Страницы: « 1 2 ... 5 6 7 8 9 ... 16 17 »


Юный художник

Юный художник
Коля страстно любил походы в театр. Ему нравились
не только сам театр и то, что там показывали, но и всё,
что было с таким днём связано. Он любил эти радостные
сборы, особые приготовления к выходу, нетерпеливую
толчею у гардероба, поиски места по билету, минуты
рассаживания и ожидания, таинственный ветерок, вдруг
волной пробегающий по занавесу, и потом медленное
истечение света и шума из зала. И в это посещение теа-
тра всё было испытано вновь в уже знакомой зачаровы-
вающей последовательности.
После посещения Большого театра Коля несколько
дней трудился над новой композицией. Делал эскизы в
тетрадях, в альбоме, на полях дневника. Наконец работа
была закончена. Коля назвал ее «Увертюра»1. На ней был
изображён зал Большого театра, как его увидел бы зри-
тель примерно из десятого ряда партера. Только что
погасили свет, и он будто ещё не вытек весь и нежно
теплится в люстре. Таинственные тени разбежались по
ложам. Уже дали свет на занавес, и струится снизу вверх
по нему зыбкое золотисто-розовое сияние. Дирижёр под-
нял руку с палочкой, застыл. Всё полнится ожиданием.
И вот началась увертюра.
Юный художник хотел дать простор чувствам зрителя,
положиться на его догадку. Предвкушение ведь иногда
бывает лучше того, что ждёшь. Всё здесь жило на неу-
ловимой грани света и сумрака, всё было схвачено меж-
ду полной тишиной и первым звучанием. Такая сдержан-
ная сила ожидания, такое предвкушение чего-то очень
большого заполняли всю эту картину, такой сладостной
тишиной дышала она, что, когда Коля показал дома ра-
боту, все невольно стали говорить вполголоса. И потом
проверяли это впечатление на многих. Даже самые шум-
ные невольно понижали голос и затихали перед этой композицией.
Её хотелось смотреть безмолвно, сливаясь с
той внимающей музыке тишиной, которую так удалось
изобразить молодому художнику на своём этюде.
И только одна мама, самая внимательная зрительни-
ца, заметила, что художник нарисовал и самого себя с
сестрёнкой, очень тщательно выписав собственный и
Катькин затылки, чтобы все видели, что автор самолич-
но был в Большом театре. (309 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 164 | Комментарии (0)


Хранительница дома Пушкина

Хранительница дома Пушкина
Не каждому дано стать истинным музейным работни-
ком. Этому научиться почти невозможно. Иной всю му-
зейную науку одолеет, всё знает, умеет всё объяснить, но
вещи в его руках не оживают, остаются мёртвыми. У другого
— жизнь во всём, до чего он только дотронется.
Трудно объяснить причину этого удивительного явления.
Много лет работала музейной смотрительницей Пуш-
кинского заповедника в Михайловском крестьянская женщина
Александра Фёдоровна Фёдорова; она действитель-
но была настоящим музейным работником, хотя не было
у неё никакой специальной подготовки. Она и грамоту
узнала под старость, когда поступила работать в заповед-
ник. Она тогда поняла, что служить в доме Пушкина
неграмотной нельзя, что хранить пушкинский дом — это
значит не только сберегать его, ценить, любить, но и
понимать его и тех, кто приходит сюда.
Под руками Александры Фёдоровны всё преображалось
и оживало. Заботливым дозором ходила она по усадьбе,
по комнатам Пушкина, всегда знала, что и как здесь
должно быть. Иной раз с её добрых уст слетали слова
укоризны, когда кто-нибудь из учёной братии забудет
накинуть шторку над пушкинской реликвией. По утрам,
приведя музей в порядок, любила она садиться в извеч-
ной позе русской крестьянки у окна самой памятной
комнаты — кабинета — и что-нибудь рукодельничать.
Наверное, вот так же сиживала у окна и старая няня Пушкина,
Арина Родионовна. Бывало, проходишь по музею
и слышишь: «А ведь она у вас совсем как Арина Родио-
новна!» И действительно, Александра Фёдоровна любила
Пушкина и все его бумаги, книги, вещи материнской
любовью.
Когда добрые руки смотрительницы убирали комнаты
Пушкина, или стирали пыль с мебели, или составляли
букеты, или расставляли цветы на горки, столы и комо-
ды, всегда получалось так, что все, кто приходил в музей,
восклицали: «Ах, как красиво!» (265 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 302 | Комментарии (0)


