В разделе материалов: 441
Показано материалов: 81-90
Страницы: « 1 2 ... 7 8 9 10 11 ... 44 45 »

Начало лицейской жизни

Начало лицейской жизни
К 9 октября 1811 года всё в Царскосельском лицее
было готово для приёма воспитанников. И вот с утра возле
директорского дома началось оживление. Со стуком
подъезжали кареты, из которых степенно выходили бу-
дущие воспитанники в сопровождении родных. Лица детей
были грустны и растерянны, а лица взрослых тор-
жественно серьёзны.
Кто привёз Александра Пушкина, неизвестно. Возможно,
дядя Василий Львович. А может быть, давний друг
семьи Пушкиных, добрейший Александр Иванович Тур-
генев, благодаря влиянию которого и удалось поместить
двенадцатилетнего Александра в новое учебное
заведение.
Родные уехали, и воспитанники остались одни с гувернёрами
и инспектором.
После вечернего чая всех повели переодеваться. За
несколько минут мальчики преобразились. На каждом —
синий двубортный сюртук со стоячим красным воротни-
ком, с красным кантом на манжетах, блестящими пуго-
вицами.
Мальчики бросились к зеркалам. Одни уже вообража-
ли себя министрами, другие — сенаторами.
Время близилось к десяти. Пора и на покой. Подня-
лись на четвёртый этаж и по длинному полутёмному коридору
разошлись по своим комнаткам. Тускло освещала
свеча скромное убранство: узкая железная кровать, кон-
торка, стул, умывальный столик с зеркалом, комод. За
окном непроглядная осенняя ночь, ветер, шум деревьев
в роще. И не у одного будущего сенатора и министра
вдруг почему-то защипало в горле и потекли по щекам
непрошеные слёзы.
Александру Пушкину досталась комната под номе-
ром 14. Над дверью уже висела дощечка с его фамилией.
Оставшись один в этих казённых стенах, он не заплакал.
Он не был особенно привязан к родителям, которые не
понимали, да и не старались понять странного на их
взгляд, порывистого, шаловливого ребёнка. Он привык
к тому, что он сам по себе. Привык к независимости,
и потому отъезд из родного дома не явился для него столь
тягостным испытанием, как для многих его товарищей.
Он давно уже не плакал. Последний раз, пожалуй, лил
слёзы тогда, когда гувернантка сестры схватила его те-
традку с начатой поэмой и отдала гувернёру Шеделю,
чтобы показать, каким вздором занимается Александр
вместо того, чтобы готовить уроки. Шедель начал читать
и захохотал. И тут Пушкин, глотая слёзы, вырвал тетрадку
и швырнул её в печь. С тех пор он не плакал. (330 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 334 | Комментарии (0)


Иван Андреевич Крылов

Иван Андреевич Крылов
Маленький Крылов был очень трудолюбив. Старатель-
но и упорно учился всему, но особенно усердно занимал-
ся итальянским и французским языками, для практики
пробовал переводить. Случайно ему попалась тоненькая
книжка знаменитого французского баснописца Лафонте-
на. Мальчик принялся переводить басню о тростнике и
дубе, которая ему очень понравилась, но этот первый его
опыт оказался не совсем удачным.
Когда Ванюше исполнилось девять лет, умер отец.
Пришлось ему поступать на службу в тверской губернский
суд. В одиннадцать лет он был в чине подканцеляриста1.
У него было своё место за столом, заваленным бумагами,
и его уже называли Иваном Андреевичем. Что же он делал?
Переписывал бумаги, разносил пакеты и потихоньку
читал книги, за что не раз был наказан. Крылов уже перечитал
все книги, которые были в отцовском сундуке. Жад-
но читал всё, что попадалось под руку, что можно было
достать. Приходили в Тверь и журналы, в них говорилось
иногда о трудной жизни крепостных крестьян, высмеивались
невежество, чванство дворян, их безразличие к наукам.
Умный, наблюдательный мальчик начинал постепен-
но понимать, где правда. Он видел, как его сослуживцы
обманывали людей, как всегда богатый оставался правым,
а виноватым оказывался бедняк. Службу и своего началь-
ника Крылов возненавидел.
Ему шёл четырнадцатый год. Широкоплечий, рослый
подросток с умными серыми глазами, он казался гораздо
старше своих сверстников. Оставаться в Твери он больше
не хотел и уговорил мать уехать в Петербург, где наде-
ялся ещё поучиться, познакомиться с писателями, увидеть
настоящий театр.
«В этом необыкновенном человеке были заложены зародыши
всех талантов, всех искусств», — так много лет
спустя писал о нём один из его друзей.
И действительно, Крылов мог бы стать замечательным
актёром, выдающимся художником. Он мастерски играл
на скрипке. У него были большие способности к матема-
тике. Но Крылов решил стать писателем. (275 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 252 | Комментарии (0)


