Билет 19


Cодерджание билета:

  1. Воссоединение Западной Беларуси с БССР: геополитические условия и историческое значение
  2. Общественно-политическая система Республики Беларусь во второй половине 1990-х гг. — начале XXI
  3. Соотнесение исторического события в Беларуси с общественно-историческим процессом

1.Воссоединение Западной Беларуси с БССР: геополитические условия и историческое значение

Начало Второй мировой войны. В конце 1930-х гг. в связи с агрессивным курсом нацистской Германии в Европе сложилась новая геополитическая ситуация. Советское руководство, которое придерживалось политики коллективной безопасности, было готово сотрудничать в борьбе против германской агрессии с Великобританией и Францией. Однако руководство этих стран придерживалось политики «умиротворения» в отношении А. Гитлера. В этих условиях 23 августа 1939 г. в Москве был подписан со- ветско-германский договор о ненападении. Он вошел в историю под названием «пакта Риббентропа — Молотова» по фамилиям министров иностранных дел Германии и СССР. Пакт позволил СССР выиграть некоторое время, необходимое для укрепления собственной безопасности. Пакт был дополнен дополнительным секретным протоколом, согласно которому территория Польши и ряда других стран разделилась на сферы влияния СССР и Германии. Западная Беларусь и Западная Украина признавались «сферой интересов» СССР. 1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Этим событием началась Вторая мировая война. В условиях наступления германских войск на Польшу руководством СССР было принято решение о срочной помощи белорусскому и украинскому народам, которые в скором времени могут оказаться под немецкой оккупацией. Германия оккупировала почти всю территорию Польши и подошла к Западной Беларуси. Были заняты некоторые населенные пункты, в том числе город Брест. Поход Красной Армии в Западную Беларусь. Утром 17 сентября 1939 г. войска Красной Армии перешли советско-польскую границу. Начался освободительный поход Красной Армии в Западную Украину и Западную Беларусь. Это действие с одобрением было встречено советскими людьми. Трудящиеся БССР с сочувствием относились к своим соотечественникам в Западной Беларуси, выражали свою солидарность в их борьбе за объединение. Основная часть населения Западной Беларуси — крестьяне, рабочие, ремесленники, интеллигенция — встречали Красную Армию как освободительницу, нередко с цветами и хлебом-солью. Местное население с приходом Красной Армии связывало надежды на прекращение войны и возвращение домой мобилизованных в польскую армию жителей Западной Беларуси. К 25 сентября советские войска полностью заняли Западную Беларусь и остановились на линии Гродно — Ломжа — Брест (в пределах Беларуси). Эта граница и была закреплена в Договоре о дружбе и границе от 28 сентября 1939 г. между Советским Союзом и Германией. К западнобелорусским этническим землям были присоединены западные уезды Белостокского воеводства с преимущественно польским населением. По инициативе И. Сталина 10 октября 1939 г. было принято решение о передаче Вильны и Виленского края Литве. Установление советской власти в Западной Беларуси. После занятия Красной Армией территории Западной Беларуси здесь началось установление советской власти. 22 октября 1939 г. прошли выборы в Народное собрание Западной Беларуси, которое состоялось 28—30 октября 1939 г. в Белостоке. Оно приняло Декларацию об установлении советской власти в Западной Беларуси, деятельность всех политических партий, кроме коммунистической, была запрещена. День 17 сентября был объявлен днем освобождения трудящихся Западной Беларуси от гнета буржуазии и помещиков. Собрание приняло резолюцию «О вхождении Западной Беларуси в состав БССР». Были приняты решения о конфискации (принудительном и безвозмездном изъятии в собственность государства) помещичьих земель, о национализации банков и крупной промышленности, то есть передаче их из частной собственности в государственную. Депутаты Народного собрания обратились в Верховный Совет СССР с просьбой о принятии Западной Беларуси в состав Советского Союза и воссоединении ее с БССР. 2 ноября 1939 г. эта просьба была удовлетворена Верховным Советом СССР, а 14 ноября 1939 г. — Верховным Советом БССР. В результате воссоединения с Западной Беларусью территория БССР увеличилась с 125,5 тыс. км.