Рыбная ловля

Рыбная ловля
Рыбная ловля даёт великолепную закалку. Только
первые дни даются с трудом. Потом привыкаешь к жаре
и холоду, к дождям, к тому, что промокаешь насквозь и
высыхаешь на ветру, к тому, что постелью для тебя бы-
вает трава, а пологом — звёздное небо. И когда человека
ничто в природе не страшит и дома перестают быть для
него единственным надёжным убежищем, тогда только
природа раскрывается перед его глазами во всём своём
разнообразии и могуществе.
Непонятным и смешным становится тот страх, что
испытывают перед природой «комнатные» люди, — страх
перед ливнями, туманами и зноем, непроглядными но-
чами и ветрами, лесами и непонятными звуками. Для
«комнатного» человека природа полна неудобств и скры-
вает в себе всяческие неприятности.
У большинства людей нет необходимости вставать на
рассвете, а рыболов должен быть на реке, как только
засинеет на востоке утренняя заря, начнут гаснуть звёз-
ды и появится в туманах и тишине над травами
и вода-
ми огромное багровое солнце бесконечного летнего дня.
Ни один из восходов солнца не бывает похож на дру-
гой. Иногда солнце восходит как золотой шар, иногда
как видение в густой осенней мгле, а иной раз как боль-
шой искристый алмаз. Его блеск зажигает в мокрой листве
тысячи таких же маленьких солнц-алмазов, но самый
яркий из этих алмазов нестерпимо горит на небе невда-
леке от солнца. Это утренняя звезда Венера.
Приход каждого нового дня нашей жизни — простое
и величавое зрелище. И каждый, кто испытал эту пред-
рассветную холодноватую чистоту воздуха, видел блеск
Венеры над далью лесов и почувствовал первую робкую
теплоту солнца на своём лице, никогда, конечно, этого
не забудет. (248 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 322 | Комментарии (0)


В долине таёжной реки

В долине таёжной реки
Редколесье в горах, пологие склоны, поросшие кустарниковой
растительностью, и широкая долина реки,
покрытая высокими тростниками и полынью, весьма
благоприятны для обитания диких коз. Их часто видели
выбегающими из травы, но они успевали снова так быстро
скрываться в заросли, что убить не удалось ни одной.
Кое-где виднеется свежевзрытая земля. Так как до-
машних свиней содержат в загонах, то оставалось допу-
стить присутствие диких кабанов, что и подтвердилось.
А раз здесь были кабаны, значит, должны быть и тигры.
Действительно, вскоре около реки на песке обнаружились
следы одного очень крупного тигра. Он шёл вдоль реки
и прятался за валежником. Из этого можно было заклю-
чить, что страшный зверь приходил сюда не для утоления
жажды, а на охоту за козами и кабанами.
В долине реки также водится много фазанов. Они
встречались чуть ли не на каждом шагу. Любимыми местами
их обитания были заросли около пашен. Среди
прибрежных зарослей по старым и новым протокам из-
редка попадались и рябчики. Они чем-то кормились на
земле и только в случае тревоги взлетали на деревья.
В воздухе кружилось несколько белохвостых орланов.
Один из них вдруг начал спускаться к реке, потом сел
на гальку около воды. Тут было несколько ворон, лако-
мившихся рыбой. Орлан стал их прогонять. Вороны сначала
пробовали обороняться, но, получив несколько сильных
ударов клювом, уступили свои места и улетели прочь.
Тогда орлан занялся рыболовством. Он прямо вошёл в
воду и, погрузив в неё брюхо, хвост и крылья, стал пры-
гать по воде. Не более как через минуту он поймал одну
рыбину, вытащил её на берег и тут же принялся есть.
Насытившись, пернатый хищник опять поднялся в воз-
дух. Тотчас к нему присоединилось ещё два орлана.
Тогда они стали описывать плавные круги. Они не гоня-
лись друг за другом, а спокойно парили в разных пло-
скостях, поднимаясь всё выше и выше, в беспредельную
синеву неба. Скоро они превратились в маленькие, едва
заметные точки. (302 слова.)
Cборник изложений | Просмотров: 262 | Комментарии (0)


