Билет 16


Cодерджание билета:

  1. Литература и искусство БССР в конце 1920-х — 1930-е гг.: условия развития и основные направления творчества
  2. Становление суверенной Республики Беларусь: основные этапы и направления развития
  3. Характеристика социально-экономического (внешнеполитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту

1.Литература и искусство БССР в конце 1920-х — 1930-е гг.: условия развития и основные направления творчества

Условия развития культуры в БССР. Весь комплекс преобразований в области культуры, науки, образования, литературы, искусства в 1930-е гг. получил название «культурная революция». Культурные преобразования находились под контролем коммунистической партии и государства. В области литературы и искусства, в средствах массовой информации основным художественным методом стал социалистический реализм, согласно которому происходила идеализация революционных событий и существующего в стране общественного строя, а советский человек представлялся как творец и хозяин новой жизни. Командно-силовые методы управления обществом сопровождались репрессиями против национальной интеллигенции. Ее обвинили в якобы враждебной советскому строю деятельности с целью восстановления капитализма в Беларуси и отсоединения БССР от СССР. В 1931 г. якобы за принадлежность к «Союзу освобождения Беларуси» (СОБ), которого вообще не существовало, было арестовано около 100 человек, большинство из которых составляли деятели науки, искусства, литературы. Роль руководителя СОБ приписывалась народному писателю Янке Купале. Вернувшись домой после очередного допроса в ноябре 1930 г., он предпринял попытку самоубийства. «Лучше смерть физическая, чем политическая», — писал он в предсмертном письме. Первый президент Белорусской Академии наук Всеволод Макарович Игнатовский был обвинен в том, что в своей научной деятельности на первое место ставил национальные, а не классовые вопросы. Не выдержав издевательств и в знак протеста против необоснованных обвинений, он застрелился после одного из допросов. Контрреволюционными элементами и шпионами провозглашались деятели театрального искусства, талантливые режиссеры и самобытные актеры. Так, за «четко националистическое содержание» обличался спектакль «Скорина — сын из Полоцка», где идеализировался «монах-иезуит» Скорина, который «осчастливил белорусские рабочие массы переводом на белорусский язык Евангелия». Основные направления и тематика в творчестве белорусских писателей. Лучшим прозаическим произведением 1930-х гг. стала повесть Якуба Коласа «Трясина», созданная на основе конкретных «В огне рожденная», посвященный 10-летию образования БССР. В послевоенные годы Корш-Саблин стал народным артистом Беларуси и СССР, художественным руководителем киностудии «Беларусьфильм». В 1930 г. кинорежиссер Юрий Тарич снял первый белорусский звуковой фильм. Изобразительное искусство. Художники создавали главным образом картины, посвященные революционным событиям и установлению советской власти, героям Гражданской войны и мирного строительства, образам В. И. Ленина, И. В. Сталина. Молодой художник Иван Ахремчик стал известен как автор картин «Подписание Манифеста об образовании БССР», «Вступление Красной Армии в Минск». Хрестоматийным стало произведение Исаака Давидовича «Курловский расстрел», посвященное событиям 18 октября 1905 г. в Минске. Белорусский и русский живописец-пейзажист Витольд Бялыницкий-Бируля значительное внимание в своем творчестве уделял образу весны. Художник посвятил ей около 200 полотен и использовал слово «весна» в названии 120 картин. В жанре пейзажа работал Владимир Кудревич, кисти которого принадлежат лирические полотна, среди которых «На Купалье», а также акварели, посвященные теме преобразования природы Беларуси «Электростанция над Двиной», «БелГРЭС» и др.