2.Общественно-политическая система Республики Беларусь во второй половине 1990-х гг. — начале XXI р. Формирование политической системы в Республике Беларусь.

В середине 1990-х гг. назрела необходимость четкого определения полномочий Президента, Правительства и Парламента. Хозяйственные и культурные преобразования в западных областях БССР. На присоединенных территориях технически реконструировались старые и начали строиться новые промышленные предприятия. В деревне помещичьи земли были разделены между крестьянами. 30 тыс. крестьянских дворов объединены в колхозы. В подавляющем большинстве крестьяне (бедняки и часть середняков) поддержали идею создания колхозов. Однако процесс коллективизации вызвал сопротивление со стороны зажиточных крестьян. Их пока не раскулачивали, а земли оставляли столько, сколько их семьи могли обработать собственными силами. Была ликвидирована безработица, открыто большое количество новых школ, библиотек, клубов. Обучение в школах переводилось на родной язык. Вводилось бесплатное медицинское обслуживание населения. Вместе с тем осуществление ряда мероприятий (искусственная белорусизация, атеистическая пропаганда) происходило волевыми методами, фактически без учета местных условий, национальных и религиозных традиций. В результате ликвидации предприятий частного производства и торговли возникли трудности в обеспечении товарами первой необходимости. Все это обусловило недовольство советской властью у определенной части населения Западной Беларуси. наблюдался определенный дисбаланс взаимоотношений между различными ветвями власти. Согласно Конституции, принятой 15 марта 1994 г. Верховным Советом Республики Беларусь, Парламент являлся единственным законодательным органом государственной власти. Президент, выборы которого состоялись в 1994 г., провозглашался главой государства и исполнительной власти. В Верховном Совете Республики Беларусь группа депутатов стала добиваться ограничения полномочий Президента. В то же время сам Верховный Совет оказался неспособным координировать деятельность различных государственных структур. Важную роль в решении противостояния между законодательной (Парламент) и исполнительной (Президент) ветвями власти сыграл республиканский референдум, проведенный 24 ноября 1996 г. На голосование были вынесены два проекта Конституции, один — предложенный Президентом, второй — депутатами Верховного Совета (аграриями и коммунистами). Проект Конституции, предложенный Президентом, предусматривал расширение его полномочий как главы государства. В альтернативном депутатском проекте вообще не предусматривалась должность Президента, институт президентства ликвидировался и предлагалось возвращение к парламентской республике. За принятие новой редакции Конституции Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, предложенными Президентом, проголосовало 70,4 % избирателей. Проект Верховного Совета Республики Беларусь поддержало 7,9 % избирателей. Большинство избирателей (88,2 %) проголосовало также за предложение Президента о перенесении Дня Независимости Республики Беларусь (Дня Республики) с 27 на 3 июля — день освобождения Минска от гитлеровских захватчиков. Результаты укрепления политической системы в Республике Беларусь. Укреплению стабильности в стране способствовало проведение в 2001 г. президентских выборов на альтернативной основе. В них приняли участие три кандидата на данную должность. 75,6 % избирателей отдали свои голоса за А. Г. Лукашенко, который был избран Президентом Республики Беларусь на второй срок. Свидетельством укрепления президентской власти стали итоги республиканского референдума 17 октября 2004 г. Вопрос, вынесенный на общенародное обсуждение: «Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь А. Г. Лукашенко участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: “Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании”?». 79,4 % избирателей от числа граждан, внесенных в списки для голосования, поддержали данное предложение. На основе результатов голосования из статьи 81-й Конституции Республики Беларусь была исключена ее вторая часть: «Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков». На президентских выборах, состоявшихся в 2006 г., в голосовании приняли участие 92,9 % избирателей. Из четырех кандидатур, которые принимали участие в выборах, за А. Г. Лукашенко проголосовало 83 % избирателей, что составляет более пяти с половиной миллионов граждан нашей страны. В президентских выборах 2010 г. участвовало 10 кандидатов на пост главы государства. Из 90,6 % избирателей, принявших участие в голосовании, 79,6 % отдали свои голоса действующему Президенту Республики Беларусь. Политические партии и общественные объединения. По состоянию на 1 января 2011 г. в Беларуси зарегистрировано 15 политических партий, 36 профессиональных союзов, свыше 2300 общественных