Страницы: « 1 2 ... 14 15 16 17 »


Сердце матери

Сердце матери
Большая красавица Берёза росла в лесу с тремя ма-
ленькими дочками — тонкоствольными берёзками. Своими
раскидистыми ветвями Берёза-мать защищала дочек
от ветра и дождя. Рядом с мамой они не боялись ничего.
Однажды в лесу разыгралась страшная гроза. Поднял-
ся сильный ветер. Маленькие берёзки дрожали от холо-
да и зябли. Берёза крепко обняла их ветвями и стала
успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за
моими ветвями. Я самое высокое дерево в лесу».
Не успела Берёза-мать договорить, как раздался оглу-
шительный треск, острая молния ударила прямо в неё и
опалила сердцевину ствола. Берёзки стыли на ветру,
трепетали
от страха. Берёза, помня о том, что должна
защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер
пытались повалить Берёзу, но она всё-таки стояла.
Ни на минуту Берёза не забывала о своих детях, ни
на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза
прошла, ветер стих, а над умытой землёй снова засияло
солнце, ствол Берёзы покачнулся. Падая, она прошеле-
стела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Мол-
нии не удалось разбить моё сердце. Мой поверженный
ствол зарастёт мхом и травой, но материнское сердце не
перестанет биться в нём никогда». С этими словами ствол
Берёзы-матери рухнул, не задев при падении ни одной
из трёх тонкоствольных дочек.
С тех пор вокруг старого пня растут три стройные
берёзки. А возле берёзок лежит заросший мхом и травой
ствол. Если вы набредёте в лесу на это место, сядьте от-
дохнуть на ствол Берёзы. А затем
закройте глаза и при-
слушайтесь. Вы, конечно, услышите, как бьётся в нём
материнское сердце. (246 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 383 | Комментарии (0)


Мемориал «Хатынь»

Мемориал «Хатынь»
На пятьдесят четвёртом километре шоссе Минск —
Витебск стоит указатель к мемориалу «Хатынь». Ни на
одной самой подробной географической карте вы не най-
дёте сегодня этой белорусской деревни. Она была унич-
тожена фашистскими карателями.
Это произошло 22 марта 1943 года. Карательный отряд
фашистов окружил деревню. Ни один из взрослых жи-
телей Хатыни не смог остаться незамеченным. Когда всё
население деревни было согнано в сарай, гитлеровцы
заперли дверь, обложили сарай соломой, облили бензином
и подожгли. Огромное зловещее пламя взметнулось в
небо. В дыму задыхались и плакали дети. Тех, кто пы-
тался вырваться из огня, каратели расстреливали из
автоматов.
Хатынская земля потемнела от крови, содрог-
нулась от мук людских.
Не все хатынцы погибли, как считали каратели. Три
человека вышли живыми из огня. Они выжили, чтобы
ещё и ещё раз обличить кровавое лицо фашизма, ещё и
ещё раз сказать: «Нет войне!»
В память сотен белорусских деревень, уничтоженных
немецко-фашистскими оккупантами, в январе 1966 года
было принято решение о создании мемориального комплекса
«Хатынь».
Центральная фигура комплекса — бронзовая скульптура
старика с убитым мальчиком на руках. Кругом обелиски,
обелиски, обелиски... И колокола. Их двадцать
шесть. Это хатынский набат. На белорусской земле не
было такого района, где бы фашисты не сжигали насе-
лённых пунктов, не грабили и не убивали мирных людей.
Здесь, на мемориале, состоялась торжественно-траурная
церемония символического захоронения 136 белорусских
деревень, которые навеки останутся в истории лишь как
географические названия. У символического «Кладбища
сожжённых деревень» горит Вечный огонь.
Хатынский мемориал посетили и посещают тысячи
экскурсантов. В скорбном молчании, склонив головы,
проходят они по «Кладбищу сожжённых деревень» и с
болью глядят на урны, в которых покоится земля унич-
тоженных деревень, священная земля, обильно политая
кровью. (262 слова.)
Cборник изложений | Просмотров: 837 | Комментарии (0)