Возвращение в полк

Возвращение в полк
После госпиталя Алексея Купрейчика уговаривали
остаться в резерве, но лейтенант просил, требовал, чтобы
его направили на фронт, причём обязательно в родной полк.
В конце концов он настоял на своём и попал на фронт в
разгар окончательного разгрома гитлеровских войск под
Сталинградом. Солдаты и офицеры ходили с посветлев-
шими лицами. По всему было видно, что победа под
Сталинградом дала воинам такую уверенность в себе, что
даже тяжёлые, изнурительные бои, которые продолжались
на многих направлениях, не подрывали их боевой дух.
Когда Купрейчик с помощником начальника штаба
полка Мухиным вошли в землянку, разведчики с хохотом
собирали с пола, покрытого еловыми лапами, самодель-
ные шашки. Мухин молчал. Он хотел, чтобы Алексей
сам окликнул разведчиков. А тот оглядел сначала зем-
лянку. Да, его взвод, как всегда, устроился с комфортом.
Под потолком висели три трофейные керосиновые лампы.
Вдоль стен деревянные нары, на них сено, а сверху одеяла,
подушки. У каждых нар на бревенчатой стене — оружие,
маскировочные костюмы, в центре — большая железная
печь. Она излучала тепло. Оглядев всё это, лейтенант
весело сказал:
— Да, ничего не скажешь, обленились здесь без меня,
зазнались до такой степени, что не хотят даже своего
командира признавать.
Все замерли в той позе, в какой застал их голос Купрейчика.
Только Степаныч, не глядя на доску, машинально
пытался на ней расставить шашки. Первым пришёл в себя
старшина. Он вскочил на ноги и бросился к лейтенанту:
— Лёша, командир!
Вслед за ним бросились обнимать Купрейчика все
остальные старожилы. Алексей еле сдерживал слёзы, видя,
как искренне радуются боевые товарищи его возвра-
щению.
— Братцы мои, друзья, вы не представляете, как я
скучал и рвался к вам!
Постепенно волнение улеглось, и разведчики дружно
начали готовить праздничный стол. (267 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 211 | Комментарии (0)


Самостоятельность

Самостоятельность
Тому, кто не имеет её, самостоятельность кажется
настолько привлекательной и увлекательной штукой, что
он отдаст за неё что угодно. Саню буквально поразило
это слово, когда он всмотрелся в него. Не вчитался, не
вдумался, а именно всмотрелся и увидел, что это озна-
чает самому стоять на ногах в жизни, без подпорок и
подсказок. Как только Саня увидел, что такое самостоя-
тельность, он словно бы встал на своё собственное, ему
принадлежащее место и решил: «Хватит поступать по
подсказке. Пятнадцать лет человеку, а для папы с мамой
я всё ребенок. А ведь мне за себя в жизни ответ держать,
а не им». И удивительно: стоило Сане принять решение,
как ему сразу же повезло. Ещё в начале лета папа с ма-
мой никуда не собирались, но, вернувшись из спортив-
ного лагеря, где Саня провёл июнь, он вдруг узнал, что
они уезжают и возвращаются только в конце августа,
чтобы собрать Саню в школу. «А ты побудешь у бабуш-
ки», — сказала мама.
На Байкале, куда Саня приехал к бабушке, везение
продолжилось. Прошло три дня — и вдруг бабушке при-
шлось уехать к тёте Вере, маминой сестре.
Бабушка уехала, а Саня зажил самостоятельно. Он
полюбил ходить в магазин, варить себе немудрёную еду,
делать мелкую работу по дому, без которой не обойтись,
полюбил даже пропалывать грядки в огороде, чего рань-
ше терпеть не мог.
Ночевать одному в старой избе, в которой постоянно
что-то скрипело и вздыхало, поначалу было невесело, но
Саня справлялся со страхом своим способом: он читал
перед сном «Вечера на хуторе близ Диканьки». Книжка
заставляла сердце замирать от рассказанных в ней жут-
ких историй, но после них уже не оставалось страхов
из-за своих заугольных и застенных шорохов, и Саня
засыпал.
Так Саня прожил неделю, потихоньку гордясь своей
самостоятельностью и хозяйственностью и беспокоясь
лишь о том, чтобы не нагрянула бабушка, от которой пока
не было никаких известий. (293 слова.)
Cборник изложений | Просмотров: 208 | Комментарии (0)