объединений. Большинство существующих партий не имеют значительного влияния на политическую жизнь страны. Среди действующих партий можно условно выделить несколько политических направлений. Самыми большими по количеству членов являются партии коммунистического направления — Коммунистическая партия Беларуси (КПБ) и Партия коммунистов Белорусская (ПКБ). Коммунистическая партия Беларуси провозгласила себя преемницей КПСС — КПБ и определила свои цели и задачи. Они заключаются в построении коммунизма, ориентации на социалистический путь развития, ведущий к созданию бесклассового общества социальной справедливости, возрождении на добровольной основе государственного союза советских народов. Сторонники коммунистических партий в своем большинстве поддерживают основные направления нынешней государственной политики и развитие интеграционных процессов с Россией. Социал-демократическое направление представляют Белорусская социал-демократическая партия (Громада) и др. Эти партии выступают за преодоление кризисных явлений в экономике, социальную защиту интересов различных групп населения. Либеральное направление составляют Объединенная гражданская партия и др. ОГП выступает за приоритет частных интересов, минимизацию роли государства в экономической жизни общества, широкомасштабную приватизацию государственной собственности, во внешнеполитической сфере ориентируется на Запад. К национально-демократическому направлению относится Партия Белорусского Народного Фронта (БНФ). В своей деятельности она придерживается идеи национально-культурного возрождения белорусов. Часть сторонников этой партии отличается антикоммунистической направленностью. В экономической области предлагается реформирование по либеральным рецептам «шоковой терапии» и обширная приватизация. Во внешнеполитической области используется идея оказания давления Запада на Беларусь. Активно участвует в политических кампаниях республиканское общественное объединение «Белая Русь», образованное в 2007 г. Оно по состоянию на 2011 г. насчитывает в своих рядах более 130 тыс. человек и превратилось в устойчивую политическую структуру. Это объединение способствует достижению общественного согласия в деле построения сильной и процветающей Беларуси, а также социально справедливого общества, основанного на патриотических и нравственно-духовных ценностях белорусского народа. В 2002 г. был создан Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ), который является преемником лучших традиций комсомола Беларуси и самым крупным объединением молодежи, которое поддерживается государственной властью. Цель БРСМ состоит в создании условий для всестороннего развития молодежи и раскрытия ее творческого потенциала. По состоянию на 2010 г. ряды БРСМ насчитывали около 500 тыс. человек. Взаимоотношения государства и религиозных конфессий. Тесные отношения у государства сложились с Белорусской православной церковью, которая занимает первое место по количеству верующих и приходов. Руководство ею осуществляет Синод во главе с Митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси Филаретом (с декабря 2013 г. Павлом). За свой многолетний вклад в духовное возрождение белорусов, укрепление дружбы и братских связей между народами, развитие межконфессионального диалога Митрополит Филарет удостоен звания «Герой Беларуси». Активно действует Римско-католическая конфессия. У истоков ее возрождения в Беларуси стоял первый белорусский кардинал Казимир Свёнтек. В 1991—2006 гг. он возглавлял Минско-Могилевскую римско-католическую епархию. Благодаря его усилиям верующим был возвращен костел Святых Симеона и Елены (Красный костел) в Минске, начала работу Пинская высшая духовная семинария. В 1994 г. Папа Римский присвоил ему сан кардинала, а в 2004 г. — титул «Свидетель веры», которым обладают лишь несколько человек в мире. Налаживанию конфессионального православно-католического диалога способствует деятельность митрополита Минско-Могилевского архиепископа Тадеуша Кондрусевича.


3.Соотнесение исторического события в Беларуси с общественно-историческим процессом

Определение общественно-исторического процесса, о котором свидетельствовали: созыв Всебелорусского съезда в декабре 1917 г.; провозглашение Белорусской Народной Республики и ее независимости; создание Советской Социалистической Республики Беларуси; создание Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси; второе провозглашение ССРБ. Данная совокупность исторических фактов свидетельствовала о процессе формирования белорусской государственности на советской основе. Перечисленные государственные образования (или их провозглашения) рассматриваются современной белорусской исторической наукой как национальные формы белорусской государственности, носителем которых являлся белорусский народ.


БИЛЕТЫ
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25