Слуцкие пояса

Слуцкие пояса
Знаменитые слуцкие пояса — одна из национальных
реликвий белорусов.
Длинные широкие пояса с красивым рисунком и сложным
плетением из драгоценных нитей получили распро-
странение на белорусских землях ещё в XVI—XVII веках.
В наряде магнатов пояс был символом принадлежности
к элите, многовековых семейных традиций и, конечно,
богатства. Мировую известность приобрели пояса слуцкой
мануфактуры богатейшей и влиятельной династии Радзивиллов.
Белорусские ткачи создали неповторимые
узоры и символичные мотивы, эксклюзивную технологию.
Знаменитое стихотворение Максима Богдановича
«Слуцкие ткачихи» — художественный вымысел, ведь
ткать пояса имели право только мужчины — искусные
мастера, труд которых хорошо оплачивался.
Полагают, что сегодня в мире сохранилось около ты-
сячи слуцких поясов, но почти все они находятся за
пределами Беларуси. Белорусские музеи хранят одиннад-
цать слуцких поясов разных лет изготовления и разного
состояния, а также многочисленные фрагменты.
Классический слуцкий пояс — это роскошная ткань
шириной около сорока сантиметров и длиной до четырёх
метров, которую повязывали поверх шляхетского костю-
ма. Каждая из сторон использовалась в зависимости от
ситуации. Например, на праздник пояс повязывали на-
ружу золотой, красной частью; в траур использовалась
чёрная сторона; в повседневной жизни — зелёная и серая.
Слуцкий пояс ткали из натуральных шёлковых нитей,
обычных и обкрученных тончайшей золотой или сере-
бряной проволокой. Настоящий слуцкий пояс мог содер-
жать до двухсот граммов золота. За один пояс в давние
времена можно было купить несколько породистых ло-
шадей или даже небольшое имение.
В наше время на одном из крупнейших предприятий
Слуцка организовано производство аналогов слуцких
поясов. Изучив секреты ткачей, художественные особен-
ности поясов и материалы, на предприятии воссоздали
уникальную технологию.
Мотивы слуцкого пояса запечатлены на фонарных столбах
вдоль проспекта Независимости в Минске. (251 слово.)
Cборник изложений | Просмотров: 463 | Комментарии (0)


Князь Всеслав Чародей

Князь Всеслав Чародей
Всеслав Чародей — самый известный из полоцких
князей. Древняя легенда гласит, что его рождение было
связано с языческим колдовством, которое наделило
князя вещей1 душой и способностью превращаться в
волка или сокола, быстро преодолевать большие рассто-
яния и неожиданно появляться в разных местах.
В Полоцке по его приказу был построен Софийский
собор, считавшийся сердцем старобелорусского государ-
ства: там не только молились, но и принимали послов,
объявляли войны и заключали мир, хранили княжеские
богатства и основанную князем Изяславом библиотеку.
У стен собора проходили веча, на которых решались
главные государственные вопросы.
Сам Полоцк был одним из главных политических и
культурных центров Восточной Европы. При Всеславе
Чародее Полоцкое княжество по своему значению в Ев-
ропе было сопоставимо с герцогством Баварским или
королевством Португальским.
В середине шестидесятых годов XI века мирная жизнь
княжества закончилась. Всеслав совершил несколько
походов, победы в которых встревожили киевских князей.
Соединив свои силы, киевские князья напали на Менск,
расправились с его населением: убили мужчин, а женщин
и детей угнали в плен. Всеслав не успел прийти на помощь.
Вскоре киевские князья позвали его на переговоры,
поклявшись на кресте, что не причинят ему вреда, но
затем нарушили обещание и заточили Всеслава в тюрьму
в Киеве. Через год восставшие киевляне освободили Всес-
лава и провозгласили его киевским князем. После недол-
гого правления в Киеве Всеслав Чародей вернулся в
Полоцкое
княжество, которое после его смерти было раздроблено
на отдельные княжества.
Род Всеслава Чародея имел международный авторитет:
замужество дочки князя Всеслава связало род князя с
византийской императорской династией. (241 слово.)
Cборник изложений | Просмотров: 310 | Комментарии (0)


