Страницы: « 1 2 ... 12 13 14 15 16 17 »


Ёлочка

Ёлочка
В густом тонкоствольном осиннике Виктор Петрович
увидел серый в два обхвата пень. На срезе пня мягкой
шапкой лежал мох, украшенный кисточками брусники.
И здесь же ютились хиленькие всходы ёлочек. У них
было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая
хвоя. На кончиках лапок поблёскивали росинки смолы
и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. Однако
завязи были так малы и сами ёлочки так слабосильны,
что им уже и не справиться было с трудной борьбой за
жизнь и продолжать рост.
Тот, кто не растёт, умирает! Таков закон жизни. Здесь
можно было прорасти. Но нельзя выжить.
Виктор Петрович сел возле пенька и заметил, что одна
из ёлочек отличается от остальных. Она стояла бодро и
осанисто
посреди пня. В заметно потемневшей хвое, в бойко
взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уве-
ренность и вроде бы даже вызов.
Виктор Петрович приподнял шапку мха и улыбнулся:
«Вот оно в чём дело!»
Эта ёлочка ловко устроилась на пеньке. Она веером
развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок
белым шильцем впился в середину пня. Мелкие корешки
брали влагу из мха, а корешок ввинчивался в пень, до-
бывая пропитание.
Ёлочка долго будет сверлить пень корешком, пока
доберётся
до земли. Ещё несколько лет она будет в дере-
вянной рубашке пня, расти из самого сердца того, кто,
возможно, был её родителем и кто даже после смерти
своей хранил и вскармливал дитя.
И когда от пня останется лишь одна труха, там, в глубине
земли, ещё долго будут преть корни родительни-
цы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая
для него капельки влаги, согревая его в стужу тёплым
дыханием прошедшей жизни. (254 слова.)
Cборник изложений | Просмотров: 213 | Комментарии (0)


Маки

Маки
Соседские мальчишки помогали тёте Оле сажать воз-
ле дома цветы, и один из них сыпанул щепотку мака на
самую середину клумбы.
Через две недели клумба стала неузнаваемой. Своим
густым покровом и разбросанными повсюду цветами она
напоминала настоящий ковёр. А в центре клумбы, над
всей этой цветочной пестротой, поднялись маки, выбро-
сив навстречу солнцу три тугих, тяжёлых бутона. Вско-
ре и они распустились.
Издали маки походили на зажжённые факелы с жи-
выми, весело полыхающими на ветру языками пламени.
Лёгкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом
полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхи-
вали трепетно-ярким огнём, то наливались густым багрянцем.
Казалось, что стоит прикоснуться — сразу опалят!
Два дня буйно пламенели маки. Но на исходе вторых
суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной
клумбе без них стало пусто. Тётя Оля подняла с земли
ещё совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправила
его на ладони.
— Да, сгорел... — вздохнула, словно по живому су-
ществу, тётя Оля. — Короткая у них жизнь. Зато без
оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает.
Тётя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.
Все знали о её сыне. Алексей погиб, спикировав на
своём
крошечном «ястребке» на спину тяжёлого фаши-
стского бомбардировщика.
Прошло какое-то время, и возле дома тёти Оли вновь
на клумбе заполыхал большой костёр маков. Одни осы-
пались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие
только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из
влажной, полной жизненной силы земли, подымались
всё новые и новые туго свёрнутые бутоны, чтобы не дать
погаснуть живому огню. (243 слова.)
Cборник изложений | Просмотров: 487 | Комментарии (1)


