Билет 22


Cодерджание билета:

  1. Становление партизанского и подпольного движения против немецко-фашистских оккупантов на территории Беларуси
  2. Внешняя политика Республики Беларусь: формирование и реализация многовекторного сотрудничества
  3. Анализ исторического явления на основе статистических данных

1.Становление партизанского и подпольного движения против немецко-фашистских оккупантов на территории Беларуси

Создание первых партизанских отрядов. На оккупированной территории постепенно разворачивалось партизанское движение. Оно представляло собой вооруженную борьбу широких слоев населения, которое было объединено в организованные формирования и вело боевые действия против захватчиков за свободу и независимость БССР. Уже на пятый день войны в Пинском районе был сформирован партизанский отряд, который возглавлял Василий Захарович Корж. В первые дни войны в Октябрьском районе Полесской области был создан партизанский отряд «Красный Октябрь», который возглавил Тихон Бумажков, а потом Федор Павловский. Им первым из советских партизан б августа 1941 г. было присвоено звание Героя Советского Союза. В июле 1941 г. рабочие картонной фабрики в поселке Пудоть Су- ражского района организовали партизанский отряд под руководством директора Миная Филипповича Шмырёва (партизанский псевдоним Батька Минай). Германские оккупанты захватили в качестве заложников четверых детей Батьки Миная и потребовали, чтобы он сдался в плен в обмен на спасение детей. Старшая дочь сумела тайно передать записку из тюремного застенка, в которой просила отца не верить врагам. Долг коммуниста и командира партизанского отряда требовал продолжения борьбы с врагом, а обязанность отца — спасения детей. Решение Батьки Миная было нелегким и непростым. За свой патриотический выбор он заплатил жизнью детей, которых расстреляли. Партизанские отряды М. Ф. Шмырёва и другие вступили в непосредственное взаимодействие с войсками Калининского фронта, которые вышли к границе Беларуси на Витебском направлении. Совместными усилиями по линии фронта был образован 40-километровый проход, который существовал в феврале — сентябре 1942 г. Это были известные Суражские (Витебские) «ворота». Они позволили передать партизанам необходимое вооружение и установить оперативную связь с советским командованием. Антифашистские патриотические организации. Подпольная борьба представляла собой нелегальную деятельность организаций и представителей местного населения на оккупированной врагом территории и была направлена на срыв оккупационной политики. Диверсионную деятельность на крупном железнодорожном узле «Орша» развернул бывший начальник паровозного депо Константин Сергеевич Заслонов. Его люди начали делать мины, внешне похожие на куски угля, которые через угольные склады подбрасывали в паровозные топки. Таким образом заслоновцы вывели из строя более 200 паровозов и осуществили около 100 крушений поездов. Подполье в Минске осенью 1941 г. возглавил секретарь Минского подпольного городского комитета КП(б)Б Исай Казинец. Иван Кабушкин по заданию руководства добывал оружие и боеприпасы, спасал людей из лагерей смерти. Группа Николая Кедышко распространяла листовки, организовывала побеги военнопленных, совершала диверсии на минских предприятиях. Помощь подпольщикам и партизанам оказывал профессор Евгений Клумов, который работал в 3-й клинической больнице Минска. Он передавал медикаменты, способствовал оборудованию полевых госпиталей. Гитлеровцы предлагали профессору сотрудничать с ними, однако он отказался, погиб в машине-«душегубке», внутрь которой была выведена труба с выхлопными газами. Минским подпольщикам посмертно после войны было присвоено звание Героя Советского Союза.