Мирский замок

Мирский замок
На автостраде Москва—Брест, недалеко от Столбцов,
есть примечательное место. Здесь автостраду пересекает
дорога, соединяющая древние белорусские города: Слуцк,
Копыль, Клецк, Несвиж, Кореличи, Новогрудок, Лиду.
Четыре-пять столетий назад эта дорога была своеобразным
оборонным поясом из стоящих в двадцати-тридцати
километрах друг от друга замков. До сих пор на их месте
сохранились холмы, откосы, а иногда каменные стены и
башни.
Как раз посредине древней «дороги замков» находит-
ся небольшой городской посёлок Мир. Его старинный
замок виден издалека. Сразу же привлекают внимание
высокие башни, расположенные по углам огромного че-
тырёхугольника, образованного крепостными стенами.
Со времени закладки Мирского замка прошло почти
пять веков. Из свидетелей той поры осталась кирпичная
кладка. В средневековье из кирпича делали всё: стены,
своды, полы, декоративные узоры и даже оконные пере-
плёты. Кирпичная кладка даёт специалистам первый
ключ для прочтения истории памятника, но оставляет и
много загадок.
Сейчас трудно, например, объяснить назначение вму-
рованной посредине южной стены замка каменной голо-
вы барана. Она могла быть и магическим знаком, и предостережением
врагам, и библейским символом. Загадоч-
ными остаются и знаки на некоторых кирпичах замка.
На них изображён круг, испещрённый лучевыми или
ёлочными чёрточками. Предполагают, что при помощи
знаков подсчитывали, сколько кирпича привезли на стройку
или сколько его уложили в стену. Но, пожалуй, наи-
больший интерес представляет следующее объяснение:
каждое поколение каменщиков прибавляло внутри знака
новую чёрточку как символ преемственности высокого
мастерства. Красота и прочность первоначальных замко-
вых стен убеждают в возможности такого предположения.
Достоин восхищения тот титанический труд, какой
вложили наши далёкие предки в эту каменную громади-
ну. Если бы Мирский замок пришлось разобрать и пере-
везти на другое место возами, их бы понадобилось двад-
цать две с половиной тысячи. (263 слова.)
Cборник изложений | Просмотров: 404 | Комментарии (0)


Глазами художника

Глазами художника
Однажды французский художник Клод Моне приехал
в Англию. Ему хотелось познакомиться с этой страной
и, конечно, порисовать. В Лондоне он увидел красивое
церковное здание — знаменитый собор Святого Петра,
или, как его называют в Англии, Вестминстерское аббат-
ство. Решив нарисовать собор, Моне выбрал место и начал
работать.
Лондон известен всему миру как город туманов. А в
то время, когда Моне рисовал, туман был настолько густым,
что еле-еле можно было рассмотреть очертания
зданий.
Моне так всё и изобразил. Когда картина была готова,
он показал её на выставке.
Лондонцы, увидев картину, начали смеяться. Дело в
том, что туман на этой картине был нарисован розовым.
«Приехал какой-то француз, — говорили они, — и ри-
сует всякую чепуху. Любому ребёнку известно, что туман
серый». Но когда возмущённые лондонцы вышли на улицу
и, желая убедиться в своей правоте, ещё раз внима-
тельно посмотрели на туман, то оказалось, что он розовый.
Лондон — город старых кирпичных зданий. Красная кирпичная
пыль висит в воздухе и, смешиваясь с туманом,
придаёт ему красноватый оттенок. Так художник увидел
то, что другие люди не замечали. С тех пор туман пере-
стал быть только серым. Моне даже прозвали создателем
лондонского тумана.
Сотни и тысячи людей проходят мимо разных инте-
ресных явлений и остаются равнодушными к ним. Они
их просто не замечают. Но вот это же явление видит
художник с острым глазом. Он запоминает его и потом
показывает другим людям.
Все всегда считали, что в ненастной погоде нет ниче-
го красивого и привлекательного. Но нашёлся человек,
который в осеннем ненастном дне сумел увидеть и богат-
ство красок, и особую неповторимую прелесть. Взгляну-
ли люди на его картины и удивились: «Как же так? Мы
всю жизнь проходили мимо такой красоты и не замеча-
ли её». (271 слово.)
Cборник изложений | Просмотров: 354 | Комментарии (0)