Настоящий Рахманинов

Настоящий Рахманинов
Мало кто в Париже по-настоящему знал русского
композитора, пианиста и дирижёра Сергея Васильевича
Рахманинова: он сближался с трудом, открывался немно-
гим. В первый момент он немного пугал: слишком мно-
го было в нём достоинства, слишком значительно, даже
трагично было его измождённое лицо с глазами, полу-
прикрытыми тяжёлыми веками. Но проходило некоторое
время — и становилось ясно, что суровая внешность
совсем не соответствует его внутренним, душевным ка-
чествам, что он внимателен не только к близким людям,
но и к чужим, всегда готов им помочь. И делал это не-
заметно. О многих добрых делах Рахманинова никто
никогда не знал.
Однажды в «Последних новостях»1 напечатали воз-
звание-просьбу помочь молодой женщине, матери двух
детей, попавшей в тяжёлое положение. На следующий
день пришёл от Рахманинова чек на 3000 франков. Это
были большие деньги по тогдашним парижским поняти-
ям. Сергей Васильевич не знал имени женщины, которой
помогает, и единственным условием его было, чтобы
никто не узнал о его помощи, а в особенности нуждав-
шаяся женщина.
Он давал крупные пожертвования на инвалидов, на
голодающих в России, посылал старым друзьям в Москву
и в Петербург множество посылок, устраивал ежегодный
концерт в Париже в пользу русских студентов.
Как-то в самый разгар Второй мировой войны «Новое
Русское Слово»2 устроило кампанию по сбору пожертво-
ваний в пользу русских военнопленных. Нужно было
привлечь к сбору крупные имена, и к Рахманинову об-
ратились с просьбой написать несколько слов о том, что
надо помочь русским военнопленным. Он прислал в ре-
дакцию краткий ответ: «Я должен отказаться от Вашего
предложения: не люблю появляться в прессе. Но сообщаю,
что мною только что послано двести посылок через Аме-
риканский Красный Крест». (254 слова.)
Cборник изложений | Просмотров: 58 | Комментарии (0)


Рождение картины

Рождение картины
Один из любителей живописи заказал Аркадию Ры-
лову авторское повторение «Лебедей над Камой». И вот,
не торопясь, как бы оттягивая удовольствие, художник
приступает к работе.
Вот они, его лебеди, прекрасные, сильные, свободные.
Но как далёк новый вариант картины от своего прообра-
за! Вместо ненастной, коричневой реки — необозримые
просторы ярко-синего моря. Вместо неприветливых свин-
цовых туч, нависших над водой, — чистое, высокое небо
с лёгкими облаками и целый океан солнечного света.
Свежий ветерок играет белыми венчиками невысоких
волн. Вдали — скалистый берег с пятнами снега на вер-
шинах гор. И лебеди, чудесные белые лебеди с длинными
гибкими шеями. Распластав могучие крылья, они стре-
мительно врезаются в упругий морской воздух. Волнистая
линия стаи создаёт ощущение качания, повторения зыби
волн. Сколько здесь чистой и ясной гармонии, светлого
счастья жизни, столь беспредельной и возвышенной в
мудрой простоте своих явлений! Да, жизнь превосходна
в самой своей сути: она захватывающе хороша уже се-
годня, а как прекрасно будет её завтра! Так пусть же в
утверждение и во славу этой новой, грядущей жизни
картина звучит радостной, героической песней!
Сильный и уверенный мазок, несколько шагов назад,
цепкий, внимательный взгляд, снова вперёд, и снова
мазок... Но художник не удовлетворён. Вот уже несколь-
ко дней, как его не оставляло острое, мучительное чувство:
чего-то не хватало, какой-то детали, последнего, но важ-
ного штриха. Решение пришло к утру. Перед глазами
художника было ясное солнце, море и старинный парус-
ник, легко и плавно несущийся по волнам.
Туго наполнены ветром крепкие паруса, неприступные
скалы уходят назад, а вслед паруснику летит стая лебе-
дей. Белые птицы летят к солнцу, к радости и счастью
новой, прекрасной жизни! (252 слова.)
Cборник изложений | Просмотров: 88 | Комментарии (0)


