Билет 10


Cодерджание билета:

  1. Политика белорусизации: особенности национальных отношений и основные мероприятия
  2. Курс на ускорение социально-экономического развития БССР во второй половине 1980-х гг.: основные направления и попытки реализации
  3. Сравнительная характеристика событий (процессов) истории Беларуси по предложенным или самостоятельно определенным признакам

1.Политика белорусизации: особенности национальных отношений и основные мероприятия

Белорусизация как составная часть советской национальной политики. Белорусизацией называется политика Коммунистической партии (большевиков) Беларуси в период с 1924 г. до конца 1920-х гг., которая содействовала национально-государственному и национально-культурному строительству БССР. Белорусизация предусматривала целый комплекс мероприятий по возрождению белорусской культуры, школы, языка. Среди них: перевод обучения в школах преимущественно на белорусский язык; перевод государственного аппарата на белорусский язык; выдвижение белорусов по национальности на управленческие должности (коренизация); организация научно-исследовательской деятельности по всестороннему изучению Беларуси. В 1922 г. по инициативе народного комиссара просвещения Всеволода Макаровича Игнатовского был организован Институт белорусской культуры (Инбелкульт). Решение языкового вопроса. В годы белорусизации государственными были объявлены сразу четыре языка — белорусский, русский, еврейский и польский. Такой подход учитывал особенность национальных отношений в Беларуси. Согласно переписи населения 1926 г. в БССР проживало 80,6 % белорусов, 8,2 % евреев, 7,7 % русских, 2 % поляков. В некоторых белорусских городах и местечках евреи и русские составляли до 40—60 % жителей. В связи с этим языковая ситуация в БССР была специфической: город был русскоязычным, а деревня — белорусскоязычной. В Конституции БССР 1927 г. было законодательно закреплено положение о том, что благодаря значительному преобладанию в БССР «населения белорусской национальности белорусский язык определялся как язык, преобладающий для взаимоотношений между государственными, профессиональными и общественными учреждениями и организациями». Противоречия в проведении политики белорусизации и ее значение. Представители БССР рассматривали белорусизацию как составляющую часть советской национальной политики, средство развития белорусского языка и культуры, которое важно для завершения процесса формирования белорусской нации и повышения роли коренной национальности в общественно-политической жизни республики. В то же время руководство СССР видело в проведении политики белорусизации якобы националистические проявления, которые мешали строительству социализма. Существовали также противоречия между сторонниками и противниками белорусизации. Белорусская государственная, партийная, научная и культурная элита всесторонне способствовала проведению белорусизации в жизнь. Но чиновники, ученые, деятели культуры из среды еврейской, русской и других национальных меньшинств не поддержали белорусизацию, так как видели в ней средство принудительного насаждения всего белорусского. Бывали случаи применения административных методов ее проведения, нарушался принцип добровольности в пользовании тем или иным языком, а знание белорусского языка могло быть важнее, чем профессиональные качества человека. В конце 1920-х гг. проведение политики белорусизации было приостановлено. Многие политические и государственные деятели, представители научной и культурной элиты БССР были обвинены в разжигании национализма, попытке отделить республику от СССР и реставрировать здесь капитализм.


2.Курс на ускорение социально-экономического развития БССР во второй половине 1980-х гг.: основные направления и попытки реализации

