теперь вот
Юлька увидела. Нет, не ящики с консервами, конечно.
Вполне себе обычные комнатки, но только без окон. В них
были свалены старые парты, стулья, доски.
Но одна комната была свободна от хлама. В ней и поселилась
музыка: ударная установка в углу, несколько
гитар, прислонённых к стене, пара бубнов, скрипка, усилители,
стойка для микрофона и зачем-то древний пио-
нерский горн с прицепленным к ручке красным флажком.
Почти все ребята уже собрались. На Юльку взгляну-
ли с удивлением, но не протестовали. Дима Смелков молча
указал на единственный свободный стул в углу и за-
тренькал на гитаре. Максим уселся за установку и, подстраиваясь
под Димкино бренчание, застучал какими-то
щёточками по тарелкам.
Юльке показалось, что она попала в параллельное измерение.
Вроде бы и музыки особой пока не слышалось,
а атмосфера была пропитана ожиданием её, будущим
успехом и исполнением мечты. Было похоже на волшебство.
Когда пришла Карина, это чувство померкло. Теперь
всё внимание мальчишек было приковано только к ней.
Каждый играл не ради музыки, а ради вокалистки. Все
мелодии смешались в какое-то бессмысленное нагромо-
ждение, и слушать это было невозможно.
Карина встретилась взглядом с Юлькой, подмигнула.
А потом обе, не сговариваясь, демонстративно заткнули
уши. Это подействовало, хоть и не сразу: первым отложил
палочки Максим, потом мальчишка из десятого. Послед-
ним прекратил тренькать Смелков. Карина забрала у него
гитару и заиграла. Хорошо заиграла. Юлька даже заслу-
шалась.
Только насладиться в полной мере Карина не дала.
Прервала игру, обвела притихших парней взглядом и
сказала:
— Я только что разговаривала с Вероникой Андреев-
ной. Если хотим и дальше здесь обитать, придётся выда-
вать результат. Сделать это сложно, но можно, если каждый
поймёт, что он тут не главный, а только часть единого
организма.
Все окружили Карину и стали обсуждать репертуар.
(329 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 54 | Комментарии (0)


Струна

Струна
Осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась
только одна, последняя. Запасных струн у музыканта
Егорова не было, и достать их было негде, потому что
дело происходило осенью 1941 года на осаждённом остро-
ве Эзеле в Балтийском море, где советские воины отби-
вали непрерывные атаки немцев.
Война застала на Эзеле нескольких советских актё-
ров — мужчин и женщин. Днём мужчины вместе с бой-
цами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщи-
ны перевязывали раненых и стирали бойцам белье. Ночью,
если не было боя, актёры устраивали концерты и спек-
такли на маленьких полянах в лесу.
Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше
не мог играть. На первом же ночном концерте он сказал
об этом зрителям. Неожиданно из лесной темноты чей-то
молодой голос неуверенно сказал:
— А Паганини играл и на одной струне...
Паганини! Разве Егоров мог равняться с ним, великим
музыкантом!
Всё же он медленно поднял скрипку к плечу и заиграл.
И неожиданно одна струна запела с такой же силой и
нежностью, как могли бы петь все струны.
В коротком антракте войны в глухом лесу звенела и
росла мелодия Чайковского, и от её томительного напева,
казалось, разорвётся, не выдержит сердце. И последняя
струна действительно не выдержала силы звуков и порва-
лась. Скрипка замолчала надолго. Егорову не на чем было
играть, и он стал обыкновенным бойцом в обыкновенном
отряде. И во время одного ночного боя воин отдал свою
жизнь за Родину.
Скрипку Егорова бойцы положили в футляр и пере-
дали лётчику, улетавшему в Ленинград. В городе лётчик
отнёс скрипку к известному дирижеру, а тот передал её
лучшему скрипачу оркестра.
Никто не знает, где теперь эта скрипка. Но где бы она
ни была, она играет мелодии Чайковского, заставляя сердца
слушателей дрожать от гордости за гений своей стра-
ны, за гений человека. (280 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 236 | Комментарии (0)


