Страницы: « 1 2 ... 11 12 13 14 15 16 17 »


Счастье матери

Счастье матери
То, чем жила Анна Михайловна эти последние дни, о
чём думала и не могла всего передумать ночами, что
огорчало и радовало и, главное, было нерешённым, — всё
это встало перед ней снова.
Сыновья призывались в армию. Одному из них пола-
галась льгота — оставаться дома с матерью. Ребята вти-
хомолку спорили между собой: никто не хотел оставать-
ся дома.
Анне Михайловне было жалко и страшно расставать-
ся с сыновьями. Всё её материнское существо протесто-
вало против этого. Она жила сыновьями и для сыновей,
она не могла представить себе другой жизни. Сыновья
были её жизнью, её счастьем. И она хотела сберечь это
своё счастье. С этими мыслями она и не заметила, что
оказалась у дома. И, как всегда, дом порадовал её.
Высокий, в четыре окна по фасаду, с резными краше-
ными наличниками дом был окружён кустами чёрной
смородины, малины, крыжовника. У крыльца рос тополь,
обронив на землю тяжёлые листья. Сучья его были голы,
и только на самой вершине трепетали, слабо звеня, ма-
ленькие лёгкие листики.
Анна Михайловна проследила за полётом листьев,
пока они не скрылись из глаз, глянула на тополь — и ей
стало стыдно за свой страх.
Да, сыновья должны покинуть мать, чтобы сохранить
её настоящее и их будущее счастье. Они взрослые, ловкие,
сильные. Что им сделается? И, как всегда, она почув-
ствовала горделивую материнскую радость за сыновей.
Она застенчиво оглядела себя, маленькую, высохшую.
И как-то в первый раз по-настоящему поняла своё счастье.
Счастье её было не в том, что она жила богато, в новой
избе (так живут все, кто честно трудится). Счастье её,
матери, было в том, что она вырастила этих двух парней
и, повторяя её и мужа, сыновья продолжали их жизнь.
И не узенькая тропа пролегла в жизни для её ребят —
пролегла большая дорога, прямая, светлая.
Может быть, она, мать, скоро умрёт, но ей не страш-
но, потому что будут жить её сыновья; будут жить и
глядеть на мир её глазами, радоваться её сердцем, кипеть
её кровью. Так могла ли она, мать, стать сама себе попе-
рёк дороги?
Ей показалось, что она нашла ответ на вопрос, который
её мучил. (331 слово.)
Cборник изложений | Просмотров: 1104 | Комментарии (0)


Вот и пришла зима

Вот и пришла зима
Небо приспустилось почти до самых вершин сосен и
елей. Почти отвесно падал с неба крупный мокрый снег.
Дмитрий Андреевич вытянул руки с раскрытыми ладо-
нями, но ни одна снежинка не задержалась в них, пото-
му что они тут же таяли. Ещё кое-где у берега пробива-
лись среди рыжих стеблей умершей травы зелёные хохолки,
кувшинки давно стали серыми и дырявыми, лишь
золотистый камыш весело светился в снежной пляске.
Дмитрию Андреевичу захотелось посмотреть, как па-
дает снег в воду. Он спустился к самому берегу, присел
на просмоленный борт вытащенной наполовину лод-
ки. Стало тихо, будто природа сама удивилась столь
неожиданному превращению осени в зиму. Ни одна ветка
не шелохнётся на деревьях. Снег падал и падал...
Если долго смотреть на воду, то кажется, что хлопья
снега крошечными зонтиками опускаются на дно. Невоз-
можно было уследить, что происходит, когда снежинка
касается поверхности
воды. Была — и нет, будто на гла-
зах испарилась, а озёрная гладь всё такая же спокойная
и невозмутимая. Когда дождь шлёпается в воду, образу-
ются крошечные фонтанчики, слышится тоненький серебряный
звон, а снег падает бесшумно. И ещё на одно обратил
внимание Абросимов: если долго смотреть при снегопаде
на одно место, то скоро перестанешь различать, где
небо, где вода, будто они то и дело меняются местами.
Он почувствовал, как налипли снежинки на бровях,
ресницах. Коричневый плащ на плечах побелел, кепка
на голове становилась тяжелее. Где-то совсем неподалёку
прозвенели детские голоса, но снег всех превратил в не-
видимок. Голоса удалились в сторону парка, а сверху
послышался тихий звон, будто кто-то тронул струну арфы.
(245 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 1021 | Комментарии (0)