Выбор пути развития экономики. Попытки ускорения социально-экономического развития БССР, как и СССР в целом, были вызваны снижением его показателей в 1970-х — первой половине 1980-х гг., а также отставанием экономики от достижений научно- технической революции по эффективности, техническому и технологическому уровню. Застой (стагнация) в экономике обусловил необходимость проведения экономической реформы. Партийным руководством был выбран «курс на ускорение социально-экономического развития страны». Он предусматривал переход на интенсивный путь развития экономики на основе увеличения качественных показателей за счет использования новейших достижений науки и техники, приоритетного развития машиностроения как базы этого процесса, роста производительности труда. Реализация курса на ускорение социально-экономического развития в области промышленности. Основной задачей разработанного плана развития народного хозяйства БССР на 1986—1990 гг. был определен переход от преимущественно административных методов управления к экономическим. Планировалось соединить административные методы управления «сверху» с самоуправлением «снизу» на местах. В 1987 г. был принят Закон «О государственном предприятии», согласно которому роль центральных министерств ограничивалась подготовкой контрольных цифр развития и определением госзаказа. Продукция, которая производилась предприятиями сверх госзаказа, могла реализовываться по рыночным ценам. На предприятиях внедрялись хозяйственный расчет и самофинансирование. Предполагалось, что предприятия будут сами зарабатывать деньги за счет доходов от реализации своей продукции и не будут нуждаться в государственном финансировании. Однако предприятия сами стремились вернуться под опеку министерств, чтобы добиться как можно большего госзаказа. В конце 1980-х гг. народное хозяйство БССР по-прежнему оставалось во власти административно-командной системы управления с опорой исключительно на государственную форму собственности на средства производства. Социально-экономическое положение продолжало ухудшаться. Начала расти инфляция — обесценивание бумажных денег, то есть падение их покупательной способности в результате повышения цен на товары и услуги. Главным достижением экономического развития БССР во второй половине 1980-х гг. стала постепенная переориентация с выпуска товаров тяжелой промышленности на выпуск товаров легкой промышленности. Впервые товары народного потребления стали выпускаться опережающими темпами. Положение в сельском хозяйстве. В сельском хозяйстве сохранялась колхозная форма производства. В условиях существования разницы между высокими ценами на промышленные товары и низкими государственными закупочными ценами на сельскохозяйственную продукцию колхозы почти перестали приобретать необходимую технику. Сократилось использование удобрений. Началось падение производства продуктов питания. Для обеспечения населения продуктами была введена система талонов. В этих условиях стали подниматься вопросы о необходимости перехода к разнообразным формам хозяйствования на земле. В 1990 г. был принят Закон «О собственности», предусматривавший частную, коллективную и государственную собственность. В 1991 г. был принят Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Однако фермерских хозяйств в Беларуси было создано очень мало. Чернобыльская катастрофа. Экономическое положение БССР ухудшилось в связи с аварией на Чернобыльской атомной электростанции 26 апреля 1986 г. Пожар, возникший на одном из блоков Чернобыльской АЭС, удалось локализовать благодаря самоотверженности пожарников, в том числе жителя Брагина белоруса Василия Ивановича Игнатенко. Он получил острое поражение лучевой болезнью. Посмертно награжден советским орденом Красного Знамени, а в 2006 г. за героический подвиг во имя жизни нынешних и будущих поколений ему присвоено звание Героя Украины. Тысячи участников преодоления последствий аварии получили в народе название «ликвидаторов». Авария нанесла Беларуси потери, равные 32 республиканским бюджетам 1985 г. 23 % территории республики были загрязнены радиоактивными изотопами, которые долго не распадаются. От радиоактивного загрязнения пострадали 2,3 млн человек, то есть каждый пятый житель Беларуси. Из хозяйственного оборота было выведено 20 % земель. Правительством БССР была разработана и в 1989 г. принята долгосрочная государственная программа ликвидации последствий аварии. С загрязненных территорий на новое место жительства было отселено более 135 тыс. человек. Для переселенцев построено много жилья. В белорусском секторе 30-километровой зоны отселения вокруг станции был создан Полесский радиационно-экологический заповедник.


3.Сравнительная характеристика событий (процессов) истории Беларуси по предложенным или самостоятельно определенным признакам Сравнение социально-экономического развития Советской Беларуси и Западной Беларуси, входившей в состав Польши в 1920— 1930-е гг.

Характеристика промышленного развития связана с проведением в БССР ускоренной индустриализации и превращением Западной Беларуси в аграрный придаток промышленных районов Польши, рынок сбыта продукции, источник дешевого сырья и рабочей силы. В сельском хозяйстве БССР осуществлялась политика сплошной коллективизации, при которой индивидуальные крестьянские хозяйства становились коллективными. Но вместе с тем нарушались принципы добровольности и постепенности в создании колхозов и проведении раскулачивания, что привело к деформации законности и потере экономического эффекта. В Западной Беларуси более 80 % населения занималось сельским хозяйством в условиях, когда почти половина земельного фонда принадлежала крупным помещикам (менее 1 % жителей), а польскими властями проводилась политика насаждения осадников (польских колонистов) и эксплуатации крестьян-бедняков, которые составляли около 70 % сельского населения.


БИЛЕТЫ
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25