Бурлаки

Бурлаки
В один из праздничных дней Константин Савицкий,
однокурсник и друг, уговорил Илью Репина поехать на
этюды вверх по Неве на пароходе. Репин неохотно согла-
сился.
Поехали. Погода была чудесная. К полудню уже про-
езжали мимо роскошных дач, расположенных на берегу
Невы. Яркое солнце озаряло нарядную праздничную толпу
и стайки весёлых барышень, которые спускались вниз
к реке. Репину показались они какими-то неземными
существами, дивными созданиями. И вдруг он удивлён-
но воскликнул:
— Что это там движется сюда? Вот то тёмное, сальное,
какое-то коричневое пятно. Что это ползёт на наше
солнце?
— А! Это бурлаки бечевой тянут баржу, — сказал Савицкий.
Бурлаки подошли ближе. Грязные, оборванные, лица
угрюмые, побуревшие от загара. Передовой бурлак при-
поднял бечеву своей чёрной, загорелой ручищей. Разно-
цветные барышни побежали вниз. От восторгов Репина
не осталось и следа, защемило сердце.
Художника поразил контраст: чистый ароматный цветник
господ — и бурлаки, как тёмная туча, заслонившая
весёлое солнце.
Вернувшись домой, он по памяти стал делать наброски
то всей группы бурлаков, то отдельных лиц, а потом набросал
эскиз всей сцены. Долго не мог он отделаться от
мысли
о бурлаках. Эта мысль неотвязно преследовала его.
Когда в начале 1871 года на выставке Общества по-
ощрения художников появилась картина «Бурлаки», она
поразила всех. За эту картину Репин получил первую
премию, но он не считал своё произведение завершённым.
Летом того же года он снова увидел бурлаков, когда был
на Волге. После этого художник переработал картину,
многое на том же холсте переписал заново и всё-таки не
считал, что закончил над нею работать. И пройдёт ещё
два года, прежде чем он выставит тех «Бурлаков на Вол-
ге», которые и до сих по
Cборник изложений | Просмотров: 92 | Комментарии (0)


Богатыри

Богатыри
В апреле 1898 года Виктор Михайлович Васнецов
закончил работу над картиной «Богатыри». Картину
купил Павел Михайлович Третьяков1 и перевёз в свою
галерею. Расставаться с картиной было особенно трудно
и грустно, ведь с нею художник прожил почти двадцать
пять лет, она была любимым его детищем. И он знал
ещё, что эта картина была его творческим долгом, обя-
зательством перед родным народом, и вот теперь худож-
ник этот долг ему отдавал.
Крепкой богатырской заставой стоят три богатыря:
Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
Посередине на вороном коне — Илья Муромец, крестьян-
ский сын. Конь у него огромный, выгнул шею колесом,
сверкает раскалённым глазом. Тяжело повернулся Илья
в седле, ногу вынул из стремени, руку в узорной рука-
вице приставил к глазам, а на руке палица булатная
сорока пудов. Зорко, сурово смотрит он вдаль, пригля-
дывается, нет ли где врага. По правую его руку на белом
мохнатом коне — богатырь Добрыня Никитич. Вынима-
ет он из ножен свой острый меч-кладенец, а щит у него
горит, переливается жемчугами, самоцветами. Налево от
Ильи на золотистом коне — самый младший богатырь,
Алёша Попович. Смотрит он ясными глазами, вынул из
цветного колчана стрелу, приладил к звонкой тетиве тугого
лука, а у седла висят гусли-самогуды.
День осенний, серый, небо низкое, по небу ходят об-
лака. Примята трава, нежно зеленеют ёлочки. Широко
раскинулась перед богатырями вольная степь, а за ними
леса дремучие, холмы и горы, города и сёла — вся родная
страна.
Когда Лев Николаевич Толстой увидел картину «Бо-
гатыри», он сказал, что «именно такими были защитни-
ки родной земли и никакими другими, в представлении
народа, быть не могли». (252 слова.)
Cборник изложений | Просмотров: 166 | Комментарии (0)