Учитель

Учитель
Виктор Петрович Астафьев вспоминал, как однажды
он и ещё несколько ребят вместе с учителем пошли на
Лысую гору за цветами и саженцами для школьного
двора. Поднялись до середины горы, присели на камни
отдохнуть и поглядеть сверху на Енисей, как вдруг кто-
то из ребят закричал: «Ой, змея, змея!..»
И все увидели змею. Она обвивалась вокруг пучка
подснежников и, разевая зубастую пасть, злобно шипела.
Ещё никто и подумать ничего не успел, как учитель
оттолкнул ребят, а сам схватил палку и принялся моло-
тить по змее и по подснежникам. Вверх полетели облом-
ки палки, лепестки от цветов. Змея шипела и подбрасы-
валась на хвосте.
Он бил и бил змею, пока она не перестала шевелить-
ся. Руки его дрожали, ноздри и глаза его расширились,
и весь он был белый.
— Пойдёмте, ребята, отсюда, — сказал учитель.
Мальчишки посыпались с горы, а он шёл за ними и
всё оглядывался, готовый оборонять своих учеников сно-
ва, если змея оживёт и погонится следом.
Кто-то неожиданно спросил:
— Да вы раньше-то хоть видели змею?
— Нет, в первый раз, — виновато улыбнулся учи-
тель. — Там, где я рос, никаких гадов не водится. Я же
с Кубани.
Ребята стояли с открытыми ртами и слушали.
Это же им надо было учителя-то оборонять, а они?!
Прошли годы, а Виктор Петрович таким вот и помнит
деревенского учителя: с чуть виноватой улыбкой, веж-
ливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд
и оборонить своих учеников, помочь им в беде, улучшить
людскую жизнь.
А вот фамилии учителя он вспомнить не может. Но
фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось
слово «учитель»! И каждый человек пусть доживёт до
такой почести, чтоб остаться в памяти людей, для кото-
рых он жил. (264 слова.)
Cборник изложений | Просмотров: 115 | Комментарии (0)


Художник-виртуоз

Художник-виртуоз
Как-то в школе детям объявили, что перед ними вы-
ступит столичный художник-виртуоз. Что означали эти
слова, никто не понимал. Но тем сильнее разъедало любопытство.
После уроков все собрались в зале. На сцену вынесли
столик, два мольберта с поставленными на них чертёж-
ными досками, толстую стопку бумаги. Затем появился
сам «виртуоз». Это был полный мужчина, румяный, в
нарядной блузе, с кудрями до плеч и выпуклыми глаза-
ми. Он вышел, неся в руке лакированный плоский ящик,
живо раскланялся, поставил ящик на стол, щёлкнул медными
застёжками и раскрыл его жестом циркового фо-
кусника. В ящике рядами лежали цветные палочки-мелки.
«Виртуоз» прикрепил кнопками к доскам два листа
бумаги, затем набрал полную горсть мелков — и тут
начались чудеса.
Листы бумаги стали на наших глазах с необыкновен-
ной быстротой превращаться в картины-пейзажи. Цвет-
ные мелки будто сами бегали по шершавой бумаге, вы-
рисовывая деревья, траву, тропинки, пышные облака в
небесах и синюю воду.
Дети сидели с раскрытыми ртами и взрывались апло-
дисментами, когда «виртуоз», закончив очередной лист,
раскланивался с чарующей улыбкой.
Казалось, чудесам не будет конца. Он сменял готовые
пейзажи чистыми листами бумаги, и вновь на глазах у
всех возникали как бы сами собой невиданной яркости
малиновые закаты, избушки в снежных шапках, бирю-
зовые озёра с лебедями и осенние рощи.
Наконец «виртуоз» приступил к своему коронному
номеру. Сдвинув мольберты вплотную, он прикрепил к
доскам два свежих листа и стал орудовать обеими рука-
ми, правой и левой, работая одновременно над двумя
пейзажами: летним и зимним.
В каждом из нас природой заложены различные спо-
собности, но любые способности нужно ещё и развить,
как это сумел сделать художник-виртуоз. (250 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 228 | Комментарии (0)