«Духовная пища»

«Духовная пища»
Тургенев говорил, что русский язык «великий и мо-
гучий». Но только почему же он не добавил, что русский
язык ещё и очень трудный? Забыл, наверное, как в шко-
ле с диктантами мучился.
Но, может быть, во времена Тургенева учителя не так
уж придирались и не снижали отметки за грязь и за
всякие там безударные гласные? А Сашка вот из-за этих
самых безударных должен сдавать переэкзаменовку. И он
стал обдумывать план своих будущих занятий.
Ему нужно было каждый день заучивать правила,
делать упражнения и писать диктанты. Прикинув в уме,
сколько в учебнике правил и упражнений, он решил, что
будет заниматься по три часа в день. Спaть будет по семь
часов, и, знaчит, четырнaдцaть чaсов у него остaнется
для купaния и всяких игр с друзьями. Ну, и для чтения,
конечно. Между прочим, учительницa говорилa, что если
много читaть, то обязaтельно будешь грaмотным. Но
Сашка не очень-то верил этому, потому что читaл он
много и зa день мог толстенную книгу проглотить, a диктaнты
писaл тaк, что в них крaсного учительского кaрaн-
дaшa было больше, чем его чернил.
Однaжды Сашка выскaзaл всё это своей учительнице.
Онa скaзaлa: «Если пищу срaзу проглaтывaют, онa вооб-
ще никaкой пользы не приносит. Её нaдо не спешa рaз-
жёвывaть». Сашке было непонятно, что общего между
пищей и книгaми. Тогдa учительницa скaзaлa, что кни-
ги — это тоже пищa, только духовнaя. Но он всё равно
не понимaл, кaк можно рaзжёвывaть «духовную пищу»,
то есть книги, не спешa, если так не терпится узнaть,
что будет дaльше и чем всё кончится. А если книгa не-
интереснaя, тaк её вообще «жевaть» не следует. В общем,
книги Сашке покa не помогaли спрaвляться с безудaр-
ными глaсными. (265 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 528 | Комментарии (0)


Случай с котёнком

Случай с котёнком
Как-то раз Валя, гуляя во дворе, увидел, как двое мальчишек
мучили котёнка. Один мальчик куском колбасы
манил котёнка к себе, а другой при каждой попытке
котёнка завладеть колбасой хватал его за хвост и оттаскивал
в сторону. Котёнок визжал от боли и разочарования,
дрожал, пытался кусаться, а мальчишки смеялись. Не-
подалёку от них стояли их отцы, разговаривали, изредка
поглядывая на своих детишек.
Валю эта сцена возмутила до глубины души.
— Ему же больно, — обратился он к одному из маль-
чишек, к тому, что держал за хвост котёнка.
Мальчишка удивлённо посмотрел на Валю, не выпуская
визжавшего котёнка, потом улыбнулся и миролюби-
во объяснил:
— Не-а. Не больно. Мы же с ним играем.
Ни слова не говоря, Валя схватил мальчишку за ноги
и перевернул его вниз головой. Мальчишка принялся
кричать и плакать, а Валя шептал ему на ухо:
— Чего же ты кричишь? Я же с тобой играю. Тебе же
совсем не больно.
Тут же вмешались взрослые. Сильные, грубые руки
ухватили Валю за шиворот, отняли у него мальчишку,
долго крутили Вале уши, точно собирались вырвать с
корнем.
Слёзы лились из Валиных глаз, но он не издал
ни звука.
Вот и весь случай. Вроде ничего особенного, но целую
неделю после него Валя не мог прийти в себя, мучился.
Но не уши были тому виной. Другое не давало Вале по-
коя. Будучи прав, он понёс наказание. Он думал о том,
что не может так быть, чтобы справедливость возмещалась
несправедливостью, а значит, где-то он, Валя, допустил
ошибку, повёл себя не так, как надо. «Но как надо было?
» — терзался Валя. (250 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 479 | Комментарии (0)