Свидание с парком

Свидание с парком
Об этой минуте Тургенев мечтал давно.
Не только в Петербурге, когда сидел под арестом, но
и во Франции он вспоминал о своём парке как о самом
благодатном месте на земле. Ничто и никогда не могло
заменить ему парка в Спасском. И сейчас он ступал на
его центральную аллею с трепетным чувством человека,
идущего на свидание.
Дом остался за спиной, а над головой сомкнулись, закрывая
небо, деревья. Внизу, на дорожке, было прохлад-
но, сумрачно. Солнечные лучи сюда почти не пробивались.
В кустах и на земле пели, трещали, попискивали зябли-
ки, корольки, дрозды. Где-то далеко куковала кукушка.
Он шел, всё убыстряя шаг, вниз к пруду, а душу пе-
реполняли та лёгкость и то благоговейное отношение к
природе, что так захватывало его здесь в былые годы,
когда он был молод.
На берегу пруда два мальчугана удили рыбу. Первый
был лет десяти, второй помладше. Оба рыженькие, как
грибы лисички, остроносенькие, в веснушках.
— Клюёт? — тихо спросил Тургенев.
— Перестала, — скосив на него глаза, ответил старший
и переступил босыми ногами.
Видно было, что он робеет перед Тургеневым.
— Приходи поутру ко мне, — сказал Тургенев. — Я тебе
крючков дам хороших и поплавки. Знаешь, куда прийти?
Мальчик кивнул.
Тургенев пошёл дальше.
Ель, росшая из одного корня двумя стволами, словно
обрадовалась приближению человека и протяжно прошу-
мела высоко в небе.
Это была старая любимица Тургенева. Между ними
существовала дружба с далёкой поры тургеневского дет-
ства. Он любил сидеть у её корней или ложиться на тё-
плую землю и смотреть на её ветви. После разлуки она
тоже, конечно, узнала его и приветствовала по-своему,
ласково и басовито.
Она была прекрасна. Слова обыкновенной человеческой
речи не могли определить всей её мощи. Лишь удивительные
строчки Пушкина, посвящённые трём его любимым
соснам, звучали в лад с её величавым шумом. Тургенев
прижался щекой к стволу и долго стоял, прислушиваясь.
Тургенев возвращался к дому в сумерках, когда лишь
на краях высоких облаков играл розовый отсвет скрыв-
шегося за горизонтом солнца, резко и пряно пахли травы,
а в доме зажглись огни. (319 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 230 | Комментарии (0)