Живой памятник

Живой памятник
На околице Михайловского, почти возле калитки, ведущей
к усадьбе поэта, стоит старая-престарая сосна.
Вероятно, это самое древнее дерево в здешних рощах.
Она стояла здесь тогда, когда и Михайловского-то ещё
не было, и ничего вообще не было. Только эта сосна не
просто древняя, не просто, как говорится, «чудесный
памятник
природы». Она живой памятник Великой Отечественной
войны.
В 1944 году, когда в Михайловском были гитлеровцы,
она стояла на линии фронта. Её дряхлый, искалеченный
ствол, сломанные сучья напоминают о героических днях
освобождения пушкинской земли от фашистских захват-
чиков.
Когда фашисты рубили михайловские сосны для по-
стройки блиндажей, они хотели спилить и это древнее
дерево. И пила уже вонзилась в тело сосны, но очень уж
мощное было дерево, и пила плохо брала его. Дерево
уцелело.
Война ушла, и началась новая жизнь Михайловского.
Сюда пришли заботливые люди: лесники, хранители,
реставраторы.
Им было поручено вернуть заповедник
Пушкину, залечить раны на деревьях, восстановить по-
руганные памятники и памятные места.
Они нашли сосну тяжело больной, увидели вокруг неё
воронки от взрывов мин и снарядов. Разве можно было
остаться равнодушным к этому живому свидетелю ми-
нувших боев — дереву-герою?! И лесники сделали всё,
чтобы вылечить и продлить его жизнь. Они очистили
искалеченные корни, подлечили изуродованный ствол,
запломбировали щели, подкормили наголодавшееся де-
рево специальными удобрениями, обнесли его мемори-
альным ограждением. И старый герой ожил. Теперь у
его основания стоит щит с надписью, а в его кроне по
весне слышится птичий гомон и щебет.
Когда вы пойдёте этой дорогой к усадьбе Пушкина,
остановитесь у славного дерева и поклонитесь ему. Это
герой нашего времени. (248 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 344 | Комментарии (0)


Вечная красота

Вечная красота
Сама по себе природа вечна и почти неизменна. Прой-
дёт сто лет, люди построят большие города, придумают
новые машины, побывают на Марсе, а леса будут такими
же таинственными, и так же будет пригоршнями разбра-
сывать ветер золотой берёзовый лист. И, как в любые
времена, природа будет будить в человеке чувственные
порывы...
Как-то в один из осенних дней люди переправлялись
в район по Ветлуге на старой деревянной барже. Человек
десять рабочих, две поварихи и женщина из района си-
дели на корме и тихо разговаривали. Река сначала была
узкой, берега унылы, с лозняком и чёрными корягами
на белом песке. Но вот баржа вышла на широкий простор.
Глубокая и тихая вода лакированно блестела, и в это
чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели,
тонкие берёзки, тронутые желтизной. Все замолчали.
Несколько минут стояла тишина.
Вскоре баржа вышла на самую середину реки, и, ког-
да за изгибом показался хуторок с убегающей в поле
дорогой, женщина склонила голову набок и запела тихо:
Куда бежишь, тропинка милая,
Куда зовёшь, куда ведёшь...
Поварихи некоторое время молчали, не отрывая серьёзных
лиц от берега, а затем, вздохнув и поправив пла-
точки, тоже запели, смотря друг на друга и как бы
чувствуя родство душ. Мужчины, сдвинув брови и поджав
губы, тоже стали глядеть на хуторок.
Все эти абсолютно разные, чужие друг другу люди
сейчас вдруг стали как бы одинаковыми, что-то застави-
ло их сблизиться, забыться, почувствовать вечную кра-
соту. Красота, видимо, живёт в сердце каждого человека,
и очень важно суметь разбудить её, не дать ей умереть,
не проснувшись. (243 слова.)
Cборник изложений | Просмотров: 473 | Комментарии (0)