Карта Беринга

Карта Беринга
Вскоре мореплаватели наткнулись на большой остров
с отличной гаванью. Жители острова оказались алеутами1.
Вечером к капитану Куку явился пожилой алеут и вручил
письмо, написанное на неведомом языке.
— Кто прислал тебя? — спросил Кук.
— Русс, — ответил алеут, догадавшись, о чём его спрашивают.
Кук приказал разыскать русских. Два дня спустя
капрал возвратился в сопровождении трёх мужчин. Стар-
шего из них звали Яковом Ивановичем Сапожниковым.
Он был капитаном корабля, стоявшего у противополож-
ного берега.
На вид русские казались людьми простыми, не слиш-
ком искушёнными в науках, но всё же Кук решил пока-
зать гостям свою только что составленную карту островов,
расположенных между Азией и Америкой. Сапожников,
внимательно рассмотрев карту, вдруг вытащил из-за
пазухи сложенный лист бумаги. Это была карта тех же
самых островов. Но какая карта! Всё, что у Кука было
только приблизительно намечено, на русской карте было
зарисовано с точностью. Сколько здесь было не замечен-
ных Куком островов и подводных камней! У каждого
острова обозначены были все заливы, где могут останав-
ливаться суда.
— Откуда у вас эта карта? — закричал Кук. — Ведь
ей цены нет!
Сапожников что-то ответил по-русски, но Кук разобрал
только одно слово: «Беринг». Так вот оно что! Это карта
капитана Беринга!
Кук схватил карандаш и линейку и стал исправлять
свою карту, сверяя её с картой русских. Сперва он пере-
нёс очертания берегов, потом зачеркнул все названия,
которые он дал островам, и стал записывать русские названия.
Северо-западный выступ Америки, находивший-
ся так близко от Сибири, оказалось, называется полуостров
Аляска.
И только одно наименование Кук написал по-своему.
По синему пространству, разделяющему оба материка, он
сделал надпись: «Берингов пролив». (250 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 233 | Комментарии (0)


Второе дыхание

Второе дыхание
Первый подъём велосипедист преодолел довольно
легко. С горы открывалась впечатляющая панорама: до
самого горизонта простирались ровные гряды холмов.
Высокие, поросшие лесом, они шли перпендикулярно
гладкому шоссе, опоясывающему их.
Но Сергею было не до панорам, так как ветер неожиданно
переменился и из попутного превратился во встречный.
Подъёмы становились всё круче и продолжительнее,
и Сергей подумал, что его вряд ли надолго хватит. Он
приготовился уже съехать на обочину и остановиться, но
заметил: на вершине горы стоит автобус, из которого на
него кто-то смотрит. Сергею стало стыдно: он не мог сдаться
на глазах у людей. «Ещё чуть-чуть... ещё немного...» —
шептал он себе.
Сергей добрался до автобуса и поднял голову. Он уви-
дел, что на него смотрели из автобуса две смешные фи-
зиономии с короткими косичками и пышными голубыми
бантами. Сергей засмеялся, зачем-то помахал рукой, потом
спустился с горы и снова поднялся в гору, потом опять
спустился и опять поднялся. И тут он понял, что кризис
миновал, что пришло второе дыхание и вокруг него всё
стало иным.
Была гладкая, как зеркало, дорога, были ветер, ско-
рость и ощущение свободы, безграничной и абсолютной.
Сергей знал, что это называлось вторым дыханием, и это
было самым восхитительным ощущением, которое ему
приходилось испытывать. Он знал также, что оно всегда
наступало неожиданно, тогда, когда казалось, что всё
уже кончено, что бессмысленно продолжать борьбу, что
надо подчиниться своей усталости. И именно в этот мо-
мент надо суметь перебороть себя, найти в себе мужество
сделать ещё одно усилие, последнее, невозможное, и ещё
раз последнее, и совсем невозможное... И тогда прихо-
дило второе дыхание. (250 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 665 | Комментарии (0)


