Билет 5


Cодерджание билета:

  1. Образование Советской Социалистической Республики Беларуси и Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси: особенности оформления белорусской советской государственности
  2. Развитие литературы и искусства БССР во второй половине 1940-х — первой половине 1950-х гг.: особенности и темы творчества
  3. Сравнительная характеристика событий (процессов) истории Беларуси по предложенным или самостоятельно определенным признакам

1.Образование Советской Социалистической Республики Беларуси и Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси: особенности оформления белорусской советской государственности

Создание Советской Социалистической Республики Беларуси (ССРБ). В руководстве Российской Коммунистической партии (большевиков) — РКП(б) преобладало мнение, что человечество находится накануне мировой пролетарской революции. Поэтому самоопределение наций и создание самостоятельных республик рассматривались как ненужные. Однако надежды на пролетарские революции ни в Польше, ни в Германии не оправдались. В Беларуси активизировалось движение за самоопределение, воплотившееся в созыве Всебелорусского съезда, а затем в провозглашении БНР и ее независимости. Эти факторы обусловили принятие большевистским руководством решения о создании белорусской государственности на советской основе. Руководители Облисполкомзапа и Северо-Западной областной организации РКП(б) выступали против провозглашения Беларуси самостоятельной советской республикой, предлагая решить национальный вопрос в Беларуси в рамках Западной области, которая бы входила в состав РСФСР. Представители Белорусского национального комиссариата (Бел- нацкома), созданного в начале 1918 г. в Петрограде (во‘главе его до мая 1918 г. был Александр Григорьевич Червяков), предложили в качестве первоначальной формы советской государственности Беларуси областную автономию в составе РСФСР. Белорусы-коммунисты, которые в 1918—1919 гг. объединялись в белорусские секции РКП(б), организованные из беженцев-белору- сов в различных городах России (в их руководство входил Дмитрий Федорович Жилунович (Тишка Гартный)), поддержали позицию Белнацкома. 30 декабря 1918 г. в Смоленске, который в связи с германской оккупацией стал центром Западной области, была созвана VI Северо- Западная областная конференция РКП(б). Конференция приняла решение о переименовании ее в I съезд Коммунистической партии (большевиков) Беларуси (КП(б)Б). Было сформировано Временное рабоче-крестьянское советское правительство Беларуси во главе с Д. Ф. Жилуновичем. А вечером 1 января 1919 г. был обнародован Манифест этого правительства, которым провозглашалось образование Советской Социалистической Республики Беларуси (ССРБ). В состав ССРБ вошли территории Минской, Гродненской, Витебской, Могилевской (куда входил тогда Гомель), а также части Смоленской, Виленской, Ковенской и Черниговской губерний. В связи с образованием ССРБ Облисполкомзап 3 января 1919 г. принял постановление о самороспуске и передаче властных полномочий правительству ССРБ. 5 января 1919 г. правительство ССРБ из Смоленска переехало в Минск, который стал столицей Советской Беларуси. Первый Всебелорусский съезд Советов. Создание Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси (Литбел). 16 января 1919 г. (чуть больше, чем две недели после объявления ССРБ) большевистское руководство в Москве приняло решение о присоединении к РСФСР Витебской, Могилевской и Смоленской губерний. С таким решением не согласилась большая часть членов Временного рабоче-крестьянского советского правительства Беларуси во главе с Д. Ф. Жилуновичем. 2—3 февраля 1919 г. в Минске состоялся I Всебелорусский съезд Советов. На съезде было принято постановление «О признании независимости Социалистической Советской Республики Беларуси». Съезд определил территорию ССРБ в составе Минской и Гродненской губерний. На съезде была также принята первая Конституция ССРБ, согласно которой высшая власть в республике принадлежала съезду Советов, а в период между съездами — Центральному Исполнительному Комитету. Съезд решил вопрос о создании Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси (Литбел). Литбел создавалась через объединение Социалистических Советских Республик Литвы и Беларуси на территории Виленской, Минской, Гродненской и части Ковенской губерний с населением около 4 млн человек. Ее административным центром стала Вильна. Созданное в феврале 1919 г. это искусственное государственное образование фактически просуществовало до июля 1919 г. Территория Литбел служила в качестве пограничной зоны между Польшей и Советской Россией. Объединенную республику большевики пытались использовать для отграничения РСФСР от Польши с целью предотвращения открытой войны с ней. Идея создания Литбел не была принята Д. Ф. Жилуновичем. Современные историки считают Литбел примером так называемого буферного государства. Территория такого государства используется в целях недопущения разрешения конфликта между враждебными странами вооруженным путем.