2. Внешняя политика Республики Беларусь: формирование и реализация многовекторного сотрудничества

Республика Беларусь придерживается многовекторного внешнеполитического курса, выбрав стратегию «равной приближенности» к Востоку и Западу, что дает нашей стране шанс эффективно использовать свое геополитическое положение и транзитный потенциал. Деятельность Беларуси в Организации Объединенных Наций (ООН). Беларусь учитывает рекомендации «Порядка дня на XXI век». Этот документ был принят на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. с участием представителей 179 стран мира. В нем предусматривается программа мирового сотрудничества с целью гармонизации взаимоотношений между человеком и природой. Беларусь получила помощь по линии ООН, которая приняла специальную резолюцию «Международное сотрудничество в деле смягчения и преодоления последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции». Вместе с представителями 189 государств Беларусь в 2000 г. подписала на саммите в Нью-Йорке Декларацию тысячелетия. Это базовый документ, направленный на достижение к 2015 г. целей, связанных с улучшением положения человека, преодолением бедности, нищеты и голода, укреплением здоровья, обеспечением безопасности, охраной окружающей среды, защитой прав и демократии. В целях реализации Декларации тысячелетия ООН по инициативе Беларуси приняла в 2010 г. Глобальный план действий по борьбе с торговлей людьми. Развитие взаимоотношений между Беларусью и Россией. В мае 1995 г. на республиканском референдуме большинство белорусских избирателей высказалось за углубление интеграции с Россией. 2 апреля 1996 г. подписан Договор о создании Сообщества Беларуси и России, а день 2 апреля был объявлен Днем единения народов Беларуси и России. 2 апреля 1997 г. был образован Союз Беларуси и России, который стал моделью межгосударственного объединения с высокой степенью политической и экономической интеграции. 8 декабря 1999 г. был подписан Договор о создании Союзного государства Беларуси и России, который предусматривает не механическое слияние двух государств или поглощение одного государства другим, а их объединение для реализации взаимовыгодных задач при сохранении за Беларусью и Россией статуса субъектов международного права. Укрепление связей Республики Беларусь со странами СНГ. С середины 1990-х гг. приоритетным направлением стало развитие на равноправной и взаимовыгодной основе связей со странами Содружества Независимых Государств. В 1995 г. Республика Беларусь создала с Россией и Казахстаном Таможенный союз, который в 2000 г. был преобразован в новое интеграционное объединение — Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) с участием Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана (с 2006 г.). Для Беларуси с ее развитым промышленным потенциалом и преобладанием перерабатывающих отраслей промышленности участие в ЕврАзЭС представляет большой рынок сбыта такой продукции, как тракторы, грузовые автомобили, холодильники, мебель и др. В 2007 г. подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза между Беларусью, Россией и Казахстаном. С началом действия Таможенного союза образуется общий рынок товаров, рабочей силы и капиталов с огромной территорией и населением около 170 млн человек, на котором каждый товар может свободно перемещаться между тремя странами без таможенного оформления. В 2011 г. президенты Беларуси, России и Казахстана подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции, которая означала постепенный переход от действующего Таможенного союза к формированию Единого экономического пространства и далее к созданию на ее основе к 2015 г. Евразийского экономического союза (по аналогии с Европейским Союзом). В 1993 г. Беларусь присоединилась к Договору о создании системы коллективной безопасности СНГ с оговоркой, что белорусские военнослужащие не будут участвовать в боевых действиях за пределами Беларуси. В 2002 г. руководителй Беларуси, России, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана подписали Устав Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Это межправительственная региональная военно-политическая организация шести государств, которая имеет оборонительную направленность и основана на приоритете политических средств по предупреждению и ликвидации военных конфликтов. Страны ОДКБ накапливают опыт взаимодействия вооруженных сил, сотрудничают по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Отношения Беларуси с государствами Центральной и Восточной Европы. Важнейшим направлением внешнеполитической дея- ч тельности является сотрудничество Республики Беларусь с такими организациями, как Совет Европы, а также Европейский Союз. После проведения республиканского референдума 24 ноября 1996 г. политические отношения Беларуси с Западом начали ухудшаться. В 1997 г. министры иностранных дел стран Европейского Союза приняли решение о «замораживании» контактов с Беларусью на политическом уровне. Несмотря на политическое отдаление от Запада, программы экономического сотрудничества с Республикой Беларусь продолжились. Европейский Союз является одним из ключевых торгово-экономических партнеров Беларуси, занимает вторую позицию после России. Беларусь в 2009 г. вошла вместе с Украиной, Грузией, Арменией, Азербайджаном в созданное под эгидой Евросоюза объединение «Восточное партнерство», которое пока имеет больше символический характер, чем практический. Западный вектор внешней политики Беларуси имеет перспективу гармонизации отношений, связанную с восстановлением взаимного довериями разрушением негативных стереотипов борьбы. Республика Беларусь выступает за Европу без разделительных границ, свободную от блокового мышления как реликта «холодной войны». Наша страна придерживается образа Европы, которая построена на основе коллективной ответственности за будущее всего континента.

