Билет 4


Cодерджание билета:

  1. Белорусское национальное движение в декабре 1917 — марте 1918 г. Провозглашение Белорусской Народной Республики
  2. Развитие образования и науки БССР во второй половине 1940-х — первой половине 1950-х гг. как составная часть процесса послевоенного восстановления
  3. Характеристика социально-экономического (внешнеполитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту

1.Белорусское национальное движение в декабре 1917 — марте 1918 г. Провозглашение Белорусской Народной Республики

Белорусское национальное движение. После октябрьских событий 1917 г. Центральная рада, созданная в июле 1917 г. на съезде белорусских национальных организаций, была переименована в Великую белорусскую раду (ВБР). Она провозгласила собственную политическую программу. В ней предусматривалось достижение автономии — самостоятельного осуществления государственной власти в Беларуси в рамках Российской федеративной республики. Работой ВБР руководила Белорусская социалистическая громада (БСГ). Деятели ВБР, признав советское правительство в Петрограде во главе с В. И. Лениным, отказались признать власть Областного исполнительного комитета Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Западной области и фронта (Облисполкомзапа) в Беларуси, так как считали, что он представляет не белорусский народ, а солдат Западного фронта. Облисполкомзап все свое внимание уделял проблемам Западного фронта. Руководствуясь идеями установления власти на советской основе и осуществления мировой пролетарской революции, руководство Облисполкомзапа не воспринимало требование о самоопределении белорусов. Белорусское национальное движение было представлено также Белорусским областным комитетом (БОК), который был образован из делегатов от белорусских губерний на Всероссийский съезд крестьянских депутатов. Представители БОК рассматривали Облисполкомзап как временную гражданскую и военную власть в Беларуси. БОК и ВБР выступили с инициативой созыва в Минске Всебело- русского съезда, который должен был решить вопрос о белорусской государственности. Народный комиссар по делам национальностей И. В. Сталин от имени СНК поддержал идею проведения съезда на основе компромисса между Облисполкомзапом и БОК. Всебелорусский съезд и его решения. Всебелорусский съезд состоялся 5—18 декабря 1917 г. в Минске. Делегаты съезда представляли как все слои белорусского населения, так и различные политические организации, действовавшие в Беларуси. На съезде развернулась острая дискуссия по поводу определения формы белорусской государственности. Так, сторонники ВБР добивались провозглашения Беларуси равноправной республикой в общероссийской федерации народов и краев, то есть поддержали идею провозглашения Беларуси народной республикой. Делегаты от БОК предложили областную автономию Беларуси в составе Советской России, то есть идею создания белорусского государства на советской основе. После горячих дискуссий съезд принял резолюцию, согласно которой провозглашался республиканский строй на белорусских землях, а участники съезда признали всероссийскую советскую власть. Однако съезд игнорировал существование Облисполкомзапа. После того как делегаты приступили к рассмотрению вопроса о создании из числа делегатов временного органа краевой власти — Всебелорус- ского Совета крестьянских, солдатских и рабочих депутатов, — СНК Западной области и фронта с помощью военной силы разогнал съезд. Провозглашение Белорусской Народной Республики (БНР). Часть депутатов распущенного Всебелорусского съезда создали Исполнительный комитет Рады Всебелорусского съезда. В условиях наступления германских войск, когда руководители Облисполкомзапа в ночь на 19 февраля 1918 г. оставили Минск, Исполнительный комитет Рады Всебелорусского съезда взял власть в свои руки. 21 февраля 1918 г., в день, когда в Минск вошли германские войска, Исполком Рады Всебелорусского съезда обратился к народу Беларуси с Первой Уставной грамотой, в которой объявил себя временной властью на территории Беларуси. 9 марта 1918 г. Исполком Рады Всебелорусского съезда принял Вторую Уставную грамоту, в которой провозглашалось создание на этнической территории Беларуси Белорусской Народной Республики (БНР). В грамоте также провозглашались демократические свободы, равенство языков народов Беларуси, упразднение частной собственности на землю и передача ее без выкупа крестьянам, 8-часовой рабочий день. Рада Всебелорусского съезда, преобразованная в Раду БНР, в Третьей Уставной грамоте 25 марта 1918 г. провозгласила независимость БНР. В октябре 1918 г. Рада утвердила временную конституцию республики, которой узаконила символы БНР: герб «Погоня» и бе- ло-красно-белый флаг. Среди инициаторов провозглашения БНР были Антон Иванович Луцкевич и Аркадий Антонович Смолич. Провозглашение БНР и ее независимости стало закономерным результатом белорусского национального движения, а БНР являлась лишь зародышем государственного образования, так как идея создания белорусской государственности в условиях германской оккупации не могла быть реализована.