Защитник земли Русской

Защитник земли Русской
Александр Ярославич Невский, внук Владимира Мо-
номаха, родился в 1220 году в Переславле-Залесском.
Уже в три года будущего князя и воина перепоясали
мечом
и посадили на коня.
Александра учили всему, что пригодится будущему
князю: счёту, письму, книжной мудрости. Но главным,
конечно, было изучение ратного дела. Князь должен был
управлять конём и владеть оружием не хуже дружинни-
ков — профессиональных воинов. Получил он знания
о том, как вести осаду городов, сооружать осадные ма-
шины, как водить полки по незнакомой местности, как
уберегаться от вражеских засад и ставить засады для
противника.
Многое должен был постичь будущий пол-
ководец, и учился он, прежде всего, в деле, в походах
против шведов и датчан.
5 апреля 1242 года произошла знаменитая битва на
Чудском озере. Александр Невский построил свое войско
следующим образом: в центре за строем лучников распо-
ложил ополчение – вооружённых пеших воинов, за ними
поставили скованные цепями обозы, которые должны были
лишить тевтонских рыцарей возможности маневрировать
и уклоняться от ударов русского воинства. На флангах
— отборные княжеские дружины, состоявшие из про-
фессиональных воинов, один отряд — в засаде за скалистым
островком. Следует отметить, что князь учёл и другую
особенность театра военных действий. Правый фланг его
войска прикрывала река, где били подземные ключи,
отчего лёд при впадении реки в озеро был рыхлым и
хрупким. Александр Ярославич задумал втянуть в бой
рыцарскую «свинью»1, сковав её продвижение обозами
вблизи берега озера, а затем нанести сильный удар с
левого фланга и загнать на хрупкий лёд тяжеловоору-
жённых рыцарей. План князя был реализован полностью.
Эта победа над более сильным противником, одержан-
ная благодаря смекалке князя и самоотверженности русских
воинов, навсегда вписала имя Александра Невского
в ряды великих полководцев. (260 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 345 | Комментарии (0)


Филиппыч

Филиппыч
Филиппыч очень любит внука. И не только потому,
что тратит на него все силы, доверяет ему сокровенное,
но и потому, что видел: падают семена в благодатную
почву. Петька быстро постигал, что справедливо и что
несправедливо, что есть главное в человеке.
Петька тоже очень любит деда и гордится им. Дед
умеет выслушать, не задавая лишних вопросов, во всём
откроет неведомый смысл, никогда зря не осудит и не
поругает. Одного только не понимает Петька: отчего не
каждый уважает деда, если он такой замечательный?
Взять хотя бы этот прошлогодний случай.
Как-то они с дедом ездили за земляникой. На поляне
у берёзовой рощи набрали три стакана душистой ягоды.
Потом по-походному обедали, запивая чаем из термоса.
До остановки автобуса идти было далеко, поэтому сели
у дороги подождать попутной машины. Не заметили, как
подошли какие-то парни. Увидели корзинку с земляникой
и говорят: «Ты пенсионер, тебе делать нечего, пособирай
ещё. А нам на свадьбу надо. Будет подарок невесте». Дед
им сказал: «Если б попросили, поделился бы, а раз ото-
брать вздумали, не получите!» Но они рассмеялись в
ответ,
схватили корзинку и убежали. Дедушка только
головой покачал, а он, Петька, заплакал. Ягоды не было
жалко ни капельки. Было жалко дедушку. Но дедушка
будто бы и не расстроился.
— Чего плачешь? Думаешь, все такие? Это же бессо-
вестные люди. Совесть потеряли и теперь как звери.
Разве зверей научишь чему-нибудь путному?
Правильно объяснил, конечно; звери не понимают,
когда им говорят, но он, Петька, заревел ещё пуще. Ста-
ло страшно: потеряешь совесть — и уж тогда ни за что
не поймёшь человеческого слова. (249 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 406 | Комментарии (0)