Роль Беларуси в поддержании безопасности в Европе. Наша страна стремится приобрести статус нейтрального государства. Внешнеполитический курс такой страны характеризуется неучастием в вооруженных конфликтах (войнах). Беларусь присоединилась к Договору об обычных вооруженных силах в Европе, который регулирует их количество и расположение, а также к международным договорам о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, нераспространению ядерного оружия. В результате все ядерное оружие, располагавшееся ранее на территории Беларуси, было выведено за ее пределы. Беларусь вместе с Украиной стали первыми в мире государствами, которые добровольно отказались от обладания ядерным оружием, стали участниками Международного договора о нераспространении ядерного оружия. В 1992 г. Республика Беларусь стала членом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Беларусь в 1995 г. в качестве партнера присоединилась к программе НАТО «Партнерство ради мира», в которой кроме стран — членов НАТО участвует 17 государств. Эта программа направлена на создание партнерства как постоянного элемента структуры европейской безопасности. Наша страна исходит из того, что ни одно из государств, в том числе страны НАТО, на современном этапе не является для нас потенциальным противником.

3. Анализ исторического явления на основе статистических данных

Сотрудничество Беларуси со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки. В 1998 г. Беларусь стала членом Движения неприсоединения — внешнеполитического курса, направленного на неприсоединение к многосторонним военным союзам после Второй мировой войны. На долю 118 стран — участниц Движения неприсоединения, а это более 60 % стран ООН, приходится 51 % населения планеты, 86 % мировых запасов нефти, 44 % лесов. Участие в этом движении способствует продвижению интересов Беларуси на многостороннем уровне с учетом постепенного формирования многополярного мира. Беларусь с середины 1990-х гг. установила стратегические партнерские отношения с Китаем. Реализован ряд совместных проектов. Согласно достигнутым соглашениям с участием китайского капитала предусматривается создание Белорусско-Китайского индустриального парка на 600 тысяч рабочих мест. В Китае в свою очередь созданы предприятия по сборке, сбыту и сервисному обслуживанию карьерных самосвалов БелАЗ, тракторов «Беларус», кормоуборочной техники. В Латинской Америке начиная с 2005 г. развиваются взаимоотношения между Беларусью и Венесуэлой, чему способствовала позиция Президента Венесуэлы Уго Чавеса. По двусторонним договоренностям наша страна получила венесуэльскую нефть, в добыче которой принимают участие белорусские специалисты. В Венесуэле используются белорусские технологии строительства жилья, создается производство автомобильной и сельскохозяйственной техники (МАЗов, БелАЗов и тракторов). произошло уменьшение доли крестьянских хозяйств в колхозах до 11%. Такие количественные показатели свидетельствуют о политике сплошной коллективизации сельского хозяйства, теоретическим обоснованием которой стала статья И. В. Сталина «Год великого перелома», опубликованная в газете «Правда» в 1929 г. Однако нарушение принципа добровольности и применение силовых методов при создании колхозов вызвало недовольство крестьянства. В марте 1930 г. была опубликована еще одна статья И. В. Сталина «Головокружение от успехов», в которой отмечались перегибы партлинии в колхозном движении, исправление которых было связано с выходом крестьян из колхозов.


БИЛЕТЫ
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25