2.Развитие образования и науки БССР во второй половине 1940-х — первой половине 1950-х гг. как составная часть процесса послевоенного восстановления

Восстановление работы общеобразовательной школы. Во время оккупации школьные здания, а также оборудование были почти полностью уничтожены. Ремонтом и строительством школ занимались не только строители, но и учителя, родители учеников и даже военнослужащие. Это позволило уже в 1945/46 учебном году ввести в действие 80 % от довоенного количества школ. В 1950/51 учебном году количество учеников было меньшим, чем в довоенные годы. Это результат больших потерь населения Беларуси в годы войны. Чтобы привлечь к учебе детей, которые в связи с войной не посещали школу в течение трех лет и стали переростками, в начальные школы принимали детей до 15-летнего возраста, а в первый и второй классы — одиннадцатилетних. Общеобразовательная школа Беларуси в сжатые сроки обеспечила всеобщее начальное образование. Для образования работающей молодежи открывались школы рабочей и сельской молодежи. Обучение начиналось с семилетнего возраста, а не с восьмилетнего как было ранее, была введена сдача экзаменов в 4-х и 7-х классах, а в 10-м классе — экзамен на аттестат зрелости. К середине 1950-х гг. был в основном завершен переход на всеобщее семилетнее обучение. В западных областях БССР грамоте было обучено более 370 тыс. неграмотных и свыше 500 тыс. малограмотных. Высшая и средняя специальная школа Беларуси в первые послевоенные годы. Уже в 1944 г. начал свою деятельность Белорусский политехнический институт. В этом же году в Минск из-под Москвы переехал БГУ, а из Ярославля — медицинский институт. Одним из его студентов стал участник Великой Отечественной войны 20-лет- ний Георгий Иванович Сидоренко, ныне известный ученый-медик, один из создателей специализированных кардиологических бригад, академик. В 1944—1945 гг. возобновил занятия Белорусский институт народного хозяйства. В 1945 г. был создан Белорусский театральный институт (в 1953 г. переименован в театрально-худо- жественный). В 1948 г. открылся Минский педагогический институт иностранных языков. Всего в 1950/51 учебном году в республике действовало 29 высших учебных заведений, в которых занималось на 10 тыс. студентов больше, чем перед войной. В первой половине 1950-х гг. с целью подготовки инженерных кадров были открыты Гродненский сельскохозяйственный институт, Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта в Гомеле, Белорусский институт механизации и электрификации сельского хозяйства в Минске. Стали работать Брестский, Мозыр- ский и Полоцкий педагогические институты. Обеспечение квалифицированными кадрами всех отраслей экономики БССР создало реальные условия для успешного послевоенного восстановления. Возрождение и выход на новые рубежи белорусской науки. В 1944 г. возобновила свою деятельность Академия наук БССР. В ее составе создавались новые научно-исследовательские институты: механизации и электрификации сельского хозяйства, философии и права, физико-технический, энергетики, физики и математики и др. В развитие Академии наук значительный вклад внес ее президент с 1952 до 1969 г. Василий Феофилович Купревич. Основными направлениями его научной деятельности были ботаника, почвоведение, физиология. Он впервые доказал, что растения в процессе фотосинтеза поглощают углекислоту, которая попадает в корневую систему вместе с водой из почвы. Приложил много усилий для восстановления исследований в области генетики. Однако такие научные направления, как генетика и кибернетика, были признаны неперспективными вследствие административных методов управления наукой. В американском журнале «Science» была опубликована статья известного ученого-генетика и селекционера, президента Академии наук БССР в 1947 г. Антона Романовича Жебрака. Партийное руководство узрело в статье клевету на советских ученых, а сама публикация была названа антипатриотической акцией. Достижения науки в послевоенный период начали постепенно внедряться в производство. В этом несомненная заслуга белорусских ученых. В 1951 г. Государственную премию получил Петр Иванович Альсмик за выведение и внедрение в производство высокопродуктивных сортов картофеля, в 1952 г. — Герасим Васильевич Богомолов за разведку и открытие Старобинского месторождения калийных солей.


3.Характеристика социально-экономического (внешнеполитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту

Характеристика геополитического положения Беларуси, сложившегося в результате событий осени 1939 г., с опорой на историческую карту. В результате освободительного похода Красной Армии и решения Народного собрания Западной Беларуси она была воссоединена с БССР и включена в состав СССР. В результате вхождения Западной Беларуси в состав БССР ее территория увеличилась с 125,6 до 225,6 тыс. км2, а население — с 5,6 до 10,3 млн человек. На присоединенной территории было образовано 5 областей — Барановичская, Брестская, Белостокская, Вилейская и Пинская. Воссоединение Западной Беларуси с БССР восстановило историческую справедливость в отношении разделенного государственными границами (согласно условиям Рижского мирного договора 1921 г.) белорусского народа и дало ему возможность жить и работать в советском социалистическом государстве.


БИЛЕТЫ
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25