Тедди в лесу

Тедди в лесу
Тедди, большой бурый медведь, ещё недавно работал
в цирке. Но однажды на гастролях во время обеда смо-
тритель не запер клетку медведя, и Тедди из-за своего
любопытства оказался на свободе и в непривычном для
него месте. Испугавшись людей, которые почему-то зло
кричали на него и агрессивно махали руками, Тедди
сбежал. И вот он оказался в лесу.
Всю ночь шёл Тедди, держась берега реки, как моряк
держится компаса. Углубляться в лес он боялся: лес был
полон неизвестности. Странно, но этот большой зверь был
совершенно беспомощным в лесу. За долгие годы он отвык
от леса и всё перезабыл из того немногого, что успел
узнать в детстве. Все инстинкты, которыми его наделила
природа, уснули, и он терялся от любых причин, требу-
ющих какого-нибудь действия. Ему всё время хотелось
есть. Но служителя, который ежедневно кормил его в
цирке, здесь не было, приходилось самому искать еду,
а он не знал, как это делается, не знал, что можно есть.
Пожалуй, никто так не чувствует и не понимает, как
дикие звери, что значит мать. Мать учит детёныша пря-
таться, драться, убегать, она объясняет ему, кто враг и
кто друг. Она знает, где есть ягоды и муравьи, вкусные
сочные коренья, мышиные норы, рыбы и лягушки. Она
знает, где есть свежая вода, глухие места и солнечные
поляны с мягкой высокой травой. И ещё она знает, что
в лесу нужно быть очень ловким, смелым и осторожным,
чтобы как можно дольше сохранить себя и оставить после
себя потомство.
Если бы учителем жизни была для него медведица,
свирепая ко всему, но бесконечно добрая к нему, малень-
кому медвежонку, он сейчас был бы могучим зверем и
знал всё, что нужно знать дикому зверю. Но Тедди учил-
ся жизни у человека. В городе он был, естественно, опытнее,
умнее любого своего сородича, но в лесу он превра-
тился опять в беспомощного, жалкого детёныша, ничего
не знающего, боящегося всего на свете. Вся разница была
в том только, что он был теперь не крошечным медве-
жонком, а крупным медведем и что не было теперь с ним
доброй и умной матери, которая могла бы его защитить
и многому научить. (338 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 584 | Комментарии (0)


Робинзон Крузо и его потомки

Робинзон Крузо и его потомки
Вряд ли есть на свете более известная и популярная
книга, чем «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо. В основе
лежали действительные факты, описанные за несколько
лет до того капитаном Роджерсом, который на необитае-
мом острове подобрал моряка Александра Селькирка,
проведшего там свыше четырёх лет.
Дефо заменил фамилию Селькирка фамилией своего
школьного товарища, выдал книгу за рукопись Робинзо-
на и вложил в неё больше вымысла, чем правды. Четы-
ре года одиночества Селькирка превратились в двадцать
восемь лет, место действия перенесено из Тихого океана
в Атлантический; слугою Пятницей Селькирк не обзаво-
дился, пиратами освобождён не был и умер, не дожив до
сорока пяти лет, между тем как Дефо наградил Робин-
зона долголетием и вдобавок отправил его путешествовать
по Сибири.
Книга Дефо читалась нарасхват людьми всех возрастов
и сословий. Причиной успеха было, разумеется, мастер-
ское изображение победы человека-одиночки в трудней-
шем единоборстве с природой.
Очень скоро «Робинзона Крузо» перевели чуть ли не
на все языки мира, в литературу вошёл термин «робин-
зонада». Так стали называть всякое описание приключе-
ний на необитаемой земле.
Как ни странно, но у Робинзона Крузо, персонажа
литературного, были и до сих пор имеются потомки в
действительной жизни. В России нашёлся человек, ко-
торый назвал себя Робинзоном Крузо и передал эту фа-
милию своим детям и внукам.
Сначала он носил фамилию Фокин. Родившись в кре-
стьянской семье, четырнадцатилетним мальчишкой он
сбежал из дому в поисках приключений и поступил юн-
гой на торговый корабль. Однажды в Индийском океане
шторм опрокинул шлюпку, в которой матросы этого
корабля, в том числе молодой Фокин, направлялись за
пресной водой к острову, не обозначенному на карте. Часть
вернулась вплавь на судно, а Фокин и ещё один матрос
добрались до острова, где им пришлось прожить трое
суток, пока удалось их снять. Юнгу в шутку прозвали
Робинзоном Крузо, и он заменил этим прозвищем свою
фамилию. Стали именоваться Робинзон-Крузо и трое его
сыновей. Один из них служил в Красной Армии с само-
го её возникновения, а потом стал артистом Большого
театра, где пел под фамилией Крузо. И сейчас в России
несколько человек носят знаменитую фамилию: есть и
артистка оперетты Робинзон-Крузо, и шофёр такси Робинзон-
Крузо. (335 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 193 | Комментарии (0)