2.Становление суверенной Республики Беларусь: основные этапы и направления развития

Оформление государственного суверенитета Республики Беларусь. Процесс провозглашения государственного суверенитета — политической независимости и самостоятельности государства во внутренней и внешней политике, не допускающей иностранного вмешательства, — связан с принятием Декларации о государственном суверенитете БССР 27 июля 1990 г. и приданием ей конституционного статуса 25 августа 1991 г. 19 сентября 1991 г. было утверждено новое название нашей страны — Республика Беларусь и ее государственные символы. С этого момента новейшей истории Беларуси началось становление суверенного государства. В конце 1991 г. прекратил свое существование Союз Советских Социалистических Республик, хотя большинство населения БССР оставалось сторонником сохранения СССР. На постсоветском пространстве 8 декабря 1991 г. было образовано Содружество Независимых Государств (СНГ). Для преодоления кризиса, связанного с распадом СССР, необходимо было определить модель будущего общественного и экономического развития Республики Беларусь, которая являлась парламентской республикой. Введение в Республике Беларусь в 1994 г. президентской формы правления положило начало новому этапу развития нашей страны, связанному с разработкой и реализацией программы вывода страны из кризиса и ее дальнейшего развития. Становление и развитие политической системы. В первой половине 1990-х гг. на первом месте стояла проблема взаимоотношений между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти. Эта проблема была связана с осуществлением принципа разделения властей, который вместе с принципом верховенства законов — обязательным соблюдением всеми государственными органами и должностными лицами законов, а также равенством всех людей перед законом и реализацией их прав и свобод — составляет признаки правового государства. Согласно Конституции, принятой 15 марта 1994 г., Республика Беларусь была провозглашена правовым государством. С целью обеспечения эффективного функционирования всех ветвей власти в Республике Беларусь 24 ноября 1996 г. был проведен республиканский референдум — всенародное голосование. На нем народ, как единственный источник власти в Республике Беларусь, высказался за принятие новой редакции Конституции Республики Беларусь с изменениями и дополнениями. Новая редакция Конституции означала создание в нашей республике сильной президентской власти. Главой государства стал Президент Республики Беларусь. На республиканском референдуме 2004 г. было поддержано предложение о снятии ограничения сроков полномочий Президента. Представительным и законодательным органом государственной власти является Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь. Исполнительным органом государственной власти является Правительство — Совет Министров Республики Беларусь. Судебная власть принадлежит судам разных уровней. Особенностью развития общественно-политической системы Беларуси стала высокая концентрация политической власти, которая воплотилась в президентской форме правления. Такой вариант политического устройства и процесс его эволюции отличают Беларусь от существующей в других восточноевропейских странах политической модели. Формирование белорусской модели социально-экономического развития. После распада СССР каждая бывшая союзная республика стала независимой страной со своей национальной денежной системой и должна была искать свой выход из экономического кризиса начала 1990-х гг. В Беларуси были разработаны программы перехода от командно-административной системы управления народным хозяйством к рыночной системе экономических отношений. Были введены рыночные цены на большинство товаров и услуг, разрешена аренда и индивидуальная трудовая деятельность; произошло становление предпринимательских, банковских и коммерческих структур, а также началась приватизация — разгосударствление, передача объектов из государственной формы собственности в частную. В процессе определения путей социально-экономического развития была выбрана модель социально ориентированной рыночной экономики. При реализации этой модели выбор был сделан в пользу государственного регулирования экономики с сохранением сильной социальной политики. Процесс интеграции Беларуси с Россией в экономической и политической области привел к подписанию в 1999 г. Договора о создании Союзного государства. На рубеже веков на постсоветском пространстве с участием Беларуси было образовано интеграционное объединение — Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза между Беларусью, Россией и Казахстаном.


3.Характеристика социально-экономического (внешнеполитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту

Характеристика социально-экономических последствий аварии на Чернобыльской АЭС с использованием карты, где обозначены районы радиоактивного загрязнения территории Беларуси. 23 % территории республики было загрязнено радиоактивными изотопами, от чего пострадало 2,3 млн человек, то есть каждый пятый житель Беларуси. Из хозяйственного оборота было выведено 20 % земель. С загрязненных территорий на новое место жительства было отселено более 135 тыс. человек. Отселение, лечение и оздоровление людей, создание надлежащих условий для работы и жизни на загрязненных территориях остаются одной из важнейших проблем социально-экономического развития страны и сейчас.


БИЛЕТЫ
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25