Спасение китов

Спасение китов
Это случилось давно, осенью 1988 года, когда неожи-
данно рано наступила зима. Толстые льды покрыли се-
верные моря и прижали к берегам Аляски несколько
серых калифорнийских китов. Животные метались на
узкой полоске чистой воды между ледяными торосами1
и скалистыми берегами. С каждым днём полоска воды
становилась всё меньше, и киты должны были погибнуть.
С берега за китами наблюдали жители посёлка, но помочь
им не могли: не было ледоколов, способных взломать
такие льды и пробить водный путь для погибающих мор-
ских животных.
Помощь пришла из страны, обладавшей тогда самым
мощным ледокольным флотом в мире. Ледокол «Адмирал
Макаров» и дизель-электроход «Владимир Арсеньев» с
рассветом подошли к огромным полям льда, тянущимся
почти до самого берега.
Первым, круша льды, пошёл ледокол, способный
взламывать даже мощнейшие торосы, за ним — дизель-
электроход. На обоих судах — опытные полярные капи-
таны, много лет работающие в Заполярье. Спокойные
команды, выверенные, чёткие решения, безукоризненное
исполнение. Тут все понимают друг друга почти без слов.
Работа предстояла сложная. Пробить такой лёд этим
гигантам было нетрудно, но как выйти точно на китов,
что мечутся на узкой полоске свободной воды? Как за-
ставить их пойти в пробитый проход, поверив людям?
Как не дать льдам вновь сомкнуться, похоронив под
собой животных? Такой практики моряки не имели. Ещё
неделю назад они шли в Заполярье на помощь гибнущим
сухогрузам и успешно спасали и людей, и корабли, и гру-
зы. То была часть обычной для них героической работы,
а здесь — киты, которые боятся людей и не понимают
их действий. Им не скажешь: «Следуйте за мной, я про-
веду вас к спасению». Их не убедишь, что ты спасатель,
а не китобой. Но эти немногословные люди, много раз
смотревшие в глаза опасности, сделали невероятное и
вывели морских исполинов в море. Киты ушли в своё
бесконечное плавание, забыв сказать добрым и смелым
людям спасибо, а отважные полярники опять пошли в
северные моря, где очередной корабль ждал их помощи.
Ныне во Владивостоке, в чудесном месте с видом на
Амурский залив, стоит памятник спасённым китам.
(317 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 256 | Комментарии (0)


Гуси, купающиеся в фонтане

Гуси, купающиеся в фонтане
Бронзовые скульптуры возле Комаровского рынка в
Минске появились в начале двухтысячных годов. Тогда
после реконструкции площади перед рынком был открыт
многоступенчатый фонтан, а вскоре вокруг него распо-
ложили несколько жанровых скульптур: «Дама с собач-
кой», «Фотограф», «Лошадь и воробей». Добрую улыбку
у горожан вызывает и появившаяся позже миниатюрная
композиция «Гуси, купающиеся в фонтане». Интересна
история этой композиции.
На взгляд руководителей рынка, беда была в том, что
в ту пору года, когда фонтан не работает, он пуст и ску-
чен. И они, безусловно, были правы. Зимой в фонтан
втыкали ёлки, чтобы как-то оживить и украсить место.
Скульптору Владимиру Жбанову предложили украсить
новый фонтан какими-нибудь фигурами. Однако это была
трудная задача, потому что вмешиваться в композицию
самого фонтана было нельзя.
Владимир Жбанов рассказывал, что его вдруг осенило:
ведь голуби-то вмешиваются, когда садятся на фонтан
целыми стаями, и автора фонтана этим не обижают. Он
решил, что фонтан могут оживить гуси у воды.
Гусей хотелось сделать как можно правдивее. Для
этого
скульптор отправился на базар и купил там белого
гуся, единственного, который был на продажу. Назвал
его Жбанов Сашкой. Сроки выполнения скульптуры были
крайне сжатые. Всё нужно было успеть сделать к празд-
нику фонтана, который отмечается весной. Во многом
скульптору помогли его коллеги. Характеры обоих гусей
делались с одной и той же модели — Сашки.
Как вспоминает Жбанов, он и его друзья-скульпторы,
помогавшие в работе, сначала предполагали по её окон-
чании съесть Сашку, зажаренного с яблоками. Но Сашка
за время работы над скульптурной композицией стал
другом. А разве позволило бы сердце художника съесть
друга?!
Поэтому возникла мысль передать гуся в зоопарк. Дирекция
зоопарка в Чижовке выделила ему клетку, где
он и поселился. Вот так и остался Сашка жить, хотя
уготована ему была совсем другая участь, как и любому
гусю, привезённому на рынок. (287 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 206 | Комментарии (0)