Вытинанка

Вытинанка
Народные украшения с симметричным прорезным узором
из бумаги явились одним из самых распространённых
и популярных средств при оформлении интерьера сель-
ского жилья белорусов, поляков, украинцев и литовцев.
Быстрому
внедрению вытинанки в народный быт способ-
ствовало несколько причин.
Первой можно считать широкое использование бума-
ги в бытовых целях. К семнадцатому веку на землях Беларуси
было около тридцати бумажных фабрик и, види-
мо, бумага стала доступной и относительно дешёвой. Первая
бумажная фабрика появилась в Несвиже в 1560 году.
Второй важной причиной распространения вытинанок
стала смена характера интерьера белорусского жилья.
С переходом от чёрной (задымленной) избы к чистой
интерьер её заполняется художественными тканями,
вышивками,
изделиями из дерева. Не последнюю роль
в формировании внутреннего пространства жилища игра-
ли и вытинанки. Они были тесно связаны с жизнью народа,
его верованиями и представлениями, являлись наиболее
доступной формой художественного творчества белорусов.
Третья причина — культурные взаимовлияния бело-
русов и других народов. Важно отметить, что в каждой
местности складывались свои художественные особенно-
сти этого вида народного творчества. Украинские вырез-
ки — весёлые, пёстрые, излишне яркие, отличающиеся
дробностью мотива. Для прибалтийских вырезок харак-
терны строгие линии узора, сдержанность, часто встре-
чаются натуралистические композиции. Белорусские и
польские вытинанки решаются в спокойных и сдержан-
ных тонах. В них достаточно и умиления, и житейской
практичности.
Белорусские вырезки создавались из тончайшей бу-
маги в виде изящных салфеток с затейливыми узорами,
рушников, настенных ковриков для убранства сельского
жилища. По установившемуся обычаю вытинанками
украшали жилище перед народными праздниками, осо-
бенно перед Пасхой и Рождеством. Их вешали на пото-
лочные балки, стены избы. Даже двери украшались резной
бумагой, не говоря уже про угол, где висели иконы.
Вытинанки с геометрическим узором использовали в качестве
занавесок на окна, салфеток на полки и столы.
Эти ажурные изделия красочно декорировали интерьеры
в сочетании с керамической посудой, поделками из лозы,
соломки, дерева. (277 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 260 | Комментарии (0)


