История Беларуси 9 класс Билет 22
Билеты по Истории Беларуси 9 класс | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
Cодерджание билета: |
I. БССР во второй половине 1940-х – 1980-ые гг.: основные достижения в области образования, науки, культуры.
1. После ВОВ возобновлялось обучение детей. Открывались новые школы и проходила ликвидация безграмотности. В первой половине 1970-х был завершен переход к всеобщему среднему образованию. В БССР действовала более 30 высших учебных заведений. 2. Значительный вклад в науку внёс Купревич, работал в обл. ботаники, почвоведения, физиологи. Ведущая роль в развитии науки - Академия наук БССР. Академик Мацепуро - технологии освоения заболоченных земель и уборки картофеля. Климук и Коваленок - первыми среди белорусов летчиками-космонавтами СССР. Укреплению обороноспособности СССР способствовал Зельдович ("Катюша", советская атомная бомба). 3. Деятели бел лит внесли большой вклад в отображение суровой правды о войне. Михась Лыньков "Незабываемые дни", Василь Быков "Журавлиный крик", "Сотников", "Знак беды". Историческая тематика в бел лит представлена в романе Ивана Мележа "Люди на болоте". Произведения Владимира Короткевича были посвящены восстанию 1863-1864 ("Колосья под серпом твоим", "Кастусь Калиновский"). 4. В Купаловском театре была поставлена пьеса "Заложники" о Шмыреве и его семье. 5. В живописи тема борьбы против немецко-фашистских захватчиков стала определяющей (Евгений Зайцев "Оборона Брестской крепости" (1941), М. Савицкий "Цифры на сердце"). 6. В белорусском кинематографе широкой популярностью пользовались фильмы киностудии "Беларусьфильм" ("Девочка ищет отца", "Белые Росы"). 7. Становление песенного творчество в республике происходило благодаря вокально-инструментальному ансамблю "Песняры" под управлением Владимира Мулявина.
II. Практическое задание. Хозяйственное развитие белорусских земель в XIX – начале ХХ в.
1. Социально-экономическое положение в первой половине XIX в. характеризовалось наличием фольварочно-барщинной системы и полной личной зависимостью крестьян. За землю платили чинш/оброк, барщина 12 дн./нед. - не вызывали материальной заинтересованности. Правительство провело аграрную реформу 1840-1857 по инициативе П.Д. Киселева. Цель: остановить процесс объединения крестьян. Итоги: увеличению наделов государственных крестьян и уменьшению их повинностей. В 1844—1857 была проведена инвентарная реформа в помещичьей деревне. Крепостные крестьяне должны были выполнить разные повинности, закрепленные в инвентарях. Суть: регулировании размеров наделов и крестьянских повинностей. Но реформа вызвала сопротивление помещиков. В XIX промышленный переворот, переход от ремесленного производства к фабричному. 2. 19.02.1861 крестьяне получили личную свободу и гражданские права. Выкупали землю по завышенной цене. Государство давало деньги (рассчитаться с помещиками). Возвращали долг 49 лет с %. До выкупа земли крестьяне были временнообязанными и платили чинш. Поземельные отношения крестьян и помещиков оформлялись в уставных грамотах. 3. Столыпинская аграрная реформа началась с 1906 г. по инициативе Столыпина. Цель: разрушение крестьянской общины. Крестьяне могли закрепить землю в отрубе. Если переселяться из деревни на участок за ее пределами, то это хутор. К созданию хуторского хозяйства стремились кулаки - источники формирования буржуазии. Столыпин предложил решить вопрос с малоземельем путем переселения в Сибирь (10% крестьян вернулись назад-недостаток помощи). Результат - развитие капитализма в с/х по «американскому пути». С 1911 введены земства - выборные органы местного самоуправления. 4. Переход от мануфактурного к фабричному производству. Развитие: деревообработка и винокурение (табачная фабрика в Гродно), картонно-бумажного и спичечного производства (Пинск, Борисов). 5. В первую очередь росли города, ставшие железнодорожными станциями.