Картины для народа

Картины для народа
Крупный промышленник Савва Иванович Мамонтов
слыл человеком исключительно одарённым: он был не-
плохим скульптором, музыкантом, страстно любил театр.
В его доме собирались художники, актёры, музыканты,
часто ставились домашние спектакли, устраивались ли-
тературные чтения. Однажды уже известный и почитае-
мый всеми художник Илья Репин познакомил Мамон-
това с Виктором Васнецовым.
Жилось в эти годы Васнецовым очень трудно: семья
росла, картины оплачивались плохо, денег постоянно не
хватало. Жить стало полегче, когда Мамонтов заказал
художнику несколько новых картин. Промышленник заканчивал
тогда строительство Донецкой железной дороги
и мечтал украсить правление московского вокзала кар-
тинами хороших художников. «Надо приучить глаз на-
рода к красивому на вокзалах, в храмах, на улицах», —
говорил он.
Задача Васнецову предстояла трудная. С самого нача-
ла ему ясно было одно: каждая картина должна расска-
зать зрителям о большой любви русского народа к Роди-
не, о смелых его дерзаниях, мечтах и надеждах.
Героем картины Васнецова «Ковёр-самолёт» стал Ива-
нушка-дурачок — прекрасный царевич. Над ним всегда
смеются старшие братья. А он, когда приходит беда,
преодолевает все препятствия, и его умное, доброе серд-
це побеждает зло, как солнце побеждает тьму. Ему уда-
ётся разбудить спящую красавицу, рассмешить царевну
Несмеяну, добыть жар-птицу, которая приносит людям
счастье.
Когда Васнецов писал эту картину, вспоминался ему
тот первый русский человек, барский холоп, который на
сделанных им самим крыльях ещё во времена Ивана
Грозного
пытался с высокой башни взлететь в небо.
И пусть он погиб, пусть люди осмеяли его тогда за дерз-
кую попытку, но никогда не исчезнут гордые мечты о
полётах в небо, а волшебный ковёр-самолёт всегда будет
вдохновлять людей на подвиги. (245 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 263 | Комментарии (0)


Гениальное открытие

Гениальное открытие
Дмитрий Иванович Менделеев считал химию наукой
о химических элементах. Но пока элементы представля-
ли собой хаотическое множество и не были должным
образом упорядочены, сведены в стройную систему, химия
не могла приобрести той целостности, какую она полу-
чила благодаря менделеевскому учению о периодичности.
Почти сорок лет работал Менделеев над открытием
периодического закона и над его развитием. Основываясь
на своей уверенности в его истинности, в том, что это
подлинный закон природы, Менделеев предсказал суще-
ствование двенадцати новых элементов, о которых никто
в мире до него и подозревать не мог. Он не только под-
робно описал свойства некоторых элементов и свойства
их соединений, но даже предсказал те способы, при по-
мощи которых они впоследствии будут найдены. Инте-
ресно, что уже в первом издании «Основ химии» Менделеев
предусмотрел пять свободных мест за ураном в конце
таблицы, как будто почти за сто лет предвидел открытие
трансуранов1.
Предсказания Менделеева стали великой задачей для
химии на будущее. Указан был путь направленного по-
иска. Химики после Менделеева знали, где и как искать
неизвестное. Он научил химию предвидеть. Многие из
больших учёных, пользуясь методом Менделеева, следо-
вали его примеру и тоже предсказывали и описывали
неизвестные, ещё не найденные элементы. Всё, что было
предсказано на основе периодического закона самим Менделеевым
и его последователями, все новые элементы —
всё подтвердилось. История науки не знает другого по-
добного триумфа.
Великое множество раз воздавали хвалу периодической
системе и химики, и физики, и философы. Она является
уникальным банком данных, поскольку содержит бога-
тейшую информацию о свойствах химических элементов,
формах их соединений, закономерностях построения
электронных конфигураций атомов. (244 слова.)
Cборник изложений | Просмотров: 132 | Комментарии (0)