Необычный экспонат

Необычный экспонат
В музее рядом с патронными лентами, пулемётом,
снарядами
и остатками бомбы стоит эта сугубо мирная
вещь — швейная машинка «Зингер».
— Наверное, есть какие-нибудь заслуги у этой ста-
рушки? — спросил журналист.
— Есть, — сказали в музее. — Сейчас придёт и хозяйка
машины.
Она пришла необычайно опрятная, подтянутая. Вы-
жидательно села на краешек стула. Журналист записал:
«Зоя Александровна Запутряева. Возраст — семьдесят
три года. Швея. Сейчас смотритель музея».
Когда говорят о войне, в первую очередь справедливо
вспоминают тех, кто лежал на переднем крае в окопах,
кто поднимался в атаку, ходил в разведку. И мало кому
известны шедшие следом за боевыми порядками нестро-
евые силы. Фельдшер, сапожник, пекарь, прачка, швея —
всё это люди, без чьей заботы передовая держаться бы
не могла.
В Осташкове в 1942 году сформировалось небольшое
подразделение для ремонта солдатской одежды. Швея
Запутряева Зоя сразу в него попросилась.
Представьте себе отряд из пятнадцати конных повозок,
идущий следом за фронтом. На повозках поклажа до-
нельзя прозаическая: корыта, стиральные доски, утюги,
мыло, иголки и нитки. На передней повозке главная ценность
— маленький сейф с печатью и документами части,
два автомата и вот эта машинка «Зингер».
Заботой отряда была одежда солдат. Её стирали, чи-
нили, гладили. Зоя Александровна вспоминает, что отряд
располагался в какой-нибудь деревеньке у речки. Кипя-
тили и промывали одежду в ледяной проточной воде,
сушили летом на солнце, зимою жарко топили крестьян-
ские печи. А её забота была чинить. Целыми днями не
разгибалась. Вот так на лошадке дошли из-под Курска
до Дрездена.
В Дрездене война для банно-прачечного отряда не
кончилась.
Погрузили их в эшелон, и двинулись они на
восток. И опять шли за фронтом. И ведь ни разу машин-
ка не поломалась, меняли только иголки.
И ещё тридцать лет после войны работали вместе швея
и машина.
Чтобы сделать снимок, машинку вынесли в главный
светлый зал музея. А потом поставили снова на место,
к площадке, где лежат пулемёт, каски, патронные ленты
и снаряд. (299 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 263 | Комментарии (0)


Нестареющий вальс

Нестареющий вальс
Вальс был рождён почти три века назад как народный
танец на стыке трёх стран: Германии, Австрии и Чехии.
Танцевали его и в городах, и в деревнях, танцевали всю-
ду, где придётся, в самой простой обстановке, где соби-
рался и развлекался простой, не избалованный жизнью
народ. Танцевали вальс под звуки малюсеньких народных
оркестров. И вполне уютно чувствовала себя музыка
вальса в таком скромном исполнении.
А в восемнадцатом веке перебрался вальс и в самые
богатые городские дома, проник в аристократические
салоны, даже в королевские и императорские дворцы.
Один историк той поры не без юмора заметил, что вальс
распространился по Европе, как эпидемия насморка.
Постепенно, продолжая танцевать вальс, люди стали
прислушиваться к музыке этого танца, получившего действительно
всеобщее распространение. Вальс обосновался
тогда и на концертной эстраде. Он зазвучал в большом
оркестре и почувствовал себя в великолепном симфони-
ческом звучании ничуть не хуже, чем когда его играли
лишь под танцы на скромном крестьянском празднике.
И как-то незаметно получилось, что повсюду стали не
только танцевать вальс и слушать музыку вальса, но и
запели его. Вальсы для пения стали сочиняться и без-
вестными народными авторами, и самыми знаменитыми
композиторами.
Песни-вальсы стали петь под гитару, под аккордеон,
под баян. Звучали они в сопровождении эстрадных и
джазовых оркестров. Новые танцы появлялись и исчеза-
ли, а вальс оставался. Конечно, характер и самого валь-
са, и вальсовых песен непрерывно менялся, но всё равно
он продолжал жить. И сегодня в любом месте, где
танцуют, наряду со всеми современными танцами обязательно
танцуют и вальс. Попробуйте спросить самого
102 103
себя, своих подруг и товарищей, какой танцевальный
образ возникает в вашем сознании при словах о выпуск-
ном школьном бале. Безусловно, подавляющее большин-
ство ответит: «Последний школьный вальс!» (266 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 336 | Комментарии (0)