Школа в партизанском крае

Школа в партизанском крае
Увязая в топком болоте, падая и снова поднимаясь,
люди семьями уходили к своим, к партизанам. В родном
селе лютовали немцы. «Партизаны уничтожены», — по-
слали они донесение своему верховному командованию.
Но невидимые руки снова пускали под откос поезда, взрывали
склады с оружием, уничтожали немецкие гарнизоны.
Лето кончилось, осень уже примеряла свой пёстрый,
багряный наряд. Детям трудно было представить сентябрь
без школы. «Я вот какие буквы знаю!» — сказала как-то
восьмилетняя Наташа Дрозд и вывела палочкой на песке
круглое «О» и рядом — неровные ворота «П». Её под-
ружка нарисовала несколько цифр. За ними с грустью и
теплотой следил командир партизанского отряда Кова-
левский. Вечером на совете командиров он сказал, что
ребятишкам нужна школа. И добавил тихо: «Нельзя их
лишать детства».
Были организованы три класса: первый, второй и третий.
Партизанская школа. Вбитые в землю колья, пере-
плетённые лозняком, расчищенная площадка, вместо доски
и мела — песок и палочка, вместо парт — пни, вместо
крыши над головой — маскировка от немецких самолётов.
Как дорожили ребята своей школой-поляной, как
ловили каждое слово учителя! Учебников приходилось
по одному, по два на класс. По некоторым предметам
совсем не было книг. Многое запоминали со слов учите-
ля, который иногда приходил на урок прямо с боевого
задания, с винтовкой в руках, опоясанный лентой с па-
тронами. Не было случая, чтобы кто-то не выполнил
домашнего задания. Пропускали занятия только те ре-
бята, которых срочно посылали в разведку.
В награду за хорошую учёбу лучшие ученики полу-
чали право участвовать в соревнованиях по стрельбе.
Стреляли они из пистолета командира отряда. Это была
для ребят высшая честь. (247 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 316 | Комментарии (0)


Волшебные валеночки бабы Тони

Волшебные валеночки бабы Тони
Баба Тоня живёт в Суздале и все выходные торгует у
церкви волшебными валеночками. Их покупают как су-
вениры. Пара маленьких валенок — сто рублей, оберег
из овечьей шерсти — тридцать рублей. Её бизнес успешен,
потому что все знают: баба Тоня опекает семь детских
домов. Для неё там все дети — внучата.
У неё живые глаза и вдумчивая, очень разумная речь
интеллигентного человека, потому что до пенсии она была
начальником отдела НИИ1. О валенках говорит реалистично:
— Это неинтересная, удручающая своей бестолково-
стью работа. Если бы она не приносила мне такой доход,
не помогала с сиротами, мне бы она была тяжела. Но так
как она всё-таки помогает людям, я аккуратненько валяю
и валяю.
День за днём, по пять пар в день, чтобы потом в вы-
ходные на морозе торговать, а после по магазинам ото-
вариваться и коробки с подарками развозить по детским
домам. Если коробки совсем тяжёлые, то помогают род-
ные дети и внуки.
Но бабу Тоню любят не только за то, что она снабжа-
ет детей одеждой и сладкими фруктами. Она всеобщая
бабушка, которая знает всех поимённо, которую ждут,
для которой устраивают детские спектакли, ради которой
дети хотят учить стихи и разучивать танцы.
Бабе Тоне восемьдесят три года, детским домам она
помогает уже сорок лет. Для Антонины Петровны Мака-
ровой жизнь — очень простая и понятная вещь. Делай
каждый день добро, заботься о людях — это и есть на-
стоящая, самая правильная жизнь.
С чего начинается такая жизнь? Она начинается с
заботливости, радости и вдумчивости, то есть с того мо-
мента, когда человек просыпается, включает голову и
начинает думать. (249 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 73 | Комментарии (0)