Белорусская роспись по ткани

Белорусская роспись по ткани
Традиции художественной росписи на Беларуси раз-
виваются приблизительно со второй половины девятнад-
цатого века. В сельских домах стала появляться распи-
санная мебель, временами можно было встретить роспись
по стеклу. Расписанные изделия украшали самую чистую
половину дома — светлицу.
Роспись по ткани как чисто самобытное явление рас-
пространилась в начале двадцатого столетия. Белорусская
роспись по ткани бытовала в виде прикроватных ковров
и небольших ковриков, которые выполняли чисто деко-
ративную роль в интерьере. Расцвет этого вида искусства
приходится на первые послевоенные годы, когда распис-
ные изделия заполнили отстроенные дома. Интересно,
что если фон довоенных ковров был серым или белым,
то фон послевоенных ковров — чёрный.
Росписью по ткани занимались как прославленные
художники, например Язэп Дроздович, так и деревенские
художники-самоучки. Часто они путешествовали по округе,
зарабатывая на жизнь своим ремеслом. Расписывая
ковры, мастера придерживались декоративной компози-
ции растительного характера, изредка отклоняясь в сто-
рону сюжетно-тематическую. Основным мотивом распис-
ных ковров был пышный букет в вазе или корзинке и
этот же букет, перевязанный ленточкой. По краям ковра
шла гирлянда, венок из переплетённой растительности,
а ещё букеты могли отходить от углов ковра к центру.
Часто возле букетов симметрично могли быть размещены
силуэты птиц. Цвета, которые использовались для росписи,
были яркими и насыщенными.
Яркой и самобытной звёздочкой в белорусской роспи-
си сияла Елена Киш, имя которой внесено во «Всемирную
энциклопедию наивного искусства». Не имея специальной
профессиональной подготовки, она смогла создать свой
неповторимый мир, яркий, самобытный, несколько наивный,
но искренний и глубокий.
Путешествуя по Беларуси, Елена Киш оставляла в домах
свои необычные, волшебные ковры с полуреальными
сюжетами. Пейзаж она рисовала традиционный: озеро,
речку, лодки, деревья, кусты. Но тут же были птицы и
животные, которые этому пейзажу не соответствуют и
которых художница вряд ли когда-нибудь видела. На-
пример, на берёзовых ветках сидят фазаны, больше по-
хожие на доисторических животных; на луг с цветами
выходят львы, больше похожие на ласковых котов.
В настоящее время роспись по ткани не имеет такого
распространения, но её традиции сохранились и нашли
своё место в декоративной росписи по дереву, в частности,
в росписи декоративных досок, которая в наше время
носит и промышленный характер. (329 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 61 | Комментарии (0)


Память об Игнатии Домейко

Память об Игнатии Домейко
В Беларуси в честь известного учёного Игнатия Домейко
названы улицы, установлены памятные знаки и
бюсты.
Сохранилось немало уникальных мест, связанных
с белорусским
периодом жизни этого выдающегося
человека.
Имя Игнатия Домейко увековечено не в одной стране
мира. Однако самый заметный след он оставил в благо-
дарной памяти жителей Чили. Ведь именно он подготовил
первых чилийских специалистов для горнорудной про-
мышленности, по написанным Домейко учебникам учи-
лось не одно поколение латиноамериканских студентов.
Став ректором университета, он реформировал не только
сам вуз, но и всю систему образования страны. Чилийцы
называли его великим просветителем.
Неоценимы заслуги нашего соотечественника и в освоении
богатых недр Чили. Им был организован ряд экспедиций,
в которых были открыты богатые месторожде-
ния золота, серебра, меди, каменного угля, селитры. Игнатий
Домейко обнаружил в горах источники чистой
воды и провёл в Сантьяго водопровод, полностью решив
проблему водоснабжения. Он также составил первую геологическую
карту Чили, создал метеорологическую служ-
бу, исследовательские лаборатории, открыл семь новых
видов минералов, один из которых назван в его честь.
На карте этой далёкой латиноамериканской страны
есть названные в честь нашего земляка город, посёлок,
порт, с десяток улиц, а также горный хребет, простира-
ющийся на пятьсот километров.
Память об Игнатии Домейко увековечена в Чили не
только в географических названиях. В этом могут убе-
диться путешественники, решившие побывать в этой далёкой
прекрасной стране.
У входа в национальный университет, где много лет
работал наш земляк, установлен его бюст, а в центральном
музее в Сантьяго учёному посвящён отдельный зал. Здесь
представлены рабочий стол, картины, книги, фотоаппарат,
другие личные вещи Игнатия Домейко. (245 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 124 | Комментарии (0)