Народные истоки классической музыки

Народные истоки классической музыки
Композиторы, жившие в разное время и в разных
странах мира, вслушивались в музыку своего народа и
изучали её так же, как все мы изучаем свой родной язык.
И народная песня, как сказочный источник живой воды,
давала композиторам силу и вдохновение, учила их кра-
соте и мастерству, учила любить жизнь и человека, по-
нимать их так, как понимает народная мудрость, заклю-
чённая в этих песнях.
Но это не означает, что композиторы просто брали
готовые мелодии народных песен и вставляли их в свои
сочинения. Вовсе нет, хотя нередко бывало и так. Глав-
ное для композиторов было не то, чтобы воспользоваться
музыкой, уже сочинённой народом, а то, чтобы научить-
ся на этой музыке своему родному музыкальному языку,
подобно тому как писатель учится на народном творчестве
языку литературному.
Вот почему музыка Глинки или Чайковского, Мусорг-
ского или Прокофьева во всём мире всегда узнаётся как
музыка русская, музыка Шопена — как польская музы-
ка, а музыка Листа — как венгерская.
Тот, кто знаком с народной музыкой, никогда не ошибётся,
определяя национальность даже ранее неизвестной
ему музыки.
Интерес композиторов к народной музыке особенно
ярко проявлялся в те эпохи, когда народы боролись за
свою свободу, за национальную независимость, когда в
обществе обострялось чувство национального достоинства,
стремление утвердить силу и самобытность своего духов-
ного мира.
Так было, например, в России в девятнадцатом веке,
начиная с победы русского народа над наполеоновской армией,
особенно в пору освободительного движения. Музыка
Глинки, Бородина, Мусоргского, Чайковского полна
русскими народными мелодиями, которые так близки к
русской народной музыке, что даже умудрённые опытом
знатоки принимали их за подлинные народные мелодии.
В то же время композиторы, учась у народа, черпая
силы в неистощимых песенных богатствах, созданных
народом, не оставались в долгу и создали величайшие
оперы и симфонии. (276 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 781 | Комментарии (0)


Дожди

Дожди
Ночью дождь приходит неслышно. Он одевает стены,
крыши, огороды дремотным влажным шелестом. Дети
спят в такую пору глубоко и крепко, и даже самые ма-
ленькие не плачут во сне. За одну дождливую ночь по
всем лесам выходят под ели грибы.
Утренний дождь всегда бывает неожиданным. Его
никто не ждёт, даже если долго стояла жара. Он прихо-
дит с грозой откуда-то из-за леса. Его несёт длинная и
удивительно чёрная туча. Птицы с самого рассвета не
поют, и поэтому какая-то странная тишина царит во всей
округе. В сёлах боятся утренней грозы, веря, что не че-
ловека, так лошадь или корову такая гроза приметит.
В полдень гроза собирается медленно. Уже часов с
десяти белые высокие облака начинают багроветь по го-
ризонту и чуть приметно парит. Цветы тяжелеют, аромат
их становится душным. За полдень мглистая лиловая
туча прорастает сквозь всё небо. Она прячет солнце,
мгновенно чернеет и ослепительно сияет по краям. Из-за
верхнего оплавленного её края в чистое небо веером под-
нимаются длинные голубые лучи. Это похоже на поляр-
ное сияние. Деревни, просёлки, звериные водопои охва-
тывает ожидание. Но такая туча, как правило, идёт стороной.
Ударят лишь три-четыре тёплых капли в лопухи, в крышу,
в затылок.
Вечерами дожди идут низко, ровными длинными ко-
сами, просвеченные садящимся солнцем и алые при его
свете. Теперь только к полуночи пробьются в небе звёзды
и прохладно засверкают в их мерцании мокрые травы и
рощи.
Но всех реже и всех необыкновенней так называемый
слепой дождь. Он случается перед концом дня, когда
небольшая туча — над головой, а солнце вдали уже спе-
шит к горизонту. Капли и струи налиты светом и каким-то
счастливым сиянием, словно и самому дождю радостно
оттого, что он пришёл без мглы, а такой весёлый. В тёплые
лужи летят эти полные золота капли, лужи пузы-
рятся, а по лужам расходятся фиолетовые частые круги.
(287 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 745 | Комментарии (0)