Право на любовь

Право на любовь
На открытых окнах развевались белые занавеси, в прозрачных
вазах стояли букеты чудесных цветов. В одну
из ваз поставили цветущую ветку яблони, всю осыпанную
нежными полураспустившимися розовыми бутонами.
Как красиво было! Ветка знала, как она хороша, и воз-
гордилась.
Её поставили как раз против открытого окна, откуда
ей были видны сад и поле, так что она вдоволь могла
наглядеться на разные цветы и растения и подумать о
разнице между ними. Там было много всяких: и роскош-
ных, и простых, даже слишком простых.
«Одни служат для красоты, другие только для пользы,
а без третьих и вовсе можно обойтись», — думала ветка.
И ветка смотрела на полевые цветы, которыми кишмя
кишели все поля и даже канавы, с каким-то сострадани-
ем. Никто не собирал их в букеты для людей: они были
слишком обыкновенны. Но тут появился солнечный луч
и поцеловал цветущую ветку, однако поцеловал и непри-
метные цветочки, росшие в поле. Другие братья его —
солнечные лучи — тоже целовали бедные цветочки на-
равне с самыми пышными.
«Все любуются тобою, но и каждый этот бедненький
цветочек наделён не меньшею красотой. И как ни раз-
личны вы, всё же вы все остаётесь детьми одного царства
прекрасного», — проговорил солнечный луч. Он
ещё раз поцеловал полевые цветочки, а потом поцеловал
цветущую ветку, и лепестки её как будто слегка
покраснели.
Ветка яблони никогда не задумывалась о том, сколь-
ко красоты и добра может быть скрыто в каждом созда-
нии, скрыто, но не забыто. А солнечный луч знал: всё,
что одарено жизнью, имеет право на любовь. (240 слов.)
Cборник изложений | Просмотров: 1526 | Комментарии (0)


Голубь

Голубь
Голубь с незапамятных времён служит эмблемою чи-
стоты, кротости и любви, так как все эти качества при-
надлежат ему по праву.
Любовь голубя к голубке и общая их нежность к детям
признаны всем народом русским и засвидетельствованы
в его песнях и поговорках.
Слова ласки и сожаления, «голубчик» и «голубушка»,
постоянно слышны в речах простого народа. Хотят ли
сказать, как ладно живёт муж с женой, как дружны брат
с сестрой, непременно скажут: «Они живут, как голубь
с голубкой, не наглядятся друг на друга». В современном
мире два целующихся голубка являются символом влюблённых.
Желая выразить чьё-нибудь простодушие или доброту,
говорят: «У него голубиная душа». Сострадая чужой беде,
всякая крестьянка скажет: «Ох, моя голубушка, натер-
пелась она горя». Из-за преданности своему потомству
голубь символизирует материнские чувства.
Сама наружность голубя выражает эти качества: как
он всегда чист и опрятен, как соразмерны все части его
тела! Во всех движениях нет ничего порывистого, резко-
го: всё так кротко, спокойно, грациозно. Народ глубоко
чувствует нравственные качества голубей и питает к ним
особенную любовь.
В древности голубь был символом мира и плодородия.
Упоминание об этом символе встречается во многих куль-
турах и религиях. Голубя почитают и как почтовую
птицу. Белый почтовый голубь с оливковой ветвью в
клюве, извещавший греческие полисы1 о победителе
Олимпийских игр, стал прообразом голубя мира, так как
во время игр в Греции объявлялся мир.
Многие домохозяева кормят голубей хлебными зёрна-
ми, ставят им полки для гнёзд, и всякий хозяин считает
благоприятным знаком, если голуби хорошо приживают-
ся у него на дворе. (241 слово.)
Cборник изложений | Просмотров: 1251 | Комментарии (0)