Удивительное полотно

Удивительное полотно
Осенью 1880 года в Петербурге произошло чудо: впер-
вые была выставлена картина Архипа Ивановича Куин-
джи «Лунная ночь на Днепре». Картина висела на стене
одна. Зная, что эффект лунного сияния в полной мере
проявится при искусственном освещении, художник ве-
лел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным
на ней лучом электрического света. Посети-
тели входили в полутёмный зал и, заворожённые, останавливались
перед холодным сиянием лунного света. Каждому,
кто смотрел на это удивительное полотно, казалось, что
он чувствует на лице дуновение ветра, слышит тихий
плеск волн, видит, как движутся белёсые клубы тумана.
Но больше всего поражал волшебный свет луны.
Не было ни одной газеты в столице, которая не по-
святила бы картине и её автору нескольких восторженных
статей. Одни называли его гением, другие — колдуном,
третьи — фокусником. Многие верили, что в холсте про-
делана дырка, за которой кроется лампочка и светит вместо
нарисованной луны так, словно это луна настоящая.
Как ни странно, но люди, называвшие Куинджи кол-
дуном, кое в чём были правы. Художник годами экспе-
риментировал с красками, искал и находил новые соче-
тания, которые давали бы ему возможность передать чарующую
красоту природы. Эти поиски принесли автору
славу, а его произведениям — страшную беду.
Ценители искусства пытались понять, долговечна ли
та комбинация красок, которую открыл художник. Шли
годы, и эти опасения начали сбываться. Постепенно всё
больше и больше угасал и зеленоватый лунный свет на
глади реки, и багровые отблески заката на белых стенах
украинских мазанок, и золотые солнечные лучи на ство-
лах берёз. В слое краски происходили какие-то химиче-
ские реакции, и картина катастрофически темнела. Ку-
инджи годами искал сочетания красок, разрабатывал их
новый состав, чтобы добиться необычных цветовых эффектов
на своих полотнах. Но через десятилетия выяснилось,
что волшебные краски художника оказались недолговечными:
они теряли яркость, катастрофически темнели.
Почти всему наследию Куинджи грозила гибель.
Судьба полотен художника взволновала всех любите-
лей искусства. Учёные, реставраторы сделали всё, чтобы
спасти картины мастера, тщательно отреставрировав, сумели
вернуть их в музеи. (305 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 47 | Комментарии (0)


Под арестом

Под арестом
Первые дни, находясь под арестом, Лермонтов много
писал, и время в работе проходило более или менее снос-
но. Его никто не навещал, кроме двоюродного брата,
и досуга
для размышлений было предостаточно. Дуэль
закончилась ничем: противник промахнулся, а Лермонтов
выстрелил в воздух. Бабушка сразу же начала хлопотать
о смягчении наказания. Однако дело затянулось. Стано-
вилось ясно, что царь не забыл стихов, написанных на
смерть Пушкина, и дуэль считал вполне достаточным
основанием, чтобы дерзкого поэта без особых осложнений
вновь отправить на Кавказ. По мнению царя, было без-
опаснее для государственных устоев таких, как Лермон-
тов, держать подальше от столицы.
Брат приходил почти каждый день и приносил удру-
чающие известия. Лермонтов день ото дня мрачнел, бросил
писать и теперь целыми днями лежал на койке, заложив
руки за голову, уставив глаза в потолок. Ожидаемый
приговор зачёркивал все его помыслы о литературной
деятельности,
о жизни в столице, о постоянном сотруд-
ничестве со столичными журналами. Хотя военная служ-
ба дала Лермонтову много такого, что необходимо знать
человеку, поставившему перед собой цель стать писателем,
он мечтал вырваться из армейских рамок. И вот опять
впереди лежали нескончаемые ухабы на тысячевёрстных
дорогах, уходящих к горам далёкого Кавказа, и Лермон-
тову всё безнадёжнее представлялась однообразная ар-
мейская жизнь кавказских офицеров. Всё это, однажды
уже пережитое, переживать вновь, не имея надежд на
скорое возвращение в Петербург, будет для него во мно-
го раз горше, чем прежде.
И всё-таки там, что бы ни сулил ему Кавказ, лучше,
чем в этом каземате. Жизнь без свободы, без движения
была для Лермонтова невыносима. (241 слово.)
Cборник изложений | Просмотров: 180 | Комментарии (0)