2.Развитие литературы и искусства БССР во второй половине 1940-х — первой половине 1950-х гг.: особенности и темы творчества

Условия развития белорусской литературы. В области литературы и искусства господствовала «теория бесконфликтности», сутью которой было как будто отсутствие в советском обществе негативных явлений. Писатели и художники должны были показывать в своих произведениях только позитивные явления, а тот, кто пытался отойти от таких идеологических «границ», попадал в число «формалистов» и «националистов». От писателей требовалось придерживаться в своей творческой деятельности принципа партийности. Это означало, что деятели культуры должны были руководствоваться идеологией коммунистической партии, исходить из ее требований и предопределений. Литературные герои обязательно делились на положительных и отрицательных, с осуждением последних как носителей отжившего, что мешало движению вперед. Нежелательных для власти писателей подвергали репрессиям. Тема войны и отражение мирной жизни в произведениях белорусских писателей. Белорусская литература послевоенных лет была посвящена преимущественно прошедшей войне. Осмыслением войны по ее горячим следам стал роман «Млечный Путь» Кузьмы Чорного. В нем — размышления писателя о судьбе народа во время войны. Наиболее полно военные события отражены в романе-эпопее Михася Лынькова «Незабываемые дни». Один из главных героев романа Константин Заслонов предстает и как обычный человек, и как легендарный герой, но настоящие трудности войны в романе сглаживаются. Роман Ивана Шамякина «Глубокое течение» стал первым белорусским «партизанским» романом. Освобождению БССР от немецко-фашистских захватчиков, в том числе событиям операции «Багратион», посвящен роман Ивана Мележа «Минское направление». Плодотворно продолжал работать Якуб Колас. В 1947 г. вышла его поэма «Хата рыбака», за которую он получил Государственную премию СССР А в 1954 г. писатель завершил работу над трилогией «На росстанях». Соавтором сценария фильма «Первые испытания» по трилогии Я. Коласа «На росстанях» стал белорусский поэт Аркадий Кулешов. Он получил Государственную премию СССР за поэму «Новое русло», посвященную мирному труду первых послевоенных лет. Белорусский театр. Музыкальная жизнь. Изобразительное искусство. В 1945 г. в Купаловском театре была поставлена пьеса Алеся Кучара «Заложники» о М. Ф. Шмырёве (Батьке Минае) и его семье. В Купаловском театре служили артисты, которые прославили белорусское театральное искусство. Одна из них Стефания Станюта, которая работала здесь с 1932 до 2000 г., сыграв около 200 ролей. Крупным художественным событием стала сатирическая комедия Андрея Макаёнка «Извините, пожалуйста!». В ней вскрывались недостатки сельской действительности того времени. Вершиной творчества Кондрата Крапивы считается пьеса «Милый человек». Послевоенному укладу жизни в деревне была посвящена его комедия «Поют жаворонки». В 1944 г. открыл сезон Государственный театр оперы и балета БССР Зрители увидели оперу Евгения Тикоцкого «Алеся», которая в новой редакции стала называться «Девушка из Полесья». В 1940— 1950-е гг. ставились опера Анатолия Богатырёва «Надежда Дурова», посвященная героине войны 1812 г., опера Дмитрия Лукаса «Кастусь Калиновский» и др. Тема войны интересовала в эти годы и художников Беларуси. Художник Евгений Зайцев создал глубоко эмоциональное полотно «Оборона Брестской крепости в 1941 году». Отражением героического духа советского народа в годы войны стала картина «За родную Белоруссию» Владимира Суховерхова. Моменту встречи воинов Красной Армии жителями Минска посвящено полотно Валентина Волкова «Минск. 3 июля 1944 года». Ряд крупных работ в эти годы создали белорусские скульпторы. Заир Азгур посвятил свои работы представителям культуры Беларуси Ф. Скорине, А. Пашкевич (Тётке), Я. Коласу, К. Крапиве, народному герою знаменитому деду Талашу. 3 июля 1954 г. на Круглой площади в Минске был открыт Монумент Победы в честь воинов Советской Армии и партизан, погибших в годы Великой Отечественной войны. Памятник был создан по проекту архитекторов Г. Заборского и В. Короля. Авторами бронзовых горельефов, расположенных на четырех гранях Монумента, стали скульпторы Андрей Бембель, 3. Азгур и др.


3.Сравнительная характеристика событий (процессов) истории Беларуси по предложенным или самостоятельно определенным признакам

Заполнение сравнительной таблицы «Основные черты общественно-политической жизни в БССР» с выводом о ее особеннбстях: Особенностью общественно-политической жизни в БССР было усиление роли Коммунистической партии Беларуси, которое проис ходило в условиях достаточно стабильного экономического развития, пока еще не проявились кризисные явления. При повышении жизненного уровня населения формировалось положительное отношение белорусов к политике коммунистической партии. Для белорусского общества были характерны симпатии к идеям социализма.


БИЛЕТЫ
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25