Приключение на каникулах

Приключение на каникулах
Мирон и Виктор были одногодками. Оба учились в техникуме
в одном из белорусских областных городов и были
самыми активными членами краеведческого кружка. В нём
друзья узнали, что в Беларуси вообще, а в их районе
особенно, есть немало уголков не менее интересных, чем
заморские. Есть пущи не хуже далёких тропических лесов.
Есть озёра, которые весною превращаются в моря. Есть
звери, реже встречающиеся на свете, чем слоны и тигры.
Когда пришли каникулы, приятелям очень захотелось на
несколько дней совершить вылазку куда-нибудь подаль-
ше, чтобы посмотреть знаменитое полесское половодье.
Это было бы интересней, чем организованная экскурсия.
И вот наши путешественники в челне среди безбреж-
ного моря. Чёлн тем временем попал в водоворот. Не
успели ребята обратить на это внимание, как чёлн понёс
их в сторону и ударился о дерево. Удар был несильный,
и ничего бы не случилось, если б они сидели на дне.
А теперь Виктор сразу полетел под высокую ольху.
— У-ух! — вскрикнул он не то от страха, не то от
неожиданности.
Чёлн от его движения так закачался и закрутился,
что Мирон едва усидел, вцепившись руками в борта. Но
при этом он выпустил из рук весло. Течение подхватило
беспомощный чёлн и понесло дальше. Подплывая к оль-
хе, Мирон перегнулся через борт, ухватился за ветку и
постарался подтянуть к себе чёлн ногами, но кончилось
это тем, что парень полетел в воду вверх ногами, а чёлн,
поворачиваясь в разные стороны, быстро понёсся вперёд.
Пока Мирон снова ухватился за дерево и огляделся, су-
дёнышко было уже на таком расстоянии, что догнать его
было невозможно, тем более в намокшей, отяжелевшей
одежде.
Всё это произошло так быстро, что Виктор, пытав-
шийся в это время взобраться на дерево, даже не заметил,
что делается за его спиной. Поспорив немного о том, кто
виноват, друзья начали искать выход из неприятного
положения. Но податься им было некуда, кроме леса,
видневшегося в километре с небольшим от этого места.
Так они оказались в лесу. (309 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 211 | Комментарии (0)


Хлеб — наша главная забота

Хлеб — наша главная забота
Вечен хлеб, и веками складывалось у славян уважи-
тельное, святое к нему отношение. Своё преклонение
перед
хлебом наш народ выражал с большой мудростью
в бесчисленных поговорках и присказках, в загадках и
песнях, в великой своей литературе.
Хлебом и солью встречают дорогих людей. Слова «хлеб»
и «соль» живут в русском языке рядышком. Хлеб и соль —
пожелание доброго аппетита, а гостеприимных и добрых
людей называют у нас хлебосолами. «Без соли, без хле-
ба — худая беседа», — говорят в русских деревнях, приглашая
к столу. Хлеб-соль водить — означает дружить
домами.
Хлеб — гениальное изобретение человечества, рождённое
четырьмя стихиями: солнцем, землёй, водой и огнём.
И каждой из них можно поклоняться. Мало в мире цен-
ностей, которые, как хлеб, ни на день, ни на час не те-
ряли бы своего значения.
В древности люди собирали травы и ягоды. Ели то,
что, как говорится, Бог послал. И как озарение, как
обещание лучшей жизни, как надежда пришёл хлеб. Не
батон, не буханка и, конечно, не ситный каравай, а прес-
ная твёрдая лепёшка. И с первых же дней своих хлеб
почитался очень высоко, ценился всеми. В принятой в
Древнем Египте скорописи солнце, золото и хлеб обозна-
чались одинаково. Хлеб был поставлен в один ряд с зо-
лотом и солнцем.
Во всём этом высшее предназначение хлеба и повсед-
невная суть его. Хлеб всегда рядом с человеком. Лучший
домашний миротворец. «Сердись, бранись, а за хлебом-со-
лью сходись!» — так говорят в народе. Хлеб и мир —
понятия очень близкие, и потому хлеб дорог как символ
мира и благополучия. Издавна известно: принёсший хлеб
пришёл с миром и дружбой. (248 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